Спецпроекты

На страницу обзора
Евгений Вирцер, СТИ: ЦОД это такая же часть базовой инфраструктуры, как электричество, дороги или аэропорты

Несмотря на санкции в России наблюдается бум ЦОДостроения. Евгений Вирцер, генеральный директор компании «Свободные Технологии Инжиниринг» (СТИ) и сооснователь группы компаний Key Point, рассказал CNews о том, что сложности с логистикой, смена вендоров и колебания цен не стали препятствием для запуска новых Tier III  и Tier IV площадок на тысячи стоек. Одним из наиболее перспективных направлений являются региональные города с населением свыше 800 тыс. При этом благодаря использованию модульных решений сроки реализации таких проектов сокращаются до минимума.

Евгений Вирцер«Свободные Технологии Инжиниринг»

CNews: Выручка «СТИ» в 2022 г. выросла почти в 4 раза. С чем связан столь большой рост показателей и каковы ваши ожидания по итогам 2023 г.?

Евгений Вирцер: Мы относительно молодая компания, и это был только третий год нашей операционной деятельности, поэтому сохраняется большой запас роста. Заказчики стали нам доверять более крупные проекты, и хотя общее количество объектов в нашем портфеле уменьшилось, они заметно выросли с точки зрения масштаба. Кроме того, строительство дата-центра — это длительный процесс, и по ряду проектов мы перешли от этапа проектирования к строительству, что также положительно сказалось на финансовых результатах. В 2023 г. мы планируем сохранить четырехкратные темпы роста выручки, то есть за два года ее увеличение составит 16 раз. Однако далее мы ожидаем замедление динамики, расти такими темпами можно только на стартовом этапе развития бизнеса.

CNews: Расскажите подробнее о текущих проектах.

Евгений Вирцер: В начале 2023 г. мы завершили строительство дата-центра во Владивостоке для сети ГК Key Point. Сейчас на стадии реализации находятся еще четыре коммерческих дата-центра — два из них в Москве, один в Подмосковье и один в Новосибирске. Общая емкость московских объектов составляет почти 5 тыс. стоек, они будут сданы в эксплуатацию в первом квартале 2024 г. Строительство дата-центра в Подмосковье на 2 тыс. стоек мы планируем завершить в начале 2025 г., а в Новосибирске в феврале 2024 г. откроется еще один дата-центр сети ГК Key Point на 440 стоек. Кроме того, мы приступили к проектированию трех новых объектов: это еще два дата-центра в столице, а также региональный ЦОД ГК Key Point в Екатеринбурге, совокупный объем этих проектов составляет около 10 тыс. стоек.

Евгений Вирцер, «СТИ»: Заказчики стали нам доверять более крупные проекты

CNews: Все перечисленные площадки это коммерческие дата-центры. А есть ли сейчас спрос на строительство корпоративных ЦОД или вы предпочитаете не работать в сегменте площадок enterprise?

Евгений Вирцер: К нам иногда поступают запросы на строительство корпоративных площадок, однако модель сотрудничества, предлагаемая такими клиентами, отличается от того, как мы привыкли работать. Дело в том, что, как правило, заказчиками таких объектов являются госструктуры или компании с госучастием, для которых характерно желание детально контролировать процесс строительства. Результатом этого является постоянное вмешательство в процесс реализации уже согласованного проекта, пересмотр ранее согласованных деталей и т.д.

При этом «СТИ» предпочитает работать по модели EPC- контракта (Engineering, Procurement, Construction, «проектирование, поставка, строительство»), когда весь комплекс работ выполняется «под ключ» одним подрядчиком. Заказчиками коммерческих дата-центров, с которыми мы работаем, как правило, являются девелоперы, которые предпочитают работать именно по модели EPC: они понимают, что строительство ЦОД не является их профильным бизнесом, поэтому доверяют строительство профессионалам своего дела. На данный момент такой подход для нас является более комфортным. Хотя я не могу исключать, что в будущем «СТИ» будет участвовать в строительстве и корпоративных ЦОД.

CNews: Как ЦОД-проекты изменились в 2022-2023 гг с точки зрения сроков реализации и стоимости?

Евгений Вирцер: Прошедший 2022 г. оказался крайне турбулентным, так как часть оборудования по заключенным контрактам не приехала, и приходилось искать альтернативы, либо организовывать поставки через каналы параллельного импорта. Данная ситуация привела и к росту цен, и к удлинению сроков реализации текущих проектов. Однако на данный момент рынок стабилизировался, и мы вернулись к показателям начала 2022 г. как в плане цен, так и в плане сроков сдачи объектов. По каждому типу оборудования сейчас представлен пул решений альтернативных вендоров. Конечно, «слепого» доверия к ним нет, и приходится прикладывать много усилий, чтобы проверять эти продукты. В целом, ситуация сложнее, чем была раньше, но катастрофических последствий для рынка не наступило.

