Спецпроекты

oбзор

Обзор: Аналитика 3.0 – 2020

Российский рынок решений для анализа данных меняет лидеров

Российский рынок решений для анализа данных меняет лидеров

В новом обзоре «Аналитика 3.0» приняло участие почти в 2,5 раза больше компаний, чем год назад. Некоторые из новичков сходу попали в число лидеров, вследствие чего выручка топ-15 рейтинга увеличилась без малого в два раза, а порог входа в топ — втрое. Это можно считать убедительным свидетельством того, что интерес к средствам анализа данных в России растет, и, соответственно, растет соответствующий сегмент ИТ-рынка.

Рекорды года

В этом году количество участников рейтинга выросло более, чем вдвое: с 18 до рекордных 44. Из них 17 компаний принимали участие в прошлогоднем рейтинге, 22 компании решили «выйти из тени» и 5 компаний были или созданы или занялись аналитикой в 2019 г.

В топ-15 представлены все 3 «группы», причем один из новичков, Ctrl2GO, занял в рейтинге 2 место, составив серьезную конкуренцию лидеру последних лет — Glowbyte Consulting. Вследствие этого совокупная выручка топ-15 участников рейтинга выросла на 85%, до ₽21,7 млрд. Это рекордные показатели за все время составления рейтинга.

Динамика суммарной выручки топ-15 участников рейтинга «Крупнейшие поставщики решений для анализа данных», ₽млрд

dynamica3.png

Источник: CNews Analytics, 2020

Планку в ₽1 млрд годового оборота одолели 5 компаний (в прошлом году только 3). А порог входа в топ-15 вырос втрое, с ₽135,3 млн до ₽542,6 млн. Это еще один рекорд.

Выросла и численность сотрудников, занятых аналитикой. Больше всего специалистов в этом направлении задействовал «Крок» (1960 человек), у прежнего лидера, Glowbyte, численность сотрудников по направлению аналитики увеличилась с 900 в 2018 г. до 1036. Далее идут новички рейтинга —«Лига цифровой экономики» (625) и Novardis (350).

Лидер сохранился, но у него появился конкурент

Возглавляет рейтинг, как и годом ранее, компания Glowbyte Consulting, увеличившая оборот на 24,5%. «Множество предприятий промышленного сектора инвестирует в цифровизацию, неотъемлемой частью которой является принцип data driven решений. Ряд крупных игроков идет по пути создания собственных экосистем, а это потребует от них за короткое время вывести на качественно новый уровень объем знаний о собственных клиентах. Мировой тренд на использование ПО с открытым исходным кодом, который на российском рынке принимает форму импортозамещения, сгенерирует спрос на услуги по миграции существующих аналитических платформ», — перечислил Андрей Кондратов, главный архитектор компании Glowbyte Consulting, драйверы развития российского рынка аналитики и его компании.

Второе место, как уже говорилось, заняла компания Ctrl2GO, образованная в прошлом году. Она почти догнала Glowbyte, которая в рейтинге 2018 г. существенно оторвалась от конкурентов и казалась недосягаемой. Появление второй компании с оборотом более ₽4 млрд говорит о том, что «резервы роста» у рынка аналитики больше, чем могли бы показаться.

На третьем месте второй год подряд держится компания Softline. Компания «Крок» отступила на 5 место. На 4-м месте расположился еще один новичок рейтинга — «Лига цифровой экономики».

Крупнейшие поставщики решений для анализа данных в России 2019

№ 2019 № 2018 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка по проектам аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Рост 2019/2018, % Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2019 г.
1 1 Glowbyte Москва 4 181 158 3 357 474 24,5% 1 036
2 - Ctrl2GO Москва 4 126 823 0 - 187
3 3 Softline Москва 2 635 887 2 142 998 23,0% н/д
4 - Лига цифровой экономики Москва 2 070 647 1 884 210 9,9% 625
5 2 Крок Москва 1 853 054 2 161 120 -14,3% 1960

Географическое распределение участников рейтинга довольно «столицецентрично»: в Москве и области расположены головные офисы 65% участников рейтинга (28 московских компаний и 1 подмосковная), в Санкт-Петербурге — 23% (10 компаний), в других городах — 11% (5 компаний). Соотношение привычное для нашей страны. Однако, не исключено, что в связи с изменяющимися условиями организации работы и переходом многих компаний на удаленный режим, мы увидим другое территориальное распределение в последующие годы.

