Средний запрос по количеству стоек растет, что обусловлено всеобщим движением в сторону цифровизации. Кроме того, наблюдается тенденция регионального развития на рынке ЦОД. О том, существует ли в России проблема с нехваткой мощностей ЦОД и почему становятся популярными центры за пределами МКАД, в интервью CNews рассказал Юрий Самойлов, первый заместитель генерального директора «Ростелеком-ЦОД», генеральный директор DataLine.
CNews: Расскажите, какие основные тренды сложились на российском рынке центров обработки данных в последний год. Какие из них стали следствием влияния пандемии, а какие — следствием логичного развития отрасли?
Юрий Самойлов: Про пандемию сказано уже очень много, однако, на наш взгляд, пока рано оценивать ее глобальное влияние на ИТ-рынок в целом и сегмент ЦОД в частности. Продолжающийся рост спроса на мощности дата-центров и сервисы на их базе обусловлен всеобщим движением в сторону цифровизации. Это направление формирует большое количество ИТ-проектов в различных отраслях экономики и государственных организациях. Как следствие, мы отмечаем, что средний запрос по количеству стоек растет: существующие клиенты расширяются, а приток новых заказчиков остается стабильным.
Бизнес и государство генерируют все большее количество данных, которые нужно хранить и обрабатывать. Это приводит к смене баланса в вопросах распределения типов оборудования в ЦОД. Раньше основной объем занимали серверы, а системы хранения были лишь малой частью площадки. Однако сегодня мы наблюдаем, что СХД начинают догонять серверное оборудование по количеству и занимают все больше места в дата-центрах.
Еще одна тенденция, увеличивающая спрос, — интерес к сервисной модели потребления (as-a-Service) со стороны государственных структур.
CNews: Какие крупные проекты в строительстве дата-центров вы могли бы отметить по итогам 2020 года?
Юрий Самойлов: В целом мы наблюдаем тенденцию регионального развития на рынке ЦОД, поэтому крупные проекты базировались в том числе и за пределами столицы. В частности, можно отметить активное строительство дата-центров несколькими компаниями в городе Иннополис в Татарстане. Также операторы ЦОД проявляют интерес к Санкт-Петербургу: несколько крупных проектов были реализованы в 2020 году, еще несколько запланированы на этот год.
Еще одно направление, в котором движется сегмент дата-центров, — укрупнение объектов. В планах по строительству заявляются все большие мощности, а существующие площадки получают новые очереди. К примеру, компания DataPro планирует задействовать площадь в 20 тыс. кв.м. под строительство нового ЦОД в Очакове.
CNews: Столкнулись ли отечественные заказчики с дефицитом мощностей в последний год? Приходится ли потребителям услуг заранее бронировать стойки или стоять в очереди?
Юрий Самойлов: Дефицит мощностей на рынке действительно есть, но это, в первую очередь, справедливо для Москвы. Однако важно понимать, что это — временная ситуация. В прошедшем году спрос увеличивался стремительно, так как компании запустили много новых онлайн-сервисов, а количество их пользователей выросло в десятки раз. Кроме того, к развитию рынок подтолкнули государственные инициативы в области цифровизации, для реализации которых также требуется большое количество мощностей. Вместе со сдвигом сроков строительства новых объектов из-за пандемийных ограничений в 2020 году, это привело к некоторому разрыву между спросом и предложением. Но уже в текущем году ситуация должна выровняться: рынок ждет появления новых игроков, а действующие участники готовят к запуску новые площадки. Мы также будем готовы поддержать этот спрос: в Москве строим дата-центр уровня Tier IV на 2000 стоек и планируем запустить в этом году новый ЦОД на 400 стоек на действующей площадке NORD. Сейчас мы находимся в процессе покупки еще одного объекта, который позволит ввести в эксплуатацию еще почти 7000 стоек в ближайшие 3-5 лет.
CNews: Этот дата-центр прошел сертификацию Tier IV по всем трем направлениям. Как вы пришли к идее его создания?
