Рынки ЭДО и EDI с принятием новых нормативных документов получили стимулы для дальнейшего совместного развития. В целом ряде случаев сам факт наличия законной возможности пересылки электронного документа вместо бумажного способен сократить денежные и временные расходы, причем интеграция через программную надстройку с бухгалтерско-учетной системой оказывается в этих целях весьма востребованной. Процесс конвергенции EDI и ЭДО находится в начальной стадии. На его фоне особенно заметен интерес ритейла именно к EDI, что можно выделить как отличительную особенность отрасли.
Возросшая активность ERP-вендоров и работающих с
ними интеграторов в направлении доработки и развития функционала модуля
EDI-шлюза (конвертера) выглядит закономерно, хотя большинство из них продолжают,
по сложившейся традиции, упоминать про EDI где-то ближе к концу рекламного
списка возможностей ERP.
“Рынок переживает настоящий бум интереса ритейлеров
к инструментам EDI и средствам интеграции, обеспечивающим прозрачный обмен
данными с партнерами и клиентами”, - считает Наталья Гурова, директор практики Non-Food Retail, Columbus в России и СНГ.
В свою очередь, многие разработчики платформенных
решений для организации обмена электронной информацией посредством EDI создают интерфейсы для интеграции с наиболее
заметными на рынке ERP-системами, дополнительно предусматривая функционал
работы с ЭП. Все это, в перспективе, облегчит и удешевит стоимость подключения
новых клиентов для обмена сообщениями и юридическими документами.
Ритейлеры и EDI
Компании
с современным подходом к выстраиванию менеджмента в соответствии с лучшими
мировыми практиками традиционно являются лидерами в применении EDI-технологий.
“В настоящий момент наибольших успехов в электронном взаимодействии мы достигли
с Nike: получаем в электронном виде информацию о планируемых партиях поставки
товара, отправляем в автоматическом режиме данные о реализации товара Nike, посещаемости
магазинов и прочую статистику, - сообщил
Сергей
Кухарев, ИТ департамент ССМ “Высшая
Лига”. – К сожалению, не все крупные поставщики так заинтересованы в развитии
сотрудничества по направлению электронного документооборота. Поэтому мы
постоянно ищем точки соприкосновения с поставщиками”.
Рабочим
инструментом универсального назначения, позволяющим привлечь к использованию
EDI поставщиков, для многих ритейлеров являются web-ресурсы. “С поставщиками мы
взаимодействуем посредством EDI-портала, реализованного на базе современных
портальных технологий. EDI-портал обеспечивает постоянный обмен электронными
документами с нашими партнерами в разных странах”, – сообщил Иван Бояркин, начальник отдела
поддержки «Модный Континент» (бренд INCITY).
Даже
если торговая организация ограниченно использует EDI при работе с поставщиками,
эта технология часто используется при взаимодействии с дистрибьюторами и
логистами. “EDI через провайдера мы не используем, но есть интеграция с
логистической компанией, сделанная совместными усилиями,” – сообщил Георгий Пырков, ИТ-директор "СХ
Трейдинг" (ТС “Старик Хоттабыч”).
Сложные процессы с простым результатом
Выгоды, которые приобретают от электронного оборота и обмена ритейлеры, их поставщики и контрагенты весьма наглядны. Составление и пересылка ЭСФ часто венчает собой достаточно сложный, кастомизированный под бизнес процесс создания и утверждения документов, их сверок и коррекции, исходя из сопоставления плана и факта отгрузки. В ритейле сложных сценариев обработки документов особенно много. Они составляют не единичные исключения, а, скорее, общее правило. Передача “статичных” электронных документов значительно уступает в этом случае автоматизированной генерации составленных, утвержденных и заверенных по всем правилам документов на выходе сквозного бизнес-процесса взаимодействия между ритейлером и поставщиком.
Благодаря высокой степени стандартизации,
официальный электронный документооборот с большим числом внешних контрагентов
легче всего поддается автоматизации на базе EDI-сервиса от провайдера-оператора
юридически значимого ЭДО. Процесс расширения деятельности на юридический
документооборот для EDI-провайдера технологически относительно несложен,
логичен и закономерен. Это поняли и многие операторы ЭДО, начавшие активно
развивать EDI-направления. Особое, отдельное внимание к EDI является
сегодня спецификой информатизации как крупных ритейлеров, так и объединений
торговых компаний.
Операторы юридически значимого ЭДО оказались в
фокусе внимания законодателей и составителей нормативных документов, что весьма
почетно. В какой-то степени они оказались более понятными для чиновников,
удобными для самого широкого круга компаний, иногда осуществляющих внешний
электронный документооборот простым способом, при помощи обычной электронной
почты, а также более активными в плане лоббирования своих отраслевых интересов.
Наряду с этим, EDI-провайдеры, расширившие свою деятельность на юридически
значимый оборот, оказались востребованными наиболее крупными заказчиками со
сложной обработкой электронных документов и сообщений, в том числе с ЭП.