CNews: Вы говорите, что цены не изменились. Однако задействование каналов параллельного импорта должно неизбежно вести к удорожанию оборудования...

Евгений Вирцер: По этой причине «СТИ» не использует параллельный импорт. В 2022 г. у нас было несколько проектов, где мы были вынуждены «довозить» оборудование через каналы параллельного импорта по завышенным ценам. Помимо непривлекательной цены это ведет к дополнительным рискам с точки зрения сроков поставки, так как партия товара может быть задержана на границе. Не говоря уже о том, что в случае наступления гарантийного случая нам придется бегать за вендором по всей Европе. Для нас приоритетом являются твердая цена и жесткие сроки, зафиксированные в контракте. И чтобы в полной мере исполнить свои обязательства перед заказчиками, мы решили отказаться от параллельного импорта и связанного с ним рисками и полностью перешли на продукцию новых вендоров.

CNews: А как сказался рост спроса на продукцию альтернативных производителей на ценовой политике этих брендов?

Евгений Вирцер: «СТИ» в своих проектах предпочитает ориентироваться на российских, китайских и турецких производителей. Зарубежные заводы, где мы размещаем заказы на оборудование, работают на глобальный рынок, и поставки для российского рынка в общем объеме их продукции являются каплей в море, которая никак не повлияла на уровень цен. Так что стоимость решений, на которых мы сейчас реализуем наши проекты, остается стабильной.

CNews: А есть ли изменения ценовой политики среди отечественных вендоров инженерных систем для ЦОД?

Евгений Вирцер: Если брать компании, с которыми сотрудничает «СТИ», то серьезных изменений не было. Однако следует оговориться, что мы крайне избирательно относимся к подбору партнеров из числа вендоров, и я бы не сказал, что в обойме «СТИ» в 2022 г. сильно увеличилось число российских производителей — не более 2-3 новых компаний. К сожалению, пока далеко не все отечественные вендоры имеют в своем портфеле достаточно качественные продукты с адекватной ценой, которые мы были бы готовы использовать в своих проектах.

СNews: Как еще изменения произошли в ЦОД-проектах в 2022-2023 гг помимо смены пула вендоров?

Евгений Вирцер: В целом, подходы к строительству дата-центров остались такими же. Из технических особенностей я бы отметил, что новые объекты чуть менее энергоэффективные, чем те, которые были построены до 2022 г. на западных решениях. Однако я думаю, что в перспективе нескольких лет это отставание будет ликвидировано.

А из более общих трендов, которые не связаны с событиями 2022 г., я бы отметил развитие prefab- и модульных технологий. Например, при строительстве ЦОД в Новосибирске мы используем энергетические модули 12x6 метров с предустановленными ИБП (источники бесперебойного питания), кондиционерами и с настроенной системой автоматики, один такой узел закрывает до 500 кВт ИТ-нагрузки. Несколькими кабелями такой модуль быстро подключаются к энергосети, в то время сбор и настройка такой системы на месте могла бы занять до двух месяцев.

Смысл заключается в том, чтобы максимально уменьшить количество операций, выполняемых непосредственно на строительной площадке. Это особенно важно для ЦОДов в регионах, где ощущается нехватка квалифицированных инженеров на местах. Мы привозим на площадку готовые узлы и модули, предсобранные на нашем собственном производстве, которые можно легко и быстро подключить. За счет этого повышается скорость и качество работ, а также снижаются организационные издержки за счет снижения числа субподрядчиков на площадке.

CNews: Какие проблемы при реализации проектов чаще всего возникают и как вы их решаете?

Евгений Вирцер: Главная проблема, которую я хотел бы отметить, связана с надежностью партнеров. Сначала COVID, а потом санкции привели к неприятной ситуации, когда многие игроки рынка завели привычку ссылаться на форс-мажорные внешние обстоятельства при неисполнении своих обязательств. Из-за этого нам приходится буквально по крупицам собирать партнеров, которые вне зависимости от внешних факторов готовы гарантировать условия поставок. Конечно, стройка — это живой процесс, предугадать все нюансы невозможно, поэтому локальные срывы по срокам работы случаются каждый день, однако наша задача заключается в том, чтобы предугадать или быстро закрыть текущие потребности и выдержать общий срок сдачи площадки.

