Спецпроекты

На страницу обзора
В России растет спрос на BPM

Мировой рынок BPM растет в среднем на 15% в год и приближается $8 млрд. Для крупных мировых компаний управление бизнес-процессами уже стало неотъемлемой частью бизнеса. Российский заказчик только недавно осознал все преимущества BPM и сегодня пытается четко определиться, где ему необходимы такие решения.

При поддержке

Мировой рынок BPM

По данным Global Adroit Market Research, мировой рынок BPM, объем которого по итогам 2016 г. оценивался в $6,9 млрд, в период с 2017 по 2023 гг. растет в среднем на 15,2% в год. Основная причина – переход к облачным вычислениям, которые способствуют интеграции бизнес-приложений компаний во всем мире. Аналитики уверены, что рынок BPM будет активно развиваться в ближайшие годы в связи с постоянно растущей необходимостью повышать эффективность и управляемость бизнес-процессов. Кроме того, его развитию будет способствовать усиление регуляторного контроля во всех странах мира и рост требований к ROI. Особым спросом будут пользоваться BPM-решения, предоставляющие возможность быстрой настройки бизнес-процессов и прогнозирования их развития.

В числе лидеров магического квадранта Gartner от октября 2017 г. такие производители BPM как Pegasystems, Appian, IBM.

Магический квадрант Gartner

Согласно данным опроса «Основные тенденции BPM 2018», который проводился BPTrends при поддержке Red Hat в IV квартале 2017 г. среди 180 бизнес-менеджеров, консультантов, специалистов-практиков и отраслевых аналитиков из Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Ближнего Востока, Африки и Центральной и Южной Америки, основной задачей организаций на протяжении последних лет было снижение затрат и повышение эффективности бизнес-процессов.

65% опрошенных согласны с тем, что BPM-системы помогли повысить эффективность деятельности и уровень удовлетворенности клиентов. 52% респондентов заявили, что они очень редко моделируют или документируют бизнес-процессы в компании, при этом европейские организации делают это чаще вероятностью могли моделировать или документировать, чем их североамериканские. 30% респондентов хотели бы добавить в уже имеющиеся решения возможность самостоятельной моделирования и элементы RPA или AI.

При этом 59% всех опрошенных в настоящее время реализуют один или несколько крупных проектов трансформации, а 93% респондентов сообщили, что их компания уже участвовала в нескольких проектах по совершенствованию бизнес-процессов. «Становится все более очевидным, что BPM больше не являются тенденцией и вещью, которую делают некоторые компании. Теперь это неотъемлемая часть бизнеса», – говорят в BPTrends.

Что происходит в России

К сожалению, последнее исследование российского рынка BPM датируется 2014 г. – тогда его объем оценивался примерно в 0,2% от мирового. Подобные системы только пробивали путь к сердцам отечественных бизнесменов, и огромную роль в этом сыграли евангелисты, такие как известный на рынке Андрей Коптелов.

Сегодня ситуация изменилась. «Спрос на продукты класса BPM очень большой, – говорит Алексей Трефилов, директор компании ELMA. – Еще 4–5 лет назад ситуация была абсолютно другой – мало кто знал, что такое BPM. Продукты этого класса воспринимались как альтернатива документообороту, какое-то непонятное решение, преимущества которого надо было объяснять заказчикам. Сегодня большинство из них прекрасно знают, что такое управление бизнес-процессами».

CNews Analytics: Крупнейшие разработчики BPMS 2018

Компания Город Выручка от BPM-направления в 2017 г. с НДС, ₽тыс. Выручка от BPM-направления в 2016 г. с НДС, ₽тыс. Рост выручки 2017/2016, % Число BPM-проектов в 2017 г. Число BPM-проектов в 2016 г. Средний бюджет BPM-проекта в 2017 г., ₽тыс. (с НДС) Средний бюджет BPM-проекта в 2016 г., ₽тыс. (с НДС) Продукты собственной разработки
1 Comindware Москва 437 000 349 000 25,2% 67 66 6 537 5 228 Comindware Business Application Platform
2 Naumen Москва 328 200 258 500 27% 59 45 5 567 5 744 Naumen Service Management Platform (Naumen SMP), Naumen DMS
3 ДоксВижн Санкт-Петербург 249 890 254 222 -1,7% 34 29 7 350 8 766 Docsvision (включая Workflow)
4 ELMA Ижевск 240 000 180 000 33,3% 110 132 3 000 2 500 ELMA BPM, ELMA ECM+, ELMA CRM+, ELMA Проекты+, ELMA KPI
5 Финансовые информационные системы (FIS)* Новосибирск 136 490 38 451 255,0% 12 9 4 500 1 000 FIS Platform, FIS Кредитный конвейер, FIS DSS, FIS Factoring, FIS Front-office , FIS Retail, FIS CRM

Российский рынок BPM бурно развивается, число заказчиков таких решений постоянно растет. «Основная причина – у предприятий практически исчерпаны возможности экономии и повышения эффективности работы за счет централизации учетных функций, – уверен Алексей Лапшин, генеральный директор компании «Аплана Бизнес решения». – В то же время неизбежный переход на новые, цифровые процессы требует от бизнеса существенных затрат». Например, раньше электронное взаимодействие b2b и b2c было популярно только в сфере финансов и телекоммуникаций, а теперь практически везде. И для того чтобы его обеспечить, надо или нанимать дополнительных сотрудников, или внедрять BPM.

