Спецпроекты

На страницу обзора
Иван Агапов, Directum: Компании не готовы инвестировать в длительную разработку

Экономическая нестабильность, ужесточение законодательства и дефицит кадров — эти и многие другие вызовы заставляют сегодня предпринимателей активнее искать новые источники конкурентоспособности. В интервью CNews руководитель по развитию направления СЭД+ в компании Directum Иван Агапов рассказал, как бизнес пытается не отставать от современных трендов цифровизации и становится сильнее за счет систем электронного документооборота (СЭД), которые адаптируются к меняющимся условиям.

Иван АгаповDirectum

CNews: Какие факторы больше всего влияют на российский рынок СЭД?

Иван Агапов: На первом месте — экономика. Компании пересматривают ИТ-бюджеты. Например, значительная часть средств направляется на безопасность. Мы наблюдаем, как заказчики ищут различные пути оптимизации: кто-то сокращает траты на развитие, кто-то перераспределяет средства между проектами. Нередко компании приобретают систему и дополнительные решения, но внедряют их своими силами, экономя на услугах интеграторов. Все чаще бизнес делает выбор в пользу «коробочных» решений с их поэтапной адаптацией, отказываясь от «сурового кастома».

Второй ключевой фактор — законодательство. Недавно активно развивалась сфера машиночитаемых доверенностей (МЧД), на очереди — электронные перевозочные документы и транспортные накладные. Компаниям нужно уметь оформлять такие документы, а также организовывать их хранение в привязке к договорам. Изменения в налогообложении тоже требуют адаптации систем, например поддержки новых налоговых ставок в УПД.

Иван Агапов, Directum: Мы наблюдаем, как заказчики ищут различные пути оптимизации: кто-то сокращает траты на развитие, кто-то перераспределяет средства между проектами

Из-за переориентации персонала на ВПК в остальных сферах есть дефицит квалифицированных специалистов. Компании ищут способы высвободить и перераспределить ресурсы. Здесь находит применение искусственный интеллект (ИИ), который используется для автоматизации рутинной работы.

CNews: Как ваша компания адаптируется к изменениям спроса, вызванным экономическим давлением?

Иван Агапов: В развитии своих решений компания Directum всегда ориентировалась на потребности бизнеса. Один из запросов рынка сегодня — это «коробки». Компании не готовы инвестировать большие деньги в длительную разработку. Решение должно быть готовым и начать работать как можно быстрее. Сегодня в экосистеме Directum больше 30 решений, закрывающих пул задач, связанных с управлением бизнесом: от кадров и корпоративных сервисов до стратегического планирования и проектного менеджмента — это не считая классические инструменты ECM. И все эти решения включают возможности адаптации без кода: в свое время мы хорошо поработали над инструментами no/low-code и по сей день продолжаем их развивать.

Наши клиенты приходят к пониманию, что «коробка» — это быстрый способ получить лучший опыт, который мы как вендор уже собрали с сотен проектов. Но это не значит, что индивидуальные внедрения исчезают. Крупные заказчики часто берут за основу готовое решение, а потом «докручивают» его под себя. К примеру, компания «Кузбассразрезуголь», вторая по объемам добычи угля в стране, самостоятельно внедрила на базе Directum RX делопроизводство, договоры, доверенности и управление проектами — за 2 месяца.

CNews: Как и большинство рынков, СЭД с начала своего становления непрерывно эволюционирует. Какие сегодня запросы заказчиков к функциональности систем?

Иван Агапов: Один из популярных запросов — долговременное хранение документов. Особенно актуально оно для кадрового электронного документооборота, где законодательство предусматривает сроки хранения до 50 лет и больше. В экосистеме Directum уже 5 лет существует решение «Долговременный архив», которое включает все необходимые инструменты и поддерживает нужные форматы для хранения электронных документов на длительных сроках и с обеспечением юридической значимости.

Также все больше компаний решаются на внедрение ИИ. Мы получаем обратную связь с текущих проектов и видим, что в случае с ECM самый частый запрос — это распознавание и сравнение документов.

Мы начали заниматься темой искусственного интеллекта еще до всплеска интереса к генеративным моделям, используя OCR. Сегодня ИИ-инструменты Directum готовят проекты резолюций для руководителей, генерируют аннотации к документам, проводят перекрестные и арифметические проверки в бухгалтерском документообороте. Кроме того, у нас есть:

  • Вопросно-ответный поиск на базе ИИ: он отвечает на вопросы на естественном языке — как «Алиса», но ищет данные внутри системы компании.
  • Сравнение версий документов: например, наш клиент IDS Borjomi Belarus&Russia с его помощью на одних только договорах экономит десятки часов работы юристов.
  • Генерация писем и служебных записок: секретари составляют контент документов по короткому запросу — не пишут тексты с нуля.
  • Нормоконтроль документов на базе ИИ выявляет риски, которые человек может пропустить. Пример: компания Systeme Electric использовала его для проверки договоров и сэкономила до 2 FTE в юридическом отделе.

