Спецпроекты

На страницу обзора
Отката цифровых трендов в ритейле не будет, потому что покупатели и их привычки полностью изменились

Пандемия стала мощным драйвером практически для любого бизнеса — череда локдаунов и масштабные изменения в пользовательском поведении потребовали изменений в бизнес-процессах и даже в стратегиях. О том, насколько многогранными оказались эти изменения в ритейле, как пережил пандемию один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики и каким образом компании из сферы торговли пересматривали свои ИТ-стратегии, в интервью CNews рассказал Сергей Халяпин, главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ.

Сергей Халяпин,Citrix

CNews: Понятно, что пандемия коронавируса критичным образом повлияла на российский ритейл и используемые компаниями из этой отрасли технологии. Какие тенденции вы бы назвали наиболее заметными?

Сергей Халяпин: Пандемия повлияла на ритейл во всем мире, не только на российский. Глобальная цепочка локдаунов привела к временному закрытию многих физических магазинов, что потребовало перевода в электронную среду значительной части товарооборота, а также ряда других бизнес-процессов. Смещение в сторону электронной коммерции также вынудило ритейлеров пересматривать свои подходы к организации бизнеса, потому что планы по развитию физических магазинов приросли e-commerce-стратегиями. В частности, выросла популярность электронных заказов с бесконтактной доставкой, что минимизировало физические контакты между покупателем и продавцом. Разумеется, все это стало технически возможным только благодаря цифровым технологиям.

Конечно, планы по развитию e-commerce-продаж были почти у всех игроков рынка и до пандемии, но их пришлось резко масштабировать, что привело к росту нагрузок на ИТ-инфраструктуры. Ритейлеры начали привлекать дополнительные ресурсы: и здесь в выигрыше оказались компании, уже использовавшие облака.

Помимо этого, организации из сферы торговли перевели значительную часть персонала на дистанционный формат работы, что потребовало внедрения технологий удаленного доступа к ИТ-ресурсам компаний: терминальных сервисов, виртуальных десктопов и т.д. Понятно, что параллельно ритейлу потребовались новые серверы, системы хранения данных и средства балансировки нагрузок.

CNews: Каким образом тренды, заданные прошлым годом, развиваются сейчас? Ожидаете ли вы отката по отдельным практикам на допандемийный уровень?

Сергей Халяпин: Отката точно не будет, а тренды, которые были акцентированы локдаунами, продолжат свое развитие. Покупательная способность уже бесповоротно изменилась, сформированы новые потребительские привычки. Посмотрите: московские торговые центры так и не вышли на уровень загрузки 2019 года. Эта ситуация сохранится в среднесрочной перспективе, что потребует ответных действий от бизнеса. Компаниям придется продолжать поиск баланса между офлайн- и онлайн-каналами продаж, учиться работать с новыми способами взаимодействия продавца и покупателя, которые раньше были неизвестны или мало распространены.

:
Сергей Халяпин: Пандемия повлияла на ритейл во всем мире, не только на российский

Фронт работ у ритейлеров огромный, начиная с ускорения вывода продуктов на рынок и заканчивая привлечением миллениалов. Пренебрежение этими вызовами приведет к снижению прибыли, которая отойдет к конкурентам. Только отслеживая бизнес- и ИТ-тренды можно совершенствовать бизнес-процессы, получая максимум преимуществ от технологий.

Но следует заметить, что многие ритейлеры и до пандемии относились к ИТ очень серьезно: следили за трендами, внедряли новинки, а в результате создали гибкие и развитые инфраструктуры, которые оказались готовы к событиям 2020 года. Эти организации получили надежные доказательства верности своих цифровых стратегий.

CNews: Что дал ритейлерам тотальный перенос процессов, приложений и данных в онлайн?

Сергей Халяпин: Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что этот процесс пока не финализирован — еще много предстоит сделать в плане оптимизации процедур и повышения гибкости инфраструктур, которые должны позволять кратно наращивать нагрузки за короткий промежуток времени. В этом поможет активный переход на облачные сервисы или гибридные модели получения ИТ-ресурсов.

История со всеобщей «удаленкой» — очень многоплановая, и не все ее аспекты — негативные. Да, с одной стороны, произошло существенное падение посетителей в оффлайн-магазинах. С другой — вырос онлайн-поток. И там гораздо проще собирать статистику о пользовательском поведении и предпочтениях. Так ритейл получил огромное количество дополнительной информации о конечном потребителе. А это позволяет формировать эффективные персональные предложения и планировать свои нагрузки.

CNews: Как западные, так и российские предприятия озаботились созданием цифровых рабочих мест. Как эта инициатива была поддержана на технологическом уровне? Какие преобразования потребовались для этого?

Сергей Халяпин: Само это понятие эволюционировало. На определенном этапе оно описывало просто решение для удаленной работы. Сейчас же мы все чаще говорим об ИТ-ресурсах, к которым сотруднику необходим доступ для исполнения своих служебных обязанностей.

