Спецпроекты

На страницу обзора
Российский рынок решений для анализа данных продолжил расти, несмотря на пандемию

Несмотря на события 2020 г., выручка лидеров рынка средств аналитики выросла, хотя и гораздо меньше, чем в прошлом году на 15% до ₽24,9 млрд. Порог входа в топ немного снизился, однако существенно увеличилась суммарная выручка «старожилов» рейтинга. Главной приметой года можно назвать огромный разброс показателей динамики — от совершенно заоблачных показателей роста до резкого падения. Выиграли компании, которые смогли перестроить свою работу и удовлетворить потребности заказчиков, связанные с переходом взаимодействия с клиентами в онлайн в условиях потери ценности «старыми» историческими данными. И, как во все трудные времена, в 2020 г. ценились решения, которые приносили очевидную пользу «здесь и сейчас».

Итоги бурного года

Внезапная пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в планы заказчиков ИТ-решений и очень по-разному сказалась на динамике разных сегментов ИКТ-рынка. Прогнозы аналитиков относительно мирового объема продаж в сфере информационных технологий в течение года менялись от -8% до -2,2%.

Динамика развития мирового ИТ-рынка в 2020-2022 гг.

Сфера ИТ Объем рынка 2020 г., $ млрд Рост 2019/2020, % Объем рынка 2021 г., $ млрд (прогноз) Рост 2020/2021, % Объем рынка 2022 г., $ млрд (прогноз) Рост 2021/2022, %
Системы для ЦОД 219,9 2,3% 236,8 7,7% 247,5 4,5%
Корпоративное ПО 466,6 -2,1% 516,9 10,8% 571,7 10,6%
Устройства и техника 663,2 -6,9% 755,8 14,0% 778,9 3,1%
ИТ-услуги 1 021,2 -1,8% 1 112,6 9,0% 1 193,5 7,3%
Телекоммуникации 1 386,5 -0,7% 1 450,4 4,6% 1 504,7 3,7%
Итого 3 757,5 -2,2% 4 072,5 8,4% 4 296,4 5,5%

Источник: Gartner (апрель 2021)

Российскому рынку пророчили падение на треть, он, по итогам 2020 г., вырос на 14% (повлияло, конечно, и падение курса рубля по отношению к доллару).

Во всех прогнозах, впрочем, сегменту корпоративного ПО, к которому относятся и средства аналитики, предсказывалась динамика лучше средней. И, если судить по основным показателям рейтинга, составляемого в рамках обзора «Аналитика 3.0», этот сегмент ИТ-рынка пережил 2020 г. более-менее благополучно. Общая выручка топ-15 участников рейтинга выросла на 15%, до ₽24,9 млрд. Это, конечно, не рекордные 85% роста прошлого года, однако надо учитывать, что четыре компании из топ-15 прошлого года — Ctrl2Go (2 место в рейтинге 2020 г.), Softline (3 место), «Форсайт» (8 место) и Ай-Теко (11 место) — решили не раскрывать выручку по этому направлению, по-видимому по причине скромности результатов. Так что результат можно считать неплохим, а рынок аналитики — по-прежнему быстро развивающимся.

Рост замедляется

Динамика суммарной выручки топ-15 участников рейтинга «Крупнейшие поставщики решений для анализа данных»

Совокупная выручка участников рейтинга, ₽млрд
Динамика рынка, %

Опрос экспертов подтвердил, что интерес к аналитике на фоне коронавируса не упал. «В начале 2020 года из-за пандемии компании на рынке были шокированы происходящим и, по сути, были приостановлены многие проекты, так как никто не понимал, что будет происходить дальше, — отметил Иван Окопный, директор бизнес-направления Big Data Solutions компании «Неофлекс». — Но затем жизнь людей перешла в онлайн и вместе с этим возросла роль аналитики, использования данных, ведь теперь люди стали оставлять свой «след» непрерывно, а ключевым фактором успеха стало умение анализировать данные и эффективно использовать эти результаты. Это послужило серьезным толчком к старту и расширению проектов по выстраиванию платформ данных и BI».

