Спецпроекты

Российские сборщики уходят с рынка ПК

Техника Интеграция Инфраструктура
Еще год назад ведущие российские производители компьютеров - «К-Системс», Depo и Kraftway - занимали вместе почти 22% российского рынка десктопов. Сегодня – лишь около 8%. На фоне сокращения продаж ПК, компании стремятся диверсифицировать свой бизнес, осваивая новые ниши.

В 3 квартале 2010 г., будучи лидером среди российских производителей компьютеров, компания Depo поставила на рынок 81 тыс. ПК. В 3 квартале 2011 г. отгрузки сократились на 73% - до 22 тыс., говорится в отчете аналитиков Gartner. Доля рынка десктопов, занимаемая Depo, упала с 8,7% до 2,2%.

Компания намеренно почти свернула поставки в розничные сети, увеличив при этом производство серверов. Если в 2007 г. их доля в выручке компании составляла 15%, то в 1 полугодии 2011 – превысила 50%.

Как говорит гендиректор Сергей Эскин, теперь Depo – инжиниринговая компания: «Это не только системный интегратор или поставщик ИТ-услуг, это эффективный управляющий ИТ, способный удовлетворить буквально любую бизнес-задачу: от производства техники под уникальные нужды до управления ИТ на позиции аутсорсера».

«К-Системс» в 3 квартале 2010 г. поставила на рынок 80,7 тыс. ПК, год спустя – на 40 тыс. меньше. Доля рынка «К-Системс» в сегменте десктопов сократилась с 8,6% до 4,2%.

Компания обладает крупнейшим в России сборочным заводом, но загрузить его мощности способна лишь на 5%. Президент «К-Системс» Эдуард Воронецкий признавался CNews, что «засыпает и просыпается» с мыслями о диверсификации продуктового ряда.

Одна из новых ниш, куда он повел «К-Системс» - выпуск телевизоров, доля которых, как рассчитывает Воронецкий, в перспективе должна достигнуть 50% от всей выручки компании.

В то же время, завод, расположенный в Калининградской области, «К-Системс» может частично продать. Ранее компания уже продала предприятие в подмосковных Мытищах.

Поставки компьютеров Kraftway год назад, в 3 квартале 2011 г., превышали 40 тыс. штук. В 3 квартале 2011 г. – сократились более чем в два раза, до 18 тыс. Доля рынка в сегменте десктопов упала с 4,3% до 1,8%.

Старший вице-президент Kraftway Ренат Юсупов говорит, что его компания начала диверсифицироваться давно, для чего предусмотрела на своем заводе в Обнинске возможность в одном цикле собирать совершенно разные устройства.

Сегодня Kraftway имеет центр разработок, в котором занимается созданием технологических платформ для информационной безопасности, медицинских учреждений и обработки видео, инвестируя в R&D около $2-3 млн ежегодно. «На базе этих платформ мы на своем заводе создаем продукты под нужды конкретных заказчиков. Клиентам выгоднее работать с нами, чем покупать универсальные не адаптированные решения по более дорогой цене», - говорит Юсупов.

В Depo и Kraftway не переживают по поводу сокращения продаж своих ПК, объясняя это тем, что новые ниши обеспечивают им значительно лучшие показатели по прибыльности.

Как перевести четверть клиентов на самообслуживание? Опыт банка «Открытие»
ИТ в банках

Почти на 40% сократила поставки десктопов компания «Эксимер». Год назад, в 3 квартале 2010 г., ее доля рынка в составляла 2,7% (было отгружено около 25 тыс. ПК), в 3 квартале 2011 г. – 1,6% (15 тыс.).

Возможно, компания рассчитывает компенсировать это падение выводом на рынок новых продуктов. Среди них на сайте «Эксимер» представлены 10-дюймовые нетбук и планшет на базе Intel Atom, а также сервер, который собирается «на основе Intel, Supermicro и Asus». В компании на момент публикации не предоставили свои комментарии.

Еще один известный российский компьютерный производитель – «Аквариус» - больше не входит в Топ-10 крупнейших поставщиков по версии Gartner. Это означает, что его доля рынка – меньше 1,5%. Именно этим значением десятку в сегменте десктопов замыкает компания Apple.

Объявляя об итогах деятельности в 2010 г. в «Аквариусе» говорили, что помимо производства компьютеров и серверов фокусировались на разработке и продвижении средств по защите информации и персональных данных, а также решений для информатизации медицинских и образовательных учреждений. Кроме того, компания занимается поставками техники сторонних производитителей.

Единственный российский сборщик ПК, который, по данным Gartner, наращивает свои продажи – это компания DNS. Она, по сведениям официального сайта, имеет 300 магазинов в 90 городах России (в т.ч. два - в Москве) и выпускает как десктопы, так и ноутбуки. Аналитики стали включать DNS в свои отчеты лишь в 2011 г., т.к. ранее компания не подавала им свои данные.

В 3 квартале 2011 г. DNS поставила на рынок 125 тыс. компьютеров, из которых почти 90 тыс. десктопов. В сегменте настольных ПК ее доля составила 9,1%. В общем пироге, включающем десктопы и ноутбуки, DNS занимает 3,5%.

Впрочем, не все участники рынка склонны верить этим цифрам. DNS продает компьютеры через собственные магазины, поэтому аналитики не имеют возможности проверить ее данные.

Отметим, что иностранные компании, вошедшие в Топ-10 поставщиков десктопов в России, значительно увеличили свои продажи. Исключением стала лишь компания Acer. Лидер сегмента – HP – в 3 квартале 2011 г. увеличила поставки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 30%, Lenovo – на 87%, Fujitsu – на 263%, Apple – на 45%.

«На большинстве развитых рынков в странах Западной Европы, США или Японии нет крупных локальных сборщиков. Эта ситуация отличается на развивающихся рынках, таких как Россия, Польша, Китай, Бразилия, Украина. Однако и здесь локальные сборщики продолжают проигрывать позиции мировым вендорам, - рассказала CNews директор по исследованиям Gartner Аннет Джамп (Annette Jump). - Это происходит, главным образом, за счет роста продаж мобильных компьютеров, которые выпускают в основном именно крупные вендоры. По нашим ожиданиям, эта тенденция продолжится в ближайшие несколько лет, так как мы видим консолидацию рынка между крупными игроками».