Рассуждая о технической реализации цифрового рабочего места, мы можем пойти двумя путями. Первый вариант — реализация нужных настроек на устройстве пользователя, что вполне возможно, но не дает желаемой гибкости. Второй — предоставление сотруднику набора цифровых сервисов — виртуализированных приложений, виртуальных рабочих столов, других сервисов и данных. Цифровое рабочее место, реализованное вторым способом, уже не зависит от устройства, с которого пользователь получает доступ, но обеспечивает все необходимое для работы, включая инструменты для взаимодействия с другими сотрудниками компании и для коллаборации. Такое «цифровое рабочее место» еще и оказывается таким же комфортным, как и в офисе, и столь же безопасным.

Для построения цифрового рабочего места Citrix предоставляет все необходимое: терминальные решения, софт для создания виртуальных рабочих машин, системы content collaboration, обеспечивающие совместную работу с файлами и т.д. Получив такое рабочее место, пользователь может бесшовно переходить с десктопа на планшет под управлением Android, с него — на тонкий клиент Linux и обратно, работая с привычным окружением и получая доступ к нужным данным. На данных следует делать особый акцент — их стоимость по понятной причине много выше, чем стоимость аппаратного обеспечения, задействованного для работы с ними.

:
Сергей Халяпин: Citrix предоставляет все необходимое для построения цифрового рабочего места

Для оптимизации работы на современных рабочих местах часто применяют концепцию микроприложений, которые выполняют узкоспециализированные задачи, минимально отвлекая пользователя от взаимодействия с базовыми приложениями. Понять этот принцип поможет аналогия с интерфейсами социальных сетей, где есть основная область с лентой, а при необходимости рядом с ней всплывают отдельные окна, позволяющие выполнить некоторые действия: просмотреть видео, прочитать входящее сообщение, отреагировать на запрос о добавлении в друзья и т.д. За такой простотой стоят зачастую сложные алгоритмы — микроприложения в бизнес-задачах могут собирать нужную информацию из разных баз, подтягивать аналитику и только после этого предоставлять пользователю результирующую информацию в удобном и лаконичном формате.

Цифровые рабочие места создают дополнительные возможности для оптимизации работы компании. Современные решения позволяют собирать данные об использовании и самих рабочих мест, и других программных решений, и даже оборудования. Анализ этих данных представляет для бизнеса немалый практический интерес.

Например, такая информация позволяет понять загрузку оборудования, оценить время до очередного периода сервисного обслуживания и т.д. Анализировать таким образом можно как поведение железа, так и действия работников. У нас есть продукты для таких задач, например, система Citrix Analytics. По желанию клиент может получить аналитику для производительности и, например, аналитику для безопасности. Анализируя профиль активности работника и сравнивая его с эталонными показателями, мы можем выявить вероятность взлома или утечки данных еще до того, как инцидент произойдет в реальности.

На основании аналитики мы можем предложить компании оптимальные варианты взаимодействия с нашими продуктами как в техническом плане, так и в плане лицензирования. В одних ситуациях лучше перейти на другую версию продукта, в других — поменять лицензию с традиционной на сервисную.

Citrix — компания, работающая с крупным и средним бизнесом, но наши решения могут использовать и совсем небольшие организации. Более того, малому бизнесу ряд сервисов предоставляют наши партнеры. Мы даже создали модель лицензирования, оптимизированную для таких ситуаций - Citrix Service Providers. Такой подход хорош для ситуаций, в которых наш партнер выступает сервис-провайдером, на своих ресурсах разворачивая набор решений для бизнеса. Это крайне важно, так как позволяет даже малому бизнесу пользоваться современными инструментами и ИТ-ресурсами, не располагая при этом собственными серверными мощностями, специалистами по ИБ и прочими элементами для построения инфраструктур.

CNews: Какие ошибки компании допускали во время пандемии в части работы с филиалами и удаленными пользователями? Как их удавалось избежать?

Сергей Халяпин: Эффективность работы филиальной структуры при переходе на новые форматы зависела от того, как была построена ИТ-инфраструктура компании до пандемии, насколько были централизованы ресурсы и данные, был ли обеспечен доступ к ним. Однако, в любом случае, на стороне филиалов присутствовали дополнительные сложности, связанные с недостатком на местах ИТ-специалистов.

Да, для самих сотрудников филиалов при правильной организации бизнес-процессов от перехода на «удаленку» не менялось вообще ничего, но какой путь при этом проходили ИТ- и ИБ-департаменты! На смену закрытым периметрам пришли 100-150 домашних офисов, вокруг каждого из которых нужно было построить достаточно мощный защитный периметр. А это практически нереально. Приходилось применять иные подходы и внедрять новые технические решения. Например, филиалы стали предоставлять VPN-доступ к своим инфраструктурам. Во многих организациях подключали удаленных пользователей к их физическим рабочим местам по технологии Remote PC.

Citrix предлагает решения и для такой ситуации: на каждый клиентский ПК в рассматриваемом случае не поставишь файрволл, поэтому удобней выполнять подключение через централизованную площадку. Она становится своеобразным прокси, проверяющим, что и кому пользователь отправляет, соответствует ли его активность корпоративным нормам. Это удобно по ряду причин: позволяет избежать необходимости «строить забор» вокруг каждого удаленного рабочего места, а также — благодаря централизации — быстро и просто менять политики, настраивая параметры подключения. Решение Citrix при этом обеспечивает высокий уровень защиты, анализируя входящий трафик пользователя, не пропуская опасные элементы, а в ряде случаев зная даже об угрозах нулевого дня.

