Спецпроекты

На страницу обзора
В чем специфика информатизации объединений ритейлеров?
Комбинированные EDI/ЭДО сервисы уже сегодня считаются оптимальным решением для “высокотранзакционных” потребителей, вынужденных обрабатывать большие потоки документации. Такие сервисы сочетают поддержку сложных бизнес-процессов, реализованную на базе стандартов, с бесспорной юридической значимостью отдельных электронных документов. Благодаря этому, они могут стать основой не только для взаимодействия поставщиков с торговыми сетями, но и для информатизации отраслевых объединений ритейлеров.

Рынки ЭДО и EDI с принятием новых нормативных документов получили стимулы для дальнейшего совместного развития. В целом ряде случаев сам факт наличия законной возможности пересылки электронного документа вместо бумажного способен сократить денежные и временные расходы, причем интеграция через программную надстройку с бухгалтерско-учетной системой оказывается в этих целях весьма востребованной. Процесс конвергенции EDI и ЭДО находится в начальной стадии. На его фоне особенно заметен интерес ритейла именно к EDI, что можно выделить как отличительную особенность отрасли.



Возросшая активность ERP-вендоров и работающих с ними интеграторов в направлении доработки и развития функционала модуля EDI-шлюза (конвертера) выглядит закономерно, хотя большинство из них продолжают, по сложившейся традиции, упоминать про EDI где-то ближе к концу рекламного списка возможностей ERP.



“Рынок переживает настоящий бум интереса ритейлеров к инструментам EDI и средствам интеграции, обеспечивающим прозрачный обмен данными с партнерами и клиентами”, - считает Наталья Гурова, директор практики Non-Food Retail, Columbus в России и СНГ.



В свою очередь, многие разработчики платформенных решений для организации обмена электронной информацией посредством EDI создают интерфейсы для интеграции с наиболее заметными на рынке ERP-системами, дополнительно предусматривая функционал работы с ЭП. Все это, в перспективе, облегчит и удешевит стоимость подключения новых клиентов для обмена сообщениями и юридическими документами.

Ритейлеры и EDI


Компании с современным подходом к выстраиванию менеджмента в соответствии с лучшими мировыми практиками традиционно являются лидерами в применении EDI-технологий. “В настоящий момент наибольших успехов в электронном взаимодействии мы достигли с Nike: получаем в электронном виде информацию о планируемых партиях поставки товара, отправляем в автоматическом режиме данные о реализации товара Nike, посещаемости магазинов и прочую статистику, - сообщил Сергей Кухарев, ИТ департамент ССМ “Высшая Лига”. – К сожалению, не все крупные поставщики так заинтересованы в развитии сотрудничества по направлению электронного документооборота. Поэтому мы постоянно ищем точки соприкосновения с поставщиками”.



Рабочим инструментом универсального назначения, позволяющим привлечь к использованию EDI поставщиков, для многих ритейлеров являются web-ресурсы. “С поставщиками мы взаимодействуем посредством EDI-портала, реализованного на базе современных портальных технологий. EDI-портал обеспечивает постоянный обмен электронными документами с нашими партнерами в разных странах”, – сообщил Иван Бояркин, начальник отдела поддержки «Модный Континент» (бренд INCITY).



Даже если торговая организация ограниченно использует EDI при работе с поставщиками, эта технология часто используется при взаимодействии с дистрибьюторами и логистами. “EDI через провайдера мы не используем, но есть интеграция с логистической компанией, сделанная совместными усилиями,” – сообщил Георгий Пырков, ИТ-директор "СХ Трейдинг" (ТС “Старик Хоттабыч”).



Сложные процессы с простым результатом


Выгоды, которые приобретают от электронного оборота и обмена ритейлеры, их поставщики и контрагенты весьма наглядны. Составление и пересылка ЭСФ часто венчает собой достаточно сложный, кастомизированный под бизнес процесс создания и утверждения документов, их сверок и коррекции, исходя из сопоставления плана и факта отгрузки. В ритейле сложных сценариев обработки документов особенно много. Они составляют не единичные исключения, а, скорее, общее правило. Передача “статичных” электронных документов значительно уступает в этом случае автоматизированной генерации составленных, утвержденных и заверенных по всем правилам документов на выходе сквозного бизнес-процесса взаимодействия между ритейлером и поставщиком.



Благодаря высокой степени стандартизации, официальный электронный документооборот с большим числом внешних контрагентов легче всего поддается автоматизации на базе EDI-сервиса от провайдера-оператора юридически значимого ЭДО. Процесс расширения деятельности на юридический документооборот для EDI-провайдера технологически относительно несложен, логичен и закономерен. Это поняли и многие операторы ЭДО, начавшие активно развивать EDI-направления. Особое, отдельное внимание к EDI является сегодня спецификой информатизации как крупных ритейлеров, так и объединений торговых компаний.