Популярность электронного оборота будет расти как по
мере придания юридической значимости другим электронным бухгалтерским
документам, так и по мере глубины учета специфики обслуживаемых клиентов
провайдерами и операторами.
Сообщения EDI, документ с ЭП и бумажный документ
содержат, по сути, одни и те же данные. Россия пошла по тому пути, что ЭП необходима
для юридической значимости документа, а одних только гарантий достоверности
информации, предоставляемых EDI-провайдерами, оказалось недостаточно. Тем не менее,
если опустить мелкие технические детали, касающиеся “взаимоотношений”
EDI-стандартов с ЭП, можно сделать вывод, что рынок электронного обмена
информацией получил еще один мощный импульс для того чтобы уйти от всякого рода
кастомизаций форматов и стандартов, удобных тому или иному крупному клиенту. Теперь
он стремится к унификации и постепенной конвергенции EDI и ЭДО в единый рынок
электронного обмена информацией. Целому ряду отраслей еще предстоит пройти тот
путь, по которому уже давно и успешно идут многие ритейлеры.
Время для гибридов
С точки зрения клиентов, понятия EDI и ЭДО стали ближе. Заказывая одно, часто ожидают получить и второе. Конкуренция увеличилась, количество комбинированных EDI/ЭДО предложений растет, появился дополнительный интерес к этому рынку со стороны ERP-вендоров, на него выходят все новые игроки. Логично ожидать и постепенного снижения цен на передачу электронных документов и сообщений со временем.
При нормальном развитии процесса должно возрасти
практическое значение стандартизации. Стимул для дальнейшего развития и
практического использования получат каталоги мастер-данных для использования
как внутри страны, так и при международной торговле. “В этом году мы ожидаем
активного развития проектов синхронизации мастер-данных. Актуальность этого
вопроса определяется острой потребностью в корректной информации о товарах.
Что, в свою очередь, необходимо для минимизации количества корректировочных ЭСФ
и потерь, с этим связанных", – полагает Антон Свердлов, исполнительный директор компании EDISOFT.
Вполне возможно, что интерес к российскому рынку со
стороны зарубежных провайдеров со временем возрастет, будут востребованы
встроенные в различные решения и платформы по обмену информацией в электронном
виде возможности анализа и мониторинга. Также встанет вопрос о дополнительной
координации деятельности провайдеров и операторов, вырастет практическая
востребованность гибридных услуг на стыке EDI и ЭДО, долгое время считавшихся
разными направлениями деятельности.
EDI и объединения ритейлеров
“Одно из ключевых событий минувшего года - вступление
России в ВТО. Давно ожидаемый приход крупных зарубежных игроков обострит и без
того жесткую конкуренцию на российском розничном рынке, – предполагает Наталья Гурова, директор практики
Non-Food Retail, Columbus в России и СНГ. – Вкупе с ростом сделок слияний и
поглощений и развитием интернет-торговли это потребует от большинства торговых
компаний модернизации и обновления используемых ИС. В первую очередь, в части
улучшения взаимодействия с целевыми клиентами, прогнозирования спроса,
управления цепочками поставок и планирования запасов”.
Пригодные для анализа данные о продажах сегодня представляют
собой ключевой ресурс для использования возможностей ИС, реализации передовых
подходов к управлению розничной сетью и получения уникальных, неочевидных
конкурентам преимуществ. Международная практика показывает, что именно в этом и
кроется главный потенциал, реализация которого может позволить локальным торговым
фирмам эффективнее защищать свой рынок от вторжения крупных игроков. С
вступлением РФ в ВТО растет актуальность не только вопроса об ИТ в рамках
отдельных сетей, но и о координации их совместной деятельности в рамках
действующего законодательства.
В торговой отрасли уже достаточно актуально стоит вопрос о
создании всякого рода кооперативных объединений средних и небольших игроков
рынка. В основном, они строятся вокруг возможности объединения закупок со всеми
вытекающими отсюда позитивными экономическими последствиями для участников
таких объединения. “Цели союзов ритейлеров вполне понятны и оправданы: компании
могут в разы повысить маржинальность бизнеса, работать на более выгодных
условиях со стороны поставщиков, разделять совокупные затраты на логистику и
поддержку продаж”, – полагает Наталья Гурова.
“Вместе с тем, положительная синергия сотрудничества
торговых компаний одного или нескольких форматов возможна при условии
интеграции всех ключевых процессов управления, - подчеркивает она. - В
частности, необходимо установить единые принципы документооборота и обмена данными,
задействовать инструменты анализа и оперативного планирования, выработать
механизмы привлечения клиентов и общую программу формирования их лояльности”, -
добавляет она.
Закупочные союзы действительно пытаются вести весьма
разнообразную деятельность, вроде развития СТМ в рамках объединений ритейлеров.