CNews: Многие ритейлеры и эксперты говорили о том, что обеспечение высокого уровня ИБ потребовало ограничений в части мобильности бизнеса. Удалось ли в итоге решить эту проблему и каким образом?

Сергей Халяпин: Удаленная работа и мобильность сегодня — одно и то же. Понятие мобильности несколько расширено, теперь под него попадает даже стационарный компьютер, если его физически переместили из традиционного офиса в домашний офис. При новом уровне гибкости мы не ограничены ни типом устройства, ни типом подключения к корпоративной инфраструктуре. Конечно, для платформ, которые традиционно считают мобильными — Android и iOS — есть особенности в политиках безопасности, но это технические моменты.

Если заказчик хочет повысить уровень ИБ, добавив к традиционным элементам контроля еще и контроль за инфраструктурой, то Citrix может предоставить инструменты и для такой задачи. С решениями Citrix есть возможность контролировать мобильные/удаленные устройства, централизованно настраивать политики безопасности на уровне их операционных систем. Но есть и аппаратные решения, которые помимо обеспечения своих основных функций работают и на задачи ИБ. Напомню, что простота, гибкость и безопасность — три столпа Citrix, на этих направлениях мы делаем акцент при разработке всех продуктов компании.

:
Сергей Халяпин: Удаленная работа и мобильность сегодня — одно и то же

Сейчас востребованы решения для SD-WAN, обеспечивающие устойчивое соединение разным категориям корпоративных пользователей — как отдельным удаленным работникам, так и филиалам, а также мобильным платформам. Для таких ситуаций хорош Citrix SD-WAN 110. По размерам устройство не больше домашнего роутера, но подойдет при этом для обеспечения устойчивого удаленного подключения различных площадок — аптек, банкоматов, заправок и т.д., а также мобильных платформ, на которых бизнесу нужно обеспечить стабильное подключение для работы сотрудников или технического оборудования. SD-WAN 110 использует несколько каналов связи, автоматически выбирая оптимальный, а также позволяет централизованно выполнять удаленные настройки. Важно, что устройство может самостоятельно анализировать трафик и расставить приоритеты в зависимости от задач: например, real-time-данные отправлять в первую очередь, а для обычного копирования файлов приоритет можно и понизить. Если же обнаружен трафик бизнес-критичного приложения, то его можно дублировать, направляя по двум каналам одновременно.

CNews: Отмечали ли вы случаи серьезных утечек данных из компаний-ритейлеров вследствие недостаточно укрепленного и размытого периметра безопасности?

Сергей Халяпин: Все компании рано или поздно сталкиваются с утечками. Тут важнее понимать, что явилось причиной инцидента. Это может быть поведение конкретного сотрудника, который потерял флэшку или устройство с данными, или что-то более серьезное, например, проблемы с настройкой политик безопасности или итог стратегического просчета компании, которая ошибочно решила не рассматривать определенный сегмент угроз.

У Citrix есть решения, проверяющие трафик на соответствие шаблонам опасностей, которые описал администратор. В том числе и на утечку данных, ведь соответствующие действия имеют характерные профили. Разумеется, мы позаботились о защите от зловредных программ, которые могут оказаться на удаленном компьютере пользователя. Замечу, что сейчас ритейлеры помимо выбора и настроек программно-аппаратных решений для задач ИБ должны инвестировать в повышение грамотности сотрудников в части цифровой гигиены. Это оказывает огромное влияние на практический уровень инфобезопасности.

При этом в каждом регионе своя локальная специфика. Мы тесно работаем с российскими поставщиками решений для ИБ, которые обеспечивают аутентификацию и шифрование в соответствии с требованиями российского законодательства, а также с локальными вендорами антивирусных решений. Мы тестируем перечисленные решения на совместимость с продукцией Citrix.

Стоит упомянуть, что Citrix использует в своих решениях не только глобальные облачные сервисы (Microsoft Azure, Google Cloud и т.д.), но и сервисы российских провайдеров. Это позволяет оптимальным образом «приземлять» наши продукты и данные заказчиков в соответствии с требованиями локального законодательства в области защиты персональных данных или для минимизации времени доступа к облакам.

CNews: Можно ли говорить о том, что экстренная цифровизация помогла ритейлерам упростить управление удаленными площадками и сократить издержки на них? Каким образом?

Сергей Халяпин: Да, все так. Мы помогли им в этом, предложив гибкие условия лицензирования нашей продукции. Это было сделано для продуктов, которые позволяли обеспечивать удаленный доступ, разворачивать облачные сервисы, а также для других решений, ставших в условиях пандемии «продуктами первой необходимости». Воспользовавшись этим и перейдя в облака, заказчики могли изменить баланс CAPEX/OPEX, а также платить только за потребленные ресурсы.

Александр Маляревский

Подписаться на новости