Операторы юридически значимого ЭДО оказались в фокусе внимания законодателей и составителей нормативных документов, что весьма почетно. В какой-то степени они оказались более понятными для чиновников, удобными для самого широкого круга компаний, иногда осуществляющих внешний электронный документооборот простым способом, при помощи обычной электронной почты, а также более активными в плане лоббирования своих отраслевых интересов. Наряду с этим, EDI-провайдеры, расширившие свою деятельность на юридически значимый оборот, оказались востребованными наиболее крупными заказчиками со сложной обработкой электронных документов и сообщений, в том числе с ЭП.



Популярность электронного оборота будет расти как по мере придания юридической значимости другим электронным бухгалтерским документам, так и по мере глубины учета специфики обслуживаемых клиентов провайдерами и операторами.



Сообщения EDI, документ с ЭП и бумажный документ содержат, по сути, одни и те же данные. Россия пошла по тому пути, что ЭП необходима для юридической значимости документа, а одних только гарантий достоверности информации, предоставляемых EDI-провайдерами, оказалось недостаточно. Тем не менее, если опустить мелкие технические детали, касающиеся “взаимоотношений” EDI-стандартов с ЭП, можно сделать вывод, что рынок электронного обмена информацией получил еще один мощный импульс для того чтобы уйти от всякого рода кастомизаций форматов и стандартов, удобных тому или иному крупному клиенту. Теперь он стремится к унификации и постепенной конвергенции EDI и ЭДО в единый рынок электронного обмена информацией. Целому ряду отраслей еще предстоит пройти тот путь, по которому уже давно и успешно идут многие ритейлеры.



Время для гибридов


С точки зрения клиентов, понятия EDI и ЭДО стали ближе. Заказывая одно, часто ожидают получить и второе. Конкуренция увеличилась, количество комбинированных EDI/ЭДО предложений растет, появился дополнительный интерес к этому рынку со стороны ERP-вендоров, на него выходят все новые игроки. Логично ожидать и постепенного снижения цен на передачу электронных документов и сообщений со временем.



При нормальном развитии процесса должно возрасти практическое значение стандартизации. Стимул для дальнейшего развития и практического использования получат каталоги мастер-данных для использования как внутри страны, так и при международной торговле. “В этом году мы ожидаем активного развития проектов синхронизации мастер-данных. Актуальность этого вопроса определяется острой потребностью в корректной информации о товарах. Что, в свою очередь, необходимо для минимизации количества корректировочных ЭСФ и потерь, с этим связанных", – полагает Антон Свердлов, исполнительный директор компании EDISOFT.



Вполне возможно, что интерес к российскому рынку со стороны зарубежных провайдеров со временем возрастет, будут востребованы встроенные в различные решения и платформы по обмену информацией в электронном виде возможности анализа и мониторинга. Также встанет вопрос о дополнительной координации деятельности провайдеров и операторов, вырастет практическая востребованность гибридных услуг на стыке EDI и ЭДО, долгое время считавшихся разными направлениями деятельности.



EDI и объединения ритейлеров


“Одно из ключевых событий минувшего года - вступление России в ВТО. Давно ожидаемый приход крупных зарубежных игроков обострит и без того жесткую конкуренцию на российском розничном рынке, – предполагает Наталья Гурова, директор практики Non-Food Retail, Columbus в России и СНГ. – Вкупе с ростом сделок слияний и поглощений и развитием интернет-торговли это потребует от большинства торговых компаний модернизации и обновления используемых ИС. В первую очередь, в части улучшения взаимодействия с целевыми клиентами, прогнозирования спроса, управления цепочками поставок и планирования запасов”.

Пригодные для анализа данные о продажах сегодня представляют собой ключевой ресурс для использования возможностей ИС, реализации передовых подходов к управлению розничной сетью и получения уникальных, неочевидных конкурентам преимуществ. Международная практика показывает, что именно в этом и кроется главный потенциал, реализация которого может позволить локальным торговым фирмам эффективнее защищать свой рынок от вторжения крупных игроков. С вступлением РФ в ВТО растет актуальность не только вопроса об ИТ в рамках отдельных сетей, но и о координации их совместной деятельности в рамках действующего законодательства.



В торговой отрасли уже достаточно актуально стоит вопрос о создании всякого рода кооперативных объединений средних и небольших игроков рынка. В основном, они строятся вокруг возможности объединения закупок со всеми вытекающими отсюда позитивными экономическими последствиями для участников таких объединения. “Цели союзов ритейлеров вполне понятны и оправданы: компании могут в разы повысить маржинальность бизнеса, работать на более выгодных условиях со стороны поставщиков, разделять совокупные затраты на логистику и поддержку продаж”, – полагает Наталья Гурова.



“Вместе с тем, положительная синергия сотрудничества торговых компаний одного или нескольких форматов возможна при условии интеграции всех ключевых процессов управления, - подчеркивает она. - В частности, необходимо установить единые принципы документооборота и обмена данными, задействовать инструменты анализа и оперативного планирования, выработать механизмы привлечения клиентов и общую программу формирования их лояльности”, - добавляет она.