Кроме того, в сегменте ЦОДостроения, как и во всей ИТ-отрасли, ощущается острая нехватка квалифицированных инженеров. В связи с этим мы стараемся заранее планировать наши работы и информируем партнеров, чтобы зарезервировать людей под необходимые проекты.

СNews: Один из ЦОДов «СТИ» сертифицирует в Uptime Institute по стандарту Tier IV, причем проверку проходит не только проектная документация (design), но и построенный объект (facility). Есть ли какие-то специфические требования, которые предъявляются к строительству, соответствующих этим стандартам?

Евгений Вирцер: Специфических требований к принципам строительства и типу оборудования стандарт Tier IV, равно как и Tier III, не предъявляет, главное найти соответствующих специалистов. Если площадка прошла сертификацию на дизайн, то с вероятностью 99% она также пройдет сертификацию класса facility (то есть уже построенной площадки). Однако на практике в проекты часто вносятся изменения в процессе строительства, поэтому многие ЦОД, получившие сертификат по дизайну, не подают заявку на прохождение дальнейшей аттестации готового ЦОД. Кроме того, часть участников рынка полагают, что это излишний маркетинг, на который просто не стоит тратить деньги.

CNews: Насколько велики затраты на проведение сертификации?

Евгений Вирцер: Для крупного дата-центра затраты на проведение сертификации составляют десятые доли процента от его стоимости. Однако если на самом деле ЦОД не соответствует заявленному стандарту Tier III или Tier IV, то здесь сумма, которая потребуется на модернизацию ЦОД до нужно уровня, может оказаться весьма значительной. Это как купить билет, а потом не сесть в самолет: если вы действительно построили дата-центр в соответствии со стандартом, то логично потратить дополнительно небольшую сумму, чтобы получить официальный сертификат. Я полагаю, что если площадка заявляет о соответствии Tier III или Tier IV без проведения формальной сертификации, вероятнее всего, полного соответствия требованиям стандарта там нет.

CNews: В чем разница между ЦОДами, построенными по стандартам Tier III и Tier IV?

Евгений Вирцер: Основное оборудование будет точно таким же, поэтому по стоимости сопоставимые проекты Tier III и Tier IV будут различаться не очень существенно — затраты на дата-центр Tier IV будут только на несколько процентов выше. Разница будет заключаться, во-первых, в более продвинутых средствах автоматики по управлению инженерными системами. Во-вторых, это сепарация трасс и помещений с целью резервирования, что создает дополнительный объем строительства.

С точки зрения оператора дата-центра, главный принцип Tier III заключается в том, что любую единицу оборудования можно вывести из строя на техобслуживание без ухудшения сервисов ЦОДа. А в Tier IV любой элемент инфраструктуры может внепланого выйти из строя без изменения технических характеристик дата-центра.

CNews: Есть ли на рынке проблемы со средствами инженерной автоматики?

Евгений Вирцер: На сегодняшний момент на российском рынке представлено минимум три бренда решений для автоматизации и управления инженерными системами дата-центра. И это без учета параллельного импорта. С точки зрения своего внутреннего устройства дата-центр, хоть и является технологическим сложным объектом, уступает в этом плане некоторым другим промышленным предприятиям, например, энергетическим объектам, включая АЭС. Так что в линейках ушедших вендоров автоматизация ЦОД была не самым сложным техническим решением, и задача поиска альтернативных решений в этой области вполне решаема.

Краткая биография

Евгений Вирцер

  • Опыт работы в инженерно-строительной отрасли более 20 лет.
  • Руководил проектами по строительству и оснащению многих значимых технически сложных объектов различного назначения.
  • С января 2020 года является генеральным директором компании «Свободные Технологии Инжиниринг», специализирующейся на проектировании и строительстве ЦОД и других инженерно-насыщенных объектов.
  • С 2021 года также является сооснователем группы компаний Key Point.

CNews: Есть ли заказчики, для которых разница между Tier III и Tier IV является принципиальной?

Евгений Вирцер: В России рынок Tier IV пока не сформирован, по крайней мере, мне не доводилось встречать корпоративных клиентов, для которых такое требование было бы принципиально важным. Хотя по факту на рынке уже есть некоторые количество площадок, которые соответствуют требованиям этого стандарта. На западе, где индустрия коммерческих дата-центров развита гораздо лучше, соответствие стандарту Tier IV является базовым требованием для банков и бирж.

CNews: Считаете ли вы целесообразным создать в России собственную систему стандартов и центр сертификации дата-центров?