C ним согласен Дмитрий Кулагин, директор центра управления данными «Инфосистемы Джет». «В начале пандемии были опасения, что многие проекты будут приостановлены или даже отменены, но, как показало время, все ограничилось задержкой запуска этих проектов, — говорит он. — В то же время пандемия, как глобальная ситуация неопределенности, актуализировала потребности компаний в инструментах для принятия решений на основе данных, и в целом в 2020 году мы наблюдали последовательное развитие тенденций предыдущих лет».

Количество участников рейтинга осталось на уровне рейтинга 2020 г. Четверть из них не принимали участия в прошлогоднем рейтинге. Один из новичков — Parma TG — вошел в топ-5 рейтинга, еще один — ГКС — замкнул топ-15 участников рейтинга.

Планку оборота в 1 млрд преодолели четыре участника рейтинга (в прошлом году таких компаний было пять, в позапрошлом — три).

Больше всего сотрудников заняты проектами в сфере аналитики у «Лиги цифровой экономики» (2000 чел.), впрочем, лидер прошлого года — компания «Крок» — в этом году решила не рассказывать о численности своих аналитиков. Далее идут Glowbyte (1600 чел.) и, с огромным отрывом, Parma TG (380 чел.).

Опять двоевластие

Рейтинг прошлого года с существенным отрывом возглавляли компании Glowbyte Consulting и Ctrl2Go. На почтительном расстоянии от них находилась следующая тройка: Softline, «Лига цифровой экономики» и «Крок», от последней вдвое по выручке отставала шестая компания рейтинга, «Иннодата».

В этом году двоевластие сохранилось, но место отказавшейся от участия Ctrl2Go заняла «Лига», увеличившая бизнес в области аналитики в три с лишним раза. Разрыв между лидерами снова оказался относительно небольшим по сравнению с дистанцией, которая разделяет их и остальных участников рейтинга.

Крупнейшие поставщики решений для анализа данных 2020

№2020 №2019 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС Выручка в 2019 г., ₽тыс., с НДС Динамика 2019/2020 гг.
1 1 GlowByte Москва 6 961 000 4 186 000 66,3%
2 4 Лига цифровой экономики Москва 6 690 459 2 070 647 223,1%
3 5 Крок Москва 1 752 816 1 853 054 -5,4%
4 Parma TG Москва 1 383 389 1 503 169 -8,0%
5 12 Корус Консалтинг Санкт-Петербург 944 406 597 067 58,2%

Источник: CNews Analytics,2021

Перейти к полной таблице

В топ-15, как уже говорилось, в этом году попало только два новичка, остальные компании участвуют в рейтинге не первый год. Большинство из них в 2020-м смогли существенно улучшить свои показатели.

«Столицецентричность» рейтинга, как и в прошлом году, весьма отчетлива. 28 его участников работают в Москве, два — в Подмосковье. Еще семь компаний «прописаны» в Санкт-Петербурге, две — в Перми, одна — в Иннополисе.

От продажи лицензий больше всего заработала компания РДТех (₽370 млн), за ней идут «Ланит» (₽126 млн) и AnalyticsHub (₽122 млн). От продажи консалтинговых услуг — «Лига Цифровой Экономики» (₽3435 млн), Sapiens solutions (₽661 млн) и Parma TG (₽513 млн). Выручка от интеграции самая высокая у «Лиги цифровой экономики» (₽3183 млн), Parma TG (₽828 млн) и «Иннодаты» (₽700,5 млн). В сфере обучения лидеры Parma TG (₽42 млн), BI Consult (₽25 млн) и 3iTech (₽12 млн).

Вымывание «среднего класса»

В отличие от прошлого года, три из пяти самых быстрорастущих компаний не новички рейтинга, хотя эффект «низкой базы» наблюдается у всех, кроме «Лиги цифровой экономики».