Закупочные союзы действительно пытаются вести весьма разнообразную деятельность, вроде развития СТМ в рамках объединений ритейлеров. Но оценить эффективность “кооперативных” маркетинговых мероприятий, существенно выходящих за рамки совместных закупок, с точки зрения влияния на товарооборот и маржу отдельных участников - сложно. В то же время, это вполне возможно, если вспомнить об электронном документообороте и накапливающихся в его результате данных. Чтобы реализовать такого рода возможности, нужна дополнительная координация работы пула провайдеров, выходящая за рамки простого роуминга, создание справочников и мастер-каталогов в рамках объединения, использование облачных аналитических сервисов и, в конечном итоге, BI. На этой базе можно реализовать современные подходы к управлению торговыми сетями и их объединениями, конвертировав современные технологии в бизнес-выгоды для участников.



Отчетливая специфика


Полная реализация потенциала объединений ритейлеров предполагает получение информации не только по тем закупкам, которые проходят через объединенную систему, но и информацию о закупках и продажах членов-участников объединений, согласившихся ее предоставлять. В качестве первого такого шага можно рассмотреть обработку единого, полного массива информации о закупках с целью выявления дальнейших возможностей по ведению централизованной закупочной деятельности. Особенно просто это будет сделать по мере массового распространения EDI-сервисов, доработки платформ провайдеров под новые “коллективные” требования и появления первых заказов от групп сетей.



С точки зрения технологии, ведущие EDI-провайдеры уже сегодня готовы дополнительно собирать и предоставлять информацию о транзакциях сетей, с детализацией вплоть до отдельных позиций из чеков в POS терминалах и указанием времени совершения операции, что соответственно, расширяет возможности координационной маркетинговой работы, анализа и планирования в рамках кооперативных объединений ритейлеров.



В то же время, текущая пропускная способность каналов связи в регионах довольно часто накладывает свой неизгладимый отпечаток на все, с ними соприкасается, что влияет на оперативность предоставления нужной информации. Также понятно, что раскрытие своих детальных учетных данных в рамках объединения для сетей-участников окажется возможным лишь при том условии, что им убедительно докажут выгодность и безопасность такой “прозрачности” для партнеров.



Наряду с этим, ожидания изменений в законодательстве или же принятия серии нормативных актов в этом случае не потребуется, поскольку речь идет о данных управленческого учета. Не особо критичным является и придание юридической силы передаваемым электронным документам и данным управленческого учета. Поэтому можно сказать, что специфика ритейлеров, которым сегодня требуются EDI-технологии, прослеживается особенно отчетливо в случае информатизации их отраслевых объединений.


Пока у таких объединений нет консолидированной ассортиментной матрицы и данных о совокупных закупках и продажах, сопоставимых по степени детализации с данными из ERP, они не смогут конкурировать с крупными ритейлерами и будут ограничены повышением эффективности отдельных фрагментов и моментов деятельности, в основном, касающихся логистики и закупок. То же самое касается и передовых методологических подходов к организации торговли, вроде управления доступностью товара на полках. В рамках объединений они могут быть востребованы, но реализовать их, не выстроив потоки пригодных для оперативного анализа электронных данных, чрезвычайно сложно.



Инвестиции и аутсорсинг


ИТ-инвестиции в рамках объединений предполагают не только отлаженную координацию и масштабность инвестиций, но и непривычно долгие для торговли сроки, нужные для того, чтобы можно было ожидать их окупаемости.



“Как правило, компании заинтересованы в том, чтобы максимально быстро получить эффект от внедрения ИТ-решений, и ориентированные на это обстоятельство проекты, безусловно, должны быть в приоритете. Но с другой стороны, нельзя забывать о длительных проектах, которые дают преимущества в долгосрочной перспективе. Например, управление выкладкой на полках с использованием статистических алгоритмов дает потрясающий экономический эффект, но сначала нужно собрать статистику, понять, как в каждом магазине выкладка связана с продажами”, – считает Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании КРОК.



Трансформировать капитальные затраты в операционные могут помочь аутсорсеры. “Объедения ритейлеров – отличная возможность предложить торговым сетям и предприятиям централизованные ИТ-решения, необходимые для их эффективного развития. Торговые союзы и предприятия заинтересованы в получении ИТ-услуг без капитальных затрат – они не будут создавать свою ИТ-инфраструктуру, а задумаются об аренде ЦОДа, публичных облаках, SaaS и DRaaS-решениях, - предположил Максим Андреев. – Стратегии торговых объединений влияют на то, какие ИТ-сервисы будут востребованы: для реализации совместных закупок, единой программы лояльности или общей системы логистики потребуются совершенно разные решения”.



Ведущие EDI-провайдеры уже предлагают SaaS-сервисы из своих дата-центров, так что включение в стратегии кооперативных ритейлеров задач, касающихся высокотехнологичного аутсорсинга, может оказаться достаточно важным моментом для их практической реализации.




Антон Степанов

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2012
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2011г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 2 861 374
2 Москва 3 801 580
3 Москва 1 078 015
Подробнее