Чтобы завоевать высококонкурентный рынок продаж компьютерного оборудования (особенно – московский), продавцам компьютерной техники порой приходится прибегать к достаточно оригинальным маркетинговым и технологическим решениям. Так, на днях о намерении выйти на столичный рынок и удивить его объявила компания Sunrise, занимающаяся поставкой компьютерной техