Спецпроекты

На страницу обзора
Самый безопасный магазин без продавцов

Современные магазины начинены огромным количеством систем защиты начиная от пожарной сигнализации и заканчивая средствами антитеррористической безопасности, но ключевая роль отведена системам видеонаблюдения и аналитики, которые позволяют отследить попытки мошенничества как со стороны покупателей, так и со стороны сотрудников.

Вопрос обеспечения физической безопасности в магазинах можно разделить на две составляющие – это контроль персонала и защита от злоумышленников-покупателей. Важно подчеркнуть, что угроза со стороны работников торговой площадки гораздо выше, чем со стороны посетителей. «По экспертным данным, масштабы злоупотреблений недобросовестных сотрудников магазинов в несколько раз превышают ущерб от краж, совершаемых покупателями. Например, журнал “Управление персоналом” приводит статистику, согласно которой в совокупных незапланированных потерях магазина на долю персонала приходится свыше 70% краж. Причем, это происходит на протяжении всей цепочки движения товара – начиная с приемки и заканчивая реализацией через кассовый узел», – рассказывает Олег Вейкин, заместитель директора департамента специальных технологий безопасности группы «Астерос».

Рассмотрим более подробно, какие средства защиты существуют от обоих типов угроз.

Собственных сотрудников нужно знать «в лицо»

Наличие большого количества сотрудников в сетевых магазинах приводит к регулярной ротации кадров. Во избежание инцидентов в сетях класса luxury при наборе персонала применяются психологические тесты, полиграф и т.п. Сети бюджетного класса не могут себе это позволить, поэтому в них более широкое применение получили системы контроля и учета доступа. Для этого могут использоваться пропуска, смарт-карты, кодовый доступ. Однако эти средства не идеальны, так как их довольно легко могут заполучить злоумышленники.

«Известны случаи намеренной передачи средств доступа третьим лицам. Есть еще и проблема несвоевременного предоставления сведений об уволенных сотрудниках для блокировки их персонального доступа», – делится опытом директор департамента по работе с производственными компаниями R-Style Николай Лебединский. «Недавно у нас был интересный запрос от одного из ретейлеров на предмет контроля внештатных мерчендайзеров. Проблема состоит в следующем: вместо трех нанятых мерчендайзеров на работу выходит один, который по картам доступа отмечает присутствие своих отсутствующих коллег» - приводит пример Андрей Хрулев, начальник отдела биометрических и комплексных систем безопасности компании «Техносерв».

Таким образом, необходимо внедрять средства биометрической идентификации, которые позволяют определить личность человека по лицу, сетчатке глаза, отпечаткам пальцев и т.п. «Становится сразу известно, сотрудник ли это или покупатель, имеет ли он доступ в служебные помещения, – комментирует Николай Лебединский. – Если решение идентифицировало человека как сотрудника, то у него появляется доступ к служебным помещениям и собирается статистика его перемещений внутри служебного помещения. Посторонними лицам, например, уволенными сотрудниками, доступ в помещения будет заблокирован. В случае нарушений автоматически информируется служба безопасности».

Касса – самое уязвимое место магазина

Системы идентификации позволяют предотвратить доступ нежелательных лиц в служебные помещения, однако в некоторых случаях злоумышленниками оказываются действующие сотрудники магазинов с действительными правами доступами. Особую опасность представляют недобросовестные кассиры, через которых проходят крупные денежные средства. На кассовые узлы приходится до половины всех потерь в работе магазинов.

Наиболее действенными технологиями минимизации потерь на кассовом узле являются системы контроля кассовых операций (СККО). В основе их работы лежит принцип синхронизации видеоряда с событиями кассовой программы. Система получает видеосигналы от телекамер высокого разрешения, в поле зрения которых находятся кассовые узлы и проходы. Кассовые терминалы также подключаются к системе. На экране монитора диспетчера видны товар и кассир, сидящий за кассовым терминалом. Одновременно ведется запись на цифровой носитель видеоинформации с наложением на нее данных чека. Такие системы не просто записывают факт проведения товара через сканер штрих-кодов, но и фиксируют, какой именно товар в данный момент был проведен, получая эту информацию от кассового терминала. В случае подозрительной операции система подает сигнал диспетчеру.

Принципы работы СККО (на примере решения «POS-Инспектор»)

srs_4.png

Источник: Arto.su, 2014

Совместное использование видеозаписи и данных о регистрации покупки позволяет оперативно выявить и предупредить различные попытки мошенничества со стороны сотрудников магазина. «Например, это получение денег за товар без его регистрации; продажа без сканирования штрих-кода; махинации с кредитными, подарочными и дисконтными картами; изменение содержания кассового чека; ввод неверного штрих-кода или штрих-кода более дешевого товара; несанкционированное проведение операции “cкидка”; аннулирование чека (отмена операции) после расчета с покупателем и присвоение денег; неправильное оформление возвращаемого товара; фиктивный возврат товара», – объясняет Алексей Курочкин, инженер-проектировщик департамента системной интеграции «Ланит».

Таким образом, СККО дает возможность проверить любое действие кассира. «По статистике, через два месяца с начала использования СККО потери магазина на кассовом узле сокращаются на 70-80%. В идеале система может окупить себя за полгода», – говорит Олег Вейкин.