Рынок аналитики довольно специализирован и в отдельных «дисциплинах» рейтинга лидируют разные компании. Так, «Форсайт» показал самую высокую выручку от продажи лицензий (₽575,7 млн), Ctrl2GO — от консалтинговых услуг (₽2,1 млрд) и услуг интеграции (₽1,5 млрд), а «Бизнесавтоматика» стала лидером по части предоставления услуг обучения (₽40,9 млн).

Если не брать в расчет новичков, выросших за прошлый год «с нуля», то первые пять показателей по темпам роста будут принадлежать компаниям, впервые принявшим участие в рейтинге, показатели у большинства из которых за 2018 г. невысоки, да и за 2019-й — тоже. Исключение составляет «Бизнесавтоматика», с первой попытки вошедшая в топ-15.

Самые быстрорастущие поставщики решений для анализа данных в России 2019


№ 2019 № 2018 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка по проектам аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Рост 2019/2018, % Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2019 г.
40 - MCB consulting Москва 34 000 3 500 871,4% 12
43 - Алан-ИТ Ярославль 18 463 3 418 440,2% 7
32 - Luxms Санкт-Петербург 57 800 17 000 240,0% 22
8 - Бизнесавтоматика Москва 818 534 244 415 234,9% 223
34 - Дибиай Ростов-на-Дону 56 000 19 600 185,7% 35

Если рассматривать темпы роста бизнеса компаний из топ-15, то картина несколько изменится, хотя в число лидеров все равно войдут 2 новичка.

Самые быстрорастущие поставщики решений для анализа данных в России 2019 из топ-15


№ 2019 № 2018 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка по проектам аналитики данных в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка по проектам аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Рост 2019/2018, % Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2019 г.
8 - Бизнесавтоматика Москва 818 534 244 415 234,9% 223
9 9 Форсайт Москва 806 117 376 765 114,0% 228
7 - Иннодата Иннополис 911 063 443 036 105,6% 50
11 8 Диасофт Москва 639 563 381 719 67,5% 158
14 10 РДТех Москва 569 991 351 735 62,1% 50

В «Бизнесавтоматике», комментируя быстрый рост выручки, отметили, в частности, востребованность заказчиками возможностей по работе с решением компании без кодирования. «Дополнительный набор специальных функций, настраиваемых без программирования, позволил существенно сократить сроки отладки системы», — отметил Роман Дзвинко, исполнительный директор «Бизнесавтоматики». — Это дало возможность оптимизировать ресурсы, выделяемые на проекты, как со стороны заказчиков, так и со стороны «Бизнесавтоматики», ускорило процесс их реализации и позволило взять в работу большее число проектов».

«Пользователям важно, чтобы работа с аналитическими инструментами требовала минимальных навыков и компетенций», — подтверждает рост популярности платформ, не требующих для настройки кодирования, Станислав Воронин, руководитель направления внедрений систем бизнес-аналитики департамента бизнес-решений Softline.

Это мировая тенденция, в последние годы многие вендоры стараются предоставить клиентам средства аналитики, позволяющие максимально упростить процессы формирования отчетов, подготовки и исследования данных для того, чтобы с этой работой могло справиться как можно больше сотрудников, необязательно программистов или специалистов по данным.

Еще одна тенденция, способствующая прогрессу средств аналитики — развитие аппаратных платформ, расширяющее области применимости программных решений. «Очень сложно найти ситуации, в которых аналитик упрется в технические или аналитические ограничения. Если раньше в принципе были физические ограничения объема обрабатываемой информации, то теперь это вопрос бюджета и адекватной архитектуры», – считает Андрей Нугманов, старший партнер «Лиги цифровой экономики».