Юрий Самойлов: Изначально этот проект был своего рода экспериментом. Но чем больше мы изучали потребности заказчиков, тем очевиднее становился тот факт, что появление запроса на такую услугу — лишь вопрос времени. Мы видим, что на рынке уже формируется спрос на премиальную инфраструктуру и сервис. Так же, как мы постоянно находимся в поиске новых решений и продуктов, наши клиенты развиваются вместе с нами и предъявляют все большие требования к надежности и доступности ИТ-систем. Наивысший уровень надежности дата-центра — это наш новый продукт, который позволит нам предложить на его основе сервисы, соответствующие новым ожиданиям и потребностям клиентов.
Нашей экспертной команде удалось найти технологические решения, которые позволят нам обеспечить соответствие стандарту Tier IV по всем трем направлениям Uptime Institute (Design, Facility, Operational Sustainability). В то же время, технологии оптимизированы таким образом, чтобы цены на новый продукт не выросли в несколько раз и не испугали заказчиков.
CNews: В чем преимущества стандарта Tier IV для будущих заказчиков? Каким компаниям и из каких отраслей это предложение покажется особенно ценным?
Юрий Самойлов: Стандарт Tier IV — это самый высокий уровень надежности дата-центра по классификации Uptime Institute. В первую очередь надежность обеспечивается за счет дублирования всех элементов инженерных систем: выход из строя любой единицы оборудования никак не скажется на работе дата-центра. Для защиты от пожара и других физических воздействий инженерное оборудование и трассы расположены в отдельных помещениях или безопасных коробах, а охлаждение организовано по непрерывной схеме, которая исключает повышение температуры в машинном зале при единичных отказах оборудования.
Использование стандарта Tier IV в ЦОД позволяет защитить бизнес от потерь, связанных со сбоями в работе ИТ-инфраструктуры. К примеру, финансовым организациям каждая минута простоя приносит огромные убытки. Для государственных сервисов также критически важна отказоустойчивость, так как количество пользователей их услуг исчисляется миллионами.
CNews: У ваших ЦОД широкая география. Какие технологические и бизнес-преимущества приносит геораспределенная сеть?
Юрий Самойлов: На сегодняшний день наши дата-центры работают в Москве, Санкт-Петербурге, Удомле, Екатеринбурге и Новосибирске. Мы рассматриваем наши географически распределенные дата-центры не как обособленные площадки, а как единую сеть. Благодаря такому подходу наша компания может обеспечить единый уровень инфраструктуры и качества сервисов для всех клиентов на всех площадках.
Геораспределенность, которую мы предлагаем сейчас заказчикам, — это, по сути, новый продукт. Благодаря возможностям крупнейшей российской точки обмена трафиком MSK-IX, также входящей в группу «Ростелеком-ЦОД», мы можем очень быстро организовать любые схемы связности с участием наших дата-центров и площадок клиентов в десятках городов России. Это означает, что мы сможем предоставлять большинство наших сервисов в геораспределенном варианте, а также помогать клиентам создавать решения по георезервированию на базе наших дата-центров, в том числе за счет специализированных сервисов. В ближайшее время мы представим глобальный балансировщик нагрузки (GSLB), который помогает распределять нагрузку на приложения в распределенной инфраструктуре, построенной на площадках в разных городах.
CNews: Вы упомянули ЦОД в Удомле: пользуется ли такой отдаленный объект спросом?
Юрий Самойлов: Действительно, эта площадка находится в отдаленном от мегаполисов месте в Тверской области. Клиенты за долгое время работы со столичными площадками привыкли, что к своему оборудованию в дата-центре можно добраться очень быстро. И нам потребовалось время, чтобы убедить клиентов в том, что ЦОД за пределами МКАД — это тоже рабочий вариант. Дата-центр в Удомле не уступает по качеству нашим площадкам в других городах: у него такая же надежная инженерная инфраструктура, квалифицированные инженеры, как и на наших флагманских площадках.
Одно из главных преимуществ объекта в Удомле — высокий потенциал к масштабированию и поддержанию роста бизнеса заказчиков. Запас мощностей позволяет клиентам дата-центра комфортно расширяться без рисков столкнуться с нехваткой стоек: для одного из наших крупнейших заказчиков это стало определяющим фактором при выборе этого ЦОД.