«Экономическая турбулентность, нарастание конкуренции как на внешних, так и на внутренних рынках фактически заставляют переходить от контроля по отдельным текущим показателям к ориентации исключительно на конечный результат, а процессный подход как раз и обеспечивает поддержку такого типа управления организацией», – продолжает Василий Анфиногентов, директор отделения автоматизации деловых процессов компании «Форс – Центр разработки». «Основой непрерывного совершенствования бизнес-процессов является тесное взаимодействие как между сотрудниками, так и между системами, – согласен с ним Дмитрий Назаров, начальник департамента BPM-систем компании «ЦМД-софт». – Без специализированных информационных систем достичь этого невозможно».

Кому и зачем нужен BPM

В 2018 г. о том, что такое BPM и зачем они нужны, знают, пожалуй, все. «BPM прошли долгий путь эволюции в восприятии заказчика. Сначала это был набор абстрактных картинок, затем – волшебная палочка, способная решить любую задачу, – отмечает Алексей Лапшин. – Сейчас BPM начали рассматривать как серьезный инструмент автоматизации, имеющий не только широкие возможности, но и ограничения».

«Крупные коммерческие предприятия неплохо разбираются в теме процессного управления, имеют собственные подразделения, регламентирующие деятельность, активно пользуются услугами консалтинговых компаний по описанию и совершенствованию процессов, – рассказывает Геннадий Копаев, руководитель направления по работе с органами государственной власти «КСК технологии». –Государственный сектор в целом тоже подготовлен очень неплохо – вся его деятельность покрыта административными регламентами».

Дмитрий Назаров, напротив, считает, что большинство российских компаний пока находятся на начальном уровне процессной зрелости, и в условиях экономического кризиса и нехватки денег не всегда готовы вкладывать большие деньги в системы BPM. «Существуют компании из 1000 человек, которые еще не осознали необходимость внедрения BPM. И одновременно мы видим компании в 30-40 человек, которые уже созрели до процессного управления и научились получать от него пользу, – уточняет Алексей Трефилов. – Ведь если BPM-система появляется в незрелой компании, она будет скорее мешать, чем помогать».

При этом палитра ожиданий заказчиков от внедрения BPM чрезвычайно разнообразна. Как отметил Василий Анфиногентов, они могут варьироваться от веры в BPM, как в единственное средство решения всех проблем, до представления о BPM, как о подчиненном элементе системы документооборота. «Определенная доля истины есть и в первом, и во втором утверждении, – говорит он. – Но оправдаются ожидания тех заказчиков, кто понимает, что внедрение такой системы в большей мере, чем внедрение других типов автоматизированных систем, ведет к трансформации бизнеса и, как следствие, к повышению его эффективности. Понимание этого факта дает возможность разумно управлять процессом трансформации и получать максимальную пользу от таких проектов».

Геннадий Копаев также отмечает, что часто заказчики, задумываясь о процессной технологии, не понимают, где можно эффективно применять BPM. «Например, ключевая система организации явно относится к процессному типу, а ИТ-блок этого не видит и обсуждает автоматизацию заявок на пропуска», – приводит он пример.

По мнению эксперта, заказчики, мыслящие в рамках реестрового подхода, ждут от BPMS резкого повышения дисциплины работы с информационными системами за счет принудительного характера постановки задач, снижения времени сотрудников на обучение работе с новой системой – в BPMS пользователь попадает сразу в нужный раздел согласно поставленной задаче.

Специалисты, сравнивающие BPMS с классическим документооборотом, и привыкшие к принудительному характеру работы системы, ждут возможности вычленения кастомизированных и заранее запроектированных процессов, хотят работать со структурированными данными, а не только с приложенными документами. «При этом большинство заказчиков сейчас заинтересованы не в BPM-системе, а в специализированном отраслевом решении с элементами проектирования и исполнения процессов», – говорит Геннадий Копаев. Таким образом, осознание необходимости BPMS как платформы для автоматизации множества разнообразных процессов только началось.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие разработчики BPMS 2018
Город Выручка от BPM-направления в 2016 г. с НДС, ₽тыс.
1 Москва 349 000
2 Москва 258 500
3 Санкт-Петербург 254 222
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие системные интеграторы BPMS 2018
Город Выручка от BPM-направления в 2016 г. с НДС, ₽тыс.
1 Москва 320 000
2 Москва 382 000
3 Москва 246 344
Подробнее