Как и предрекали ведущие игроки рынка, сегмент цифровизации ритейла продолжает развиваться. Опрошенные CNews эксперты в перспективе ближайших лет стагнации не ожидают, так как волна импортозамещения не останавливается, проекты становятся все более сложными и масштабными. Однако несмотря на увеличение количества отечественных разработок, ритейлерам до сих пор не хватает некоторых полноценных аналогов западных решений. Именно по этой причине заказчики вынуждены внедрять гибридные модули, состоящие, как из отечественных, так и иностранных систем, что порождает проблемы совместимости, эксплуатации и поддержки. Но это — лишь временные меры. Благодаря значительным инвестициям в развитие технологий, государственной поддержке и усилиям локальных разработчиков появятся универсальные решения, которые будут учитывать специфику именно российского рынка и запросы заказчиков.
Перестановки в пятерке лидеров
Из-за острого кадрового дефицита и роста требований покупателей ритейлеры стараются максимально автоматизировать бизнес-процессы, начиная от найма персонала, заканчивая работой на складах и доставкой. На фоне постоянных инвестиций рынок цифровизации ритейла растет. Об этом говорят результаты традиционного рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2024». По результатам исследования, совокупная выручка топ-20 участников составила почти ₽113 млрд, что на 30% больше по сравнению с 2023 г. (₽86,5 млрд).
Интегратор Softline сохранил пальму первенства, заработав на проектах по цифровизации ритейла ₽33,6 млрд, что на 24% больше, чем в 2023 г. На втором и третьем местах расположились производители кассового и другого специализированного оборудования — компании «Эвотор» и «Атол», показавшие результат в ₽16,9 млрд и ₽10,1 млрд соответственно. В процентном выражении выручка «Эвотор» выросла на 12,8% по сравнению с 2023 г., «Атол» — на 44,6%.
На четвертой позиции — дебютант, системный интегратор «Автомакон» с впечатляющим приростом выручки в 160,4%, в денежном выражении — ₽7,7 млрд. Ранее в пятерке лидеров была компания CSI, однако данные за 2024 г. она не предоставила. На пятой позиции — вендор ПО iiko. Компания за год увеличила объем выручки в секторе розничной торговли почти в 2 раза, получив ₽4207 млрд.
Новые игроки есть и в первой двадцатке исследования. Помимо «Автомакона» новичками рейтинга стали «ИКС холдинг» (7 место), «Тензор» (10 место), а также «Белтел» (13 место). Львиная доля участников рейтинга, а именно 66,7%, показала положительную динамику роста выручки в 2024 г. Например, системный интегратор DCLogic (11 место) нарастил объем выручки на 55%, в денежном выражении — до ₽2,7 млрд.
«Значительный рост связан с тем, что ритейлеры активно инвестируют в автоматизацию складов, системы аналитики на базе ИИ, облачные решения и IoT-оборудование для оптимизации цепочек поставок. Также стоит выделить рост онлайн-торговли и гибридных форматов (например, click-and-collect), которые увеличили потребность в серверных мощностях, сетевой инфраструктуре и POS-терминалах», — прокомментировали в DCLogic.
Также у ряда игроков наблюдается отрицательная динамика, так, у компании «Инфосистемы Джет» (15 место) произошло падение на 25,1% — с ₽3,1 млрд в 2023 г. до ₽2,3 млрд в 2024 г. У интегратора «Лига Цифровой Экономики» (21 место) объем выручки снизился на 15,4% — с ₽1,5 млрд в 2023 г. до ₽1,2 млрд в 2024 г.
Опрошенные CNews эксперты уверены в том, что и в ближайшие годы стагнации ждать не придется. Дополнительные точки роста будут связаны с развитием собственных платежных систем, а также логистических платформ.
«Рост ИТ-рынка в сегменте ритейла произошел за счет проектов в рамках импортозамещения и локализации различных решений, включая комплексные платформы данных предприятия. В горизонте 2025–2026 гг. динамика роста, скорее всего, сохранится опять же с акцентом в сторону e-com. Основным драйвером при этом будет смещение фокуса от B2C в B2B, когда массово закупаться на маркетплейсах будет уже не частный потребитель, а компании. ИТ-рынок отреагирует синхронно — продолжатся проекты по импортозамещению и локализации решений, внедрению ИИ, в частности LLM. В целом в 2025–2026 гг. ИТ-рынок в ритейле сохранит динамику роста, но вместе с этим столкнется с необходимостью решения проблем кадрового дефицита», — резюмирует Максим Мельситов, директор по развитию направления разработки и внедрения ПО компании «Инфосистемы Джет».
Импортозамещение: почему 2024 г. стал переломным
Импортозамещение на протяжении последних трех лет кардинально меняет облик отечественного рынка розничной торговли. В 2022 г. заказчики скептически отнеслись к амбициозным планам разработчиков, которые планировали в короткие сроки создать функциональные продукты с нуля или же серьезно доработать существующие. Однако спустя несколько лет их сомнения начали рассеиваться.
«2024 г. стал переломным. Еще пару лет назад многие мои коллеги с осторожностью говорили о полном переходе на отечественное ПО, но сегодня мы видим его ускоренное развитие. Особенно заметен рост инвестиций в кибербезопасность — ритейлеры осознали, что это не просто статья расходов, а необходимое условие для устойчивости бизнеса», — отмечает Андрей Николайчик, директор центра отраслевой экспертизы «Розница, дистрибуция и фармацевтика» ИТ-холдинга Lansoft.
Отечественных разработок становится все больше, однако игроки рынка признают, что заказчикам до сих пор не хватает некоторых полноценных аналогов западных решений. Например, MDM и ERP-систем. По словам Максима Мельситова, отдельно стоит отметить острую нехватку GPU-карт для построения ИИ-инфраструктур. Также наблюдается отсутствие полнофункциональных аналогов «тяжелых» индустриальных продуктов класса MES/PIMS, а также CAD/CAM-систем, поэтому заказчику зачастую приходится выбирать компромиссный вариант и внедрять гибридные решения: какую-то часть закрывать локальным решением, другая же при этом продолжает работать на существующих западных разработках, что порождает проблемы совместимости, эксплуатации и поддержки.
«В долгосрочной перспективе отечественные решения так или иначе догонят или частично превзойдут зарубежных конкурентов благодаря усилиям разработчиков и значительным инвестициям в развитие технологий, а также государственной поддержке. Когда это произойдет, выбор, вероятнее всего, будет сделан в пользу локальных продуктов, которые будут ближе к рынку, лучше интегрированы с национальными реалиями и со временем, возможно, даже экономически выгоднее», — отметили в компании «Крайон».
Рынок цифровизации ритейла, согласно прогнозам игроков отрасли, в ближайшие годы продолжит расти. Локальным вендорам еще предстоит доработать различные платформы, чтобы заказчики отказались от модели, когда они вынуждены использовать гибридные решения. На это понадобится, как минимум, еще несколько лет. Но в итоге именно российские решения догонят или же отчасти обойдут зарубежные. Таким образом, можно утверждать, что импортозамещение уже стало не просто внешним курсом, а частью внутреннего экономического и технологического ландшафта страны.