Динамика рейтинга и динамика рынка

Динамика выручки отдельных компаний — участников рейтинга показала «разнонаправленное движение». С одной стороны, у 9 компаний рост выручки превысил 100%, из них выше всех в рейтинге, как уже упоминалось, оказалась компания «Бизнесавтоматика». С другой — отрицательную динамику продемонстрировали 3 участника рейтинга, «Крок» (-14,3%), АТК (-25%) и «ФлексСофт» (-40,6%). Год назад была всего 1 такая компания, зато и темпы роста участников рейтинга-2019 в среднем были ниже, «трехзначный» рост показала тоже лишь 1 компания.

Изменение выручки участников рейтинга

izmenenie_vyruchki_uchastnikov_rejtinga.png

Источник: CNews Analytics, 2020

Удвоение суммарной выручки топ-15 рейтинга, получившееся во многом за счет результатов компании Ctrl2GO, конечно, не отражает темпов роста рынка. Впрочем, и без учета выручки 2 номера рейтинга суммарный результат топ-15 вырос на 62%. Ближе к «общерыночной» динамике будет рост суммарной выручки «старожилов» — участников обоих рейтингов двух последних лет. В 2019 г. он составил 23,7%. Прогноз динамики мирового рынка аналитики — 12%. Российский, восстанавливающийся после кризиса 2014 г. с относительно низкой базы, вполне может опережать его по темпам роста вдвое.

Тенденции на текущий год

Что касается перспектив развития, то представители топ-компаний рейтинга среди драйверов рынка называют развитие платформенных решений, отмечают рост интереса к качеству данных и средствам визуализации.

«Наиболее важным становится направление развития платформ, объединяющих самые востребованные приложения. Для клиентов это не только ответ на ситуативные вызовы, но и быстрое решение типовых задач за счет имеющихся предконфигурированных аналитических сервисов, а также возможность оперативного создания новых приложений на основе готового инструментария базовой платформы», — говорит Игорь Селезнев, заместитель генерального директора по бизнес-девелопменту Ctrl2GO.

Как и в других сферах, растет роль облачных вычислений. «При появлении зрелой облачной платформы для аналитики, ориентированной на российский рынок, мы увидим волну проектов по миграции корпоративных хранилищ или витрин в облако», – считает Андрей Кондратов.

«За прошлый год вырос интерес не просто к аналитике, а к системам обеспечения качества данных, сейчас уже недостаточно просто собирать, обрабатывать разрозненные данные и кое-как хранить их», — комментирует Татьяна Некрасова, ведущий эксперт направления Big Data компании «Крок». Другая тенденция, по ее мнению, — увеличение популярности систем бизнес-аналитики для руководителей, которые позволяют визуализировать результаты деятельности организации в виде диаграмм и графиков.

Сложная ситуация, в которой оказался бизнес в результате эпидемии коронавируса, по мнению Станислава Воронина, сказался на реализации проектов. «Некоторые контрагенты взяли паузу, заморозив все свои финансовые решения, это касается в основном сферы fashion-ритейла, ресторанного бизнеса, — говорит он. — Телеком, промышленные предприятия, сельхозпроизводители, финансовые институты продолжают работу в плановом режиме».

Впрочем, как полагает Станислав Воронин, «если же компания еще не внедрила аналитические решения, то сейчас не время для таких инвестиций».

Так что можно ожидать некоторый спад в активности в этом году на рынке аналитики. C другой стороны, стратегическим инвестором одного из новичков рейтинга, AnalyticsHub, стала группа компаний Merlion. Это означает, что лидеры российского ИТ-рынка видят перспективы на рынке аналитики и, возможно, в следующем году на нем появятся новые сильные игроки.

Юлия Лихачева, Дмитрий Гапотченко

Вернуться на главную страницу обзора