Но оценить эффективность “кооперативных” маркетинговых мероприятий, существенно
выходящих за рамки совместных закупок, с точки зрения влияния на товарооборот и
маржу отдельных участников - сложно. В то же время, это вполне возможно, если
вспомнить об электронном документообороте и накапливающихся в его результате
данных. Чтобы реализовать такого рода возможности, нужна дополнительная
координация работы пула провайдеров, выходящая за рамки простого роуминга,
создание справочников и мастер-каталогов в рамках объединения, использование
облачных аналитических сервисов и, в конечном итоге, BI. На этой базе можно
реализовать современные подходы к управлению торговыми сетями и их объединениями,
конвертировав современные технологии в бизнес-выгоды для участников.
Отчетливая специфика
Полная реализация потенциала объединений ритейлеров
предполагает получение информации не только по тем закупкам, которые проходят
через объединенную систему, но и информацию о закупках и продажах
членов-участников объединений, согласившихся ее предоставлять. В качестве
первого такого шага можно рассмотреть обработку единого, полного массива
информации о закупках с целью выявления дальнейших возможностей по ведению
централизованной закупочной деятельности. Особенно просто это будет сделать по
мере массового распространения EDI-сервисов, доработки платформ провайдеров под
новые “коллективные” требования и появления первых заказов от групп сетей.
С точки зрения технологии, ведущие EDI-провайдеры уже
сегодня готовы дополнительно собирать и предоставлять информацию о транзакциях
сетей, с детализацией вплоть до отдельных позиций из чеков в POS терминалах и
указанием времени совершения операции, что соответственно, расширяет
возможности координационной маркетинговой работы, анализа и планирования в
рамках кооперативных объединений ритейлеров.
В то же время, текущая пропускная способность
каналов связи в регионах довольно часто накладывает свой неизгладимый отпечаток
на все, с ними соприкасается, что влияет на оперативность предоставления нужной
информации. Также понятно, что раскрытие своих детальных учетных данных в
рамках объединения для сетей-участников окажется возможным лишь при том
условии, что им убедительно докажут выгодность и безопасность такой “прозрачности”
для партнеров.
Наряду с этим, ожидания изменений в законодательстве
или же принятия серии нормативных актов в этом случае не потребуется, поскольку
речь идет о данных управленческого учета. Не особо критичным является и
придание юридической силы передаваемым электронным документам и данным
управленческого учета. Поэтому можно сказать, что специфика ритейлеров, которым
сегодня требуются EDI-технологии,
прослеживается особенно отчетливо в случае информатизации их отраслевых
объединений.
Пока у таких объединений нет консолидированной ассортиментной
матрицы и данных о совокупных закупках и продажах, сопоставимых по степени
детализации с данными из ERP, они не смогут конкурировать с крупными
ритейлерами и будут ограничены повышением
эффективности отдельных фрагментов и моментов деятельности, в основном,
касающихся логистики и закупок. То же самое касается и передовых
методологических подходов к организации торговли, вроде управления доступностью
товара на полках. В рамках объединений они могут быть востребованы, но
реализовать их, не выстроив потоки пригодных для оперативного анализа электронных
данных, чрезвычайно сложно.
Инвестиции и аутсорсинг
ИТ-инвестиции в рамках объединений предполагают не только отлаженную координацию и масштабность инвестиций, но и непривычно долгие для торговли сроки, нужные для того, чтобы можно было ожидать их окупаемости.
“Как правило, компании заинтересованы в
том, чтобы максимально быстро получить эффект от внедрения ИТ-решений, и
ориентированные на это обстоятельство проекты, безусловно, должны быть в
приоритете. Но с другой стороны, нельзя забывать о длительных проектах, которые
дают преимущества в долгосрочной перспективе. Например, управление выкладкой на
полках с использованием статистических алгоритмов дает потрясающий
экономический эффект, но сначала нужно собрать статистику, понять, как в каждом
магазине выкладка связана с продажами”, – считает Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании
КРОК.
Трансформировать капитальные
затраты в операционные могут помочь аутсорсеры. “Объедения ритейлеров –
отличная возможность предложить торговым сетям и предприятиям централизованные
ИТ-решения, необходимые для их эффективного развития. Торговые союзы и
предприятия заинтересованы в получении ИТ-услуг без капитальных затрат – они не
будут создавать свою ИТ-инфраструктуру, а задумаются об аренде ЦОДа, публичных
облаках, SaaS и DRaaS-решениях, - предположил Максим Андреев. – Стратегии
торговых объединений влияют на то, какие ИТ-сервисы будут востребованы: для
реализации совместных закупок, единой программы лояльности или общей системы
логистики потребуются совершенно разные решения”.
Ведущие EDI-провайдеры уже предлагают SaaS-сервисы
из своих дата-центров, так что включение в стратегии кооперативных ритейлеров
задач, касающихся высокотехнологичного аутсорсинга, может оказаться достаточно
важным моментом для их практической реализации.