Евгений Вирцер: Количество стоек ЦОД в России составляет около 0,6-0,7% от общемирового. Этого недостаточно, чтобы создать у нас центр компетенций, который смог бы заместить Uptime Institute, который собирает лучшие практики по всему земному шару. Я считаю, что пока у нас есть доступ к мировому опыту такого масштаба, было бы глупо им не воспользоваться. Если же все-таки будет принято решение создать отечественную систему сертификации, то ключевым будет вопрос подбора специалистов, которые должны не только обладать соответствующей технической экспертизой, но и пользоваться доверием со стороны рынка.

CNews: Многие из ваших проектов расположены в регионах РФ. Каким образом определить, целесообразно строить дата-центр в том или ином городе или нет?

Евгений Вирцер: На мой взгляд, свой ЦОД должен быть в каждом регионе, так как это такой же элемент базовой инфраструктуры, как дороги, теплосеть, электростанция, вокзал или аэропорт. Проблема заключается в том, насколько такой проект будет экономически оправдан для застройщика. Если приводить в пример опыт нашей региональной сети ЦОД группы компаний Key Point, то в качестве стартовых точек расположения мы выбираем столицы федеральных округов. Это крупные города с промышленной, финансовой и деловой активностью, где уже начинает формироваться рынок услуг коммерческих ЦОД.

С небольшими городами мы пока экспериментируем. Наверное, дата-центр на 30 стоек можно построить в любом городе с населением более 200 тыс. человек, однако при таких объемах невозможно предоставить клиенту такую же привлекательную цену, как на объекте с тысячами стойко-мест. Либо такой объект будет окупаться более 30 лет, либо цена превратится в заградительный барьер для пользования услугами такого ЦОД. Таким образом, нужно искать баланс между размером спроса и стоимостью сервиса. Целесообразным является строительство площадки начиная от 400-500 стоек. По моей оценке, потенциальным потребителем услуг такого ЦОД является любой российский город свыше 800 тыс. жителей.

СNews: Есть ли у сети ГК Key Point уже сейчас проекты за пределами столиц федеральных округов?

Евгений Вирцер: В следующем году мы планируем построить небольшие ЦОД на Сахалине (на 50 стоек), в Махачкале и Архангельске.

CNews: Вы ориентируетесь на регионы, где уже есть понимание того, зачем нужны услуги ЦОД или ваша стратегия заключается в том, чтобы сформировать спрос самим за счет выхода с новой услугой?

Евгений Вирцер: Я бы сказал, что оба подхода имеют право на жизнь, а выход на в новый регион это всегда движение навстречу друг другу. Мы ориентируемся на регионы, где уже есть заинтересованные заказчики, однако наша задача заключается в том, чтобы продемонстрировать другим потенциальным клиентам преимущества нашей услуги. Конечно, лучше всего начинать строительство с уже подписанными контрактами на аренду всего дата-центра, но, к сожалению, за пределами Москвы это невозможно. Например, в Екатеринбурге у нас на ноябрь 2023 г. не было ни одного подписанного контракта, однако мы подвели мощность к участку и начали стройку, и я уверен, что к октябрю 2024 г. мы полностью продадим первую очередь ЦОД. Дело в том, что в регионах покупают «глазами» и часто приходится преодолевать неверие, что проект будет реализован.

CNews: Есть ли разница в стоимости строительства и эксплуатации ЦОД в Москве и в регионах?

Евгений Вирцер: В Москве аналогичный объект можно построить немного быстрее за счет более удобной логистики и наличия дополнительных ресурсов, которые можно привлечь в случае необходимости. Например, мы за 9 месяцев построили ЦОД в Новосибирске, который включает первую очередь на 440 стоек и здание-«коробку» общей емкостью 880 стоек с учетом второй очереди. В Москве на аналогичный проект нам потребовалось бы около 7-8 месяцев. На мой взгляд, разница не принципиальна.

С точки зрения затрат, в Москве выше оплата труда и выше стоимости аренды или покупки земли. С другой стороны, в столице гораздо больше площадок подключены к энергосетям по льготным тарифам, в то время как в регионах многие ЦОД оплачивают электроэнергию по стандартным ценам. Однако хотел бы отметить, что на стоимость эксплуатации ЦОД гораздо больше влияет его размер. Например, штат инженеров и соответствующие затраты будет одинаковы как для площадки в 100 стоек, так и для ЦОД на 1000 и более стойко-мест. Я полагаю, что стоимость владения сопоставимыми по емкости площадками в Москве и регионах не будет серьезно различаться.

erid:2SDnjcXQRdaРекламодатель: компания ООО «СТИ»ИНН/ОГРН: 9702010905/1197746701074Сайт: https://www.sv-tech.ru/

Интервью обзора