Площадку с такими возможностями мы позиционируем как еще один новый продукт в нашем расширяющемся портфеле, который мы предлагаем рынку. Ряд клиентов используют дата-центр в Удомле как резервную площадку, имея основную в Москве или Санкт-Петербурге. На сегодняшний день первые 820 стоек уже используются заказчиками, и мы полным ходом занимаемся подготовкой к запуску второй очереди в августе 2021 года.
CNews: Некоторые ваши клиенты размещают свои данные на разных площадках в разных городах. Как вы сохраняете единый уровень сервиса для таких заказчиков?
Юрий Самойлов: Сервис дата-центра — это не только инфраструктура, но и процессы, и команда. Мы все еще находимся на пути к единству сервисов во всех дата-центрах, но уже проделали большой объем работы. В первую очередь, мы привели к единому знаменателю уровень квалификации сотрудников на всех площадках. Это помогает поддерживать стабильную работу ЦОД и соблюдение всех режимных мер объектов. Кроме того, мы внедрили единые процессы, начиная от регламента проведения работ по техническому обслуживанию оборудования и систем, и заканчивая организацией экскурсий в дата-центр для клиентов. Мы также приводим ЦОД к единому внешнему виду в вопросах маркировки оборудования и наполнения служебными сервисами, такими как Wi-Fi и телефония.
Мы стремимся сделать каждый дата-центр равноценной функциональной единицей сети вне зависимости от расположения. Для этого на базе всех площадок мы создаем центры компетенций. Каждый из них будет аккумулировать профильные компетенции и знания по конкретному направлению и делиться экспертизой со всей сетью. В зону ответственности центров войдут поиск и апробация новых технологий, а также подготовка профильных инженеров. К примеру, в Удомле будут сконцентрированы усилия по развитию систем электроснабжения, а новосибирская площадка станет центром компетенций по направлению инструментов мониторинга ЦОД.
CNews: В конце 2019 года команды DataLine и «Ростелеком-ЦОД» объединились. Какие изменения это принесло? Как это отразилось на работе по открытию новых площадок? Какие новые возможности открылись для бизнеса?
Юрий Самойлов: Объединение ресурсов и команд высокого уровня квалификации позволило нам стать самой крупной сетью дата-центров в России. У нас появилась возможность быть ближе к региональным клиентам, предлагая облачные сервисы на базе новых дата-центров. Чтобы оптимизировать процессы и регламенты обслуживания, гарантировать клиентам общие стандарты качества наших дата-центров и сервисов в SLA, мы приняли решение создать новую сервисную компанию «Центр Технологий ЦОД» (ЦТ ЦОД). В ней мы объединили компетенции и накопленный опыт компаний «Ростелеком-ЦОД» и DataLine в сфере строительства и эксплуатации дата-центров.
За время работы в единой команде мы уже запустили около 1500 стоек в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Помимо упомянутого расширения в Москве и Удомле у нас в планах новые проекты в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону, а также расширение ЦОД в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.
Новая сервисная компания «ЦТ ЦОД» делает первые шаги на рынке услуг для внешних ЦОД: занимается проектированием, строительством, выстраиванием процессов эксплуатации и аудитом. В этой области уже стартовало несколько проектов, и мы продолжим ее развивать.
CNews: Работаете ли вы над расширением продуктового портфеля?
Юрий Самойлов: Конечно, мы постоянно ищем новые направления и продукты, чтобы создать уникальный для рынка набор. На сегодняшний день наше предложение формируют геораспределенная сеть, Tier IV ЦОД, площадка в Удомле с большими возможностями для масштабирования, а также не анонсированный ранее новый продукт — дата-центры со специализированными модулями под виртуальные инфраструктуры клиентов. Это решение позволит заказчикам размещать стойки мощностью от 5 до 20 кВт под нужды виртуализации. Телеком-инфраструктура будет заранее подготовлена для быстрого подключения. Кроме того, в этих ЦОД мы предложим дополнительные возможности мониторинга всех систем, включая отслеживание вибраций пола в машинном зале. Пилотный проект будет запущен уже в 2022 году на базе новой площадки в Москве.