ИИ-возможности доступны из «коробки» в интеллектуальной поставке Directum СЭД+ и не требуют долгих внедрений.

CNews: Еще один важный тренд ИТ-отрасли это импортозамещение. Как индустрия СЭД меняется под воздействием этого фактора?

Иван Агапов: Тема цифрового суверенитета началась для нас еще до 2022 года — с работ в госсекторе. Уже с 2014 года мы активно развивали совместимость с отечественными ОС и СУБД. Когда в 2022 году требования стали обязательными, мы были готовы.

Многое было на тот момент уже реализовано и в части работы на Linux, и на семействе отечественных операционных систем, построенных в базе Linux. И в части СУБД Postgres и СУБД на базе Postgres. Мы понимаем потребность бизнеса в надежности ИТ-ландшафта, поэтому развиваем взаимодействие наших продуктов с другим российским софтом. Совместимость продуктов Directum с СУБД Tantor позволяет большему числу компаний выстроить эффективную работу на качественном импортонезависимом программном обеспечении.

Сегодня большинство новых проектов запускаются на импортозамещенном стеке. Наличие в реестре Минцифры стало фактическим стандартом для заметных на российском рынке ИТ-компаний Многие клиенты даже не рассматривают вендоров без лицензий и сертификатов. Directum имеет лицензию ФСБ, а наш продукт — версию поставки, сертифицированную ФСТЭК. Ее используют в организациях с повышенными требованиями к кибербезопасности.

Иван Агапов, Directum: Цифровизация стала для бизнеса понятным и необходимым шагом — компании осознали, что рано или поздно к этому придется прийти

CNews: Говоря о внедрениях масштабных программных комплексов, к которым относится СЭД, бизнес обязательно ставит вопрос оценки эффективности вложений. По каким метрикам оценивают эффективность СЭД?

Иван Агапов: Можно выделить несколько уровней метрик. Базовый уровень — это скорость процессов, производительность обработки документов, экономия на расходных материалах, почтовых услугах, хранении. Компаниям важно видеть измеримые финансовые бизнес-результаты. Например, когда одна компания перевела внутреннюю первичную документацию в электронный вид, подписание документов между филиалами сократилось с двух недель до двух дней. Это ускорило закрытие отчетных периодов и ускорило оборот денежных средств: те деньги, которые были «заморожены» на время подписания, стали обращаться быстрее.

Но есть и более верхнеуровневые метрики:

  • охват, а именно какой процент документов переведен в электронный вид, какие виды документов охвачены;
  • прозрачность процессов — на какой стадии находится согласуемый документ, кому отправить информацию;
  • доступ к документам в любое время и с любого носителя.

Опытные компании изначально формулируют измеримые цели. Но также их интересуют бизнес-эффекты в более широком диапазоне: ускорение оборачиваемости средств, снижение рисков, возможность зарабатывать больше.

CNews: Каково ваше мнение, какие тренды будут определять рынок СЭД в ближайшие несколько лет?

Иван Агапов: Первое — это дальнейшая интеграция ИИ. Не только для устранения рутины, но и для повышения качества принимаемых решений. В начале 2026 года мы планируем выпустить встроенного ИИ-агента, который сможет анализировать информацию, искать решения и вести обсуждение в режиме свободного общения. А также продолжим развивать взаимодействие с генеративной моделью на естественном языке.

Второе — продолжение тренда на «коробочные» внедрения. Компании готовы изначально пересматривать свои процессы под систему, чтобы быстрее начать в ней работу и получить эффект, и только потом, со временем, адаптировать систему под свои потребности.

Третье — охват всех сотрудников компании: кто работает в цехах, на складах, в дороге. Это потребует специальных решений, адаптированных к работе без интернета и на мобильных устройствах. В ответ на этот вызов мы выпустили новое решение Directum Omni. Это суперапп для корпоративных коммуникаций и внутренних сервисов компании. Включает в себя мессенджер, ВКС, ИИ-помощника и помогает вовлечь сотрудников в цифровые коммуникации и повысить эффективность рабочего общения.

Конечно, экономическая ситуация может замедлить темпы, но не остановит развитие ИТ-проектов. Цифровизация стала для бизнеса понятным и необходимым шагом — компании осознали, что рано или поздно к этому придется прийти.

Рекламаerid:2W5zFHp2bU4Рекламодатель: ООО "Директум"ИНН/ОГРН: 1835056809/1031801962092Сайт: https://www.directum.ru/