Самые быстрорастущие поставщики решений для анализа данных в России 2020

№2020 №2019 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка по проектам аналитики данных в 2020 г., ₽тыс., с НДС Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., ₽тыс., с НДС Динамика 2019/2020 гг., %
7 37 Сигма Санкт-Петербург 894 266 48 502 1743,8%
22 30 AnalyticsHub Красногорск 271 077 65 953 311,0%
2 4 Лига Цифровой Экономики Москва 6 690 459 2 070 647 223,1%
33 42 Smart analytics rus Москва 99 739 31 534 216,3%
15 ГКС (АО «Группа Систематика») Москва 498 800 164 350 203,5%

Источник: CNews Analytics, 2021

Три из числа самых быстрорастущих участников рейтинга вошли в топ-15, так что в этом году списки лидеров по темпам роста пересекаются на 60%.

Самые быстрорастущие поставщики решений для анализа данных в России 2020 из топ-15

№2020 №2019 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка по проектам аналитики данных в 2020 г., ₽тыс., с НДС Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., ₽тыс., с НДС Динамика 2019/2020 гг.,%
7 37 Сигма Санкт-Петербург 894 266 48 502 1743,8%
2 4 Лига Цифровой Экономики Москва 6 690 459 2 070 647 223,1%
15 ГКС (АО «Группа Систематика») Москва 498 800 164 350 203,5%
6 15 Неофлекс Москва 919 476 542 626 69,4%
1 1 GlowByte Москва 6 961 000 4 186 000 66,3%

Источник: CNews Analytics, 2021

Более существенное отличие рейтингов двух последних лет, впрочем, в другом. В рейтинге 2020 г. динамика у подавляющего числа его участников была положительной, в том числе, почти у четверти — «очень положительной» (рост более 100%), и у такого же количества — более 50%. На падение пожаловались лишь 7,7%.

В этом году успешных компаний (прибавивших более 50%) даже больше, чем год назад. Однако резко, в два с лишним раза, выросла доля отметивших падение выручки, причем две таких компании входят в топ-5 рейтинга. Год назад лишь одна компания из топ-5 (и топ-15) заявила о снижении выручки. И если год назад потери первых 40 участников рейтинга ограничивались четвертью выручки, то в этом максимальный уровень — почти три четверти.

Разнонаправленная динамика

Распределение участников рейтинга по динамике выручки в рейтингах 2020 и 2021 гг. существенно отличаются друг от друга

Рост более 100%
Рост 50%-99%
Рост 25%-49%
Рост 10%- 24%
Рост до 10%
Падение выручки
Рост более 100%
Рост 50%-99%
Рост 25%-49%
Рост 10%- 24%
Рост до 10%
Падение выручки

При этом, как видно, существенно сократилась доля участников рейтинга, растущих умеренными темпами. В прошлогоднем обзоре отмечалось, что «отрицательную динамику продемонстрировали три участника рейтинга... Год назад была всего одна такая компания, зато и темпы роста участников рейтинга-2019 в среднем были ниже, «трехзначный» рост показала тоже лишь одна компания». То есть, тенденции минимум два года и она не вызвана событиями 2020 г. (хотя, вполне возможно, усилена ими). А лозунг «расти или умри» становится крайне актуальным для российского рынка аналитики.

«Как со стороны заказчиков, так и со стороны интеграторов на рынке остаются только сильные игроки, умеющие принимать новые реалии и быстро изменять ключевые процессы своего бизнеса, — комментирует изменения в динамике Андрей Нугманов, старший партнер «Лиги Цифровой Экономики», директор блока BI. — Предыдущие достижения в такой период уже ничего не значат. Все, кто остановился в своем развитии, драматически сдают позиции. Пандемия в этом смысле только ускорила все процессы».