Решения СККО используются в большинстве крупных торговых сетей. Среди популярных в России продуктов можно отметить «POS-Интеллект» компании ITV/AxxonSoft (используется в гипермаркетах IKEA, магазинах BILLA, сеть быстрого питания «Теремок»), «Видеомаркет» от ГК «Национальные Лаборатории Безопасности» («Ашан», BILLA), Set Prisma от «Кристалл Сервис» («Лента», «Окей», «Азбука вкуса»), Active POS от компании DSS («Магнит»), UnitECO CHECK от «Секьюрити Системс Компани» (X5 Retail Group).

Параметры системы POS-Интеллект ВидеоМаркет TRASSIR Active POS Set Prisma UnitECO CHECK ЧЕК-ТВ
способы интеграции с ККС 5 5 5 5 4 3
интеграция с ip-камерами 5 5 5 4 4 3
поиск по чекам 5 5 5 5 5 -
поиск по чекам с аналитикой 4 4 3 5 5 3
интеграция с ККС 5 5 5 5 4 3
возможность делать отчеты 4 4 4 5 5 -
интерфейс программы 5 4 5 4 5 3
Общий балл 33 32 32 33 32 15

Источник: Videoglaz.ru, 2014


Для предотвращения хищения крупных денежных сумм непосредственно из кассы можно использовать так называемые электронные кассиры, темпокассы или депозитные сейфы. Суть этих решений заключается в том, что сотрудник кладет в них накопленные денежные средства, и после этого он или не имеет к ним доступа (у него нет ключа от сейфа и он не владеет кодовой комбинацией), или имеет ограниченный доступ, например, для изъятия незначительной суммы для выдачи сдачи. Темпокассы также помогают защититься от грабителей, так как кассир не может изъять выручку, накопленную за день, из хранилища.

Отсеки темпокассы DORS PSE-2100 и переносной ящик

srs_5.png

Источник: Banknot-spb.ru, 2014

Наконец, самый надежный способ защититься от мошенничества кассиров - это отказаться от их услуг в принципе, чему будет способствовать развитие безналичных расчетов или возможность оплаты товаров через специальные платежные терминалы. «Человек может сам или с помощью продавца-консультанта отсканировать товары, взвесить их, упаковать и самостоятельно оплатить наличными или банковской картой, а также с использованием NFC-устройств, – рассказывает Сергей Кошелев, руководитель направления «Ритейл» центра промышленной автоматизации «Энвижн Груп». – Помимо удобства, такой подход дает много дополнительных эффектов: отсутствие инкассации, быстрое поступление средств на расчетный счет магазина, сокращение персонала». Такие технологии уже реализованы в магазинах «Радуга» и «Магнолия», на заправках «Газпромнефти».

Клиент всегда «вор»

Второй тип угроз, с которыми сталкиваются владельцы магазинов, - это кража товаров покупателями. В данном случае главный инструмент защиты – это установка видеокамер, которые передают изображение на экран диспетчеру и ведут запись. Достоинство такой системы - ее низкая стоимость. Однако ее эффективность не очень высока - она оказывает в основном имеет психологическое воздействие и отпугивает потенциальных «воришек».

Для более тщательного контроля требуется внедрение систем видеоаналитики, которые умеют распознавать лица и автоматически сообщать о появлении в магазине возможных нарушителей, изображения которых были занесены в специальную картотеку. Более сложные системы могут анализировать поведение людей и сигнализируют о наличии подозрительных действий. Среди сценариев поведения, которые научилась распозновать видеоаналитика, можно отметить несанкционированный маршрут, человеческий tailgating (проход «паровозиком» через пункт контроля), транспортный tailgating, подозрительно «слоняющиеся» люди, выявление толпы и очередей и т.п. Среди систем для подобного анализа можно выделить решения компаний ISS, ITV, «Элвис-Неотек».

«На практике действия правонарушителей значительно отличаются от поведения покупателя, даже долго выбирающего товар, поэтому отличить одного от другого можно с достаточно высокой точностью. Другой подход также основан на моделировании траектории движения правонарушителя по торговому залу, которая в среднем отлична от перемещения по залу обычного покупателя», – рассказывает Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании «Крок».

Тем не менее, пока не существует систем анализа видеоданных, которые могут полностью защитить от краж, необходимо использовать комплексный подход. Можно выделить несколько дополнительных средств защиты. Во-первых, это системы защиты товара на стеллажах, которые представляют собой комплекс, состоящий из датчиков различного типа и размера, закрепляемых на товаре, и блока сигнализации, установленного на стеллаже или в любом удобном месте. «Совместно с системой видеонаблюдения это позволяет фиксировать факт или попытку кражи для доказательства или анализа ситуации», – утверждает Алексей Курочкин.

Во-вторых, это антикражная система маркировки для защиты товара, находящегося в свободном доступе, в состав которой входят закрепленные на товаре метки, антенные рамки на выходе из торгового зала, а также средства деактивации меток у касс. Для повышения эффективности средства деактивации меток подключаются к кассовым аппаратам.

Еще более радикальный метод заключается в использовании RFID-меток, которые размещаются на товаре при производстве, что позволяет осуществлять оперативный и качественный контроль на всех этапах перемещения товара. «Особенно актуально использование RFID-меток при внедрении технологий самообслуживания: после оплаты выбранных товаров на них производится запись, которая позволяет вынести товар через контрольную рамку. Такая технология реализована в рамках проекта “Магазин будущего” для Х5 Retail Group», – рассказывает Сергей Кошелев.

Павел Лебедев/СNews Analytics

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2013
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2012 г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 4 007 057
2 Москва 3 376 219
3 Штаб-квартира: НьютаунЦентральный офис в СНГ: Москва н/д
Подробнее