При этом, если в прошлом году рост выручки компаний из топ-15 составил упоминавшиеся 85%, а аналогичный показатель у компаний, принимавших участие в рейтингах с данными за 2019 и 2018 гг. («старожилов») — 23,7%, то в этом году соответствующие цифры 15% и 57,4% (у компаний, принимавших участие в рейтингах с данными за 2019 и 2020 гг.).

Как отметил Андрей Нугманов, «в непростые времена результат нужен здесь и сейчас и за разумные деньги». Возможно, «старожилы» умеют добиваться результата лучше.

Факторы роста

Опрошенные CNews Analytics эксперты из компаний — лидеров рейтинга назвали разные причины роста в 2020 г.

«Компании «Неофлекс» удалось быстро адаптироваться: мы перевели сотрудников на удаленный режим работы, выстроив при этом эффективное взаимодействие с заказчиками. Значительный рост пришелся на направления по созданию аналитических решений с использованием технологий Machine Learning, Fast Data, Big Data, — говорит Иван Окопный. — Компания расширила линейку типовых решений, технологических компонентов и платформ, ускоряющих процесс создания сложных информационных систем у заказчиков».

«Лига цифровой экономики», по словам Андрея Нугманова, высоких результатов добилась за счет работы с кадрами. Компания внедрила собственную цифровую платформу развития талантов, что позволило ей удвоить численность команды аналитиков и, за счет этого, не только работать с новыми клиентами над новыми проектами, но и перевести взаимодействие с ними на новый уровень, помогая клиентам развивать команды внутренней разработки.

Дмитрий Кулагин, директор центра управления данными «Инфосистемы Джет», среди факторов роста также отметил тенденцию к импортозамещению. Компания внедряла как решения российских партнеров, так и собственную разработку Jet BI, которая позволяет быстро строить информационные панели, в том числе с применением нестандартных визуализаций.

Что год грядущий нам готовит?

Больших перемен на рынке аналитики эксперты не ждут, скорее — усиления уже действующих тенденций.

Так, Иван Окопный видит ресурсы для роста в мобильной аналитике и возможности работы не только с большими данными. «Быстрыми темпами будет расти рынок мобильной бизнес-аналитики, — считает он. — По данным различных источников, если для рынка BI прогнозируемый рост составляет примерно 7-10% в год, то для Mobile BI этот показатель находится на уровне 18-20%. Наступает эпоха новых моделей и алгоритмов, способных работать не только на больших данных. Будут актуальными такие техники, как Small Data и Wide Data, а также применение высокоадаптивных алгоритмов».

Отмечают эксперты и проникновение аналитики во все бизнес-процессы.

«Если 10 лет назад операционные и аналитические процессы могли существовать параллельно, и между ними можно было провести четкую границу, то пять лет назад эта граница начала стираться, а сейчас уже ни один операционный процесс не может быть эффективным без аналитических инструментов, — говорит Андрей Нугманов. Основной тренд ближайших лет, полагает он, — «построение ключевых бизнес-процессов на принципах постоянного совершенствования на базе встроенной аналитики». И, соответственно, никому не нужна аналитика, которая не приносит ощутимый и измеримый бизнес-результат.

Резюмируя итоги года, прогнозы аналитиков и комментарии экспертов, можно предположить, что бизнес-аналитика будет все «глубже» проникать в бизнес-процессы компаний, становиться все более разнообразной. Соответственно, требования к системам аналитики со стороны заказчиков будут расти. Всем этим тенденциям не один год, но пандемия (как всякое ухудшение ситуации на рынке), с одной стороны, заставила более жестко оценивать результаты ИТ-проектов (и не только в области аналитики), с другой — обесценила «старые» массивы данных, так что системам аналитики в 2021 г. и далее придется учиться работать на относительно небольших дата-сетах, накопленных после начала пандемии. И которые, в случае новых резких изменений, также будут стремительно обесцениваться. И умение работать в таких условиях может стать главным условием развития.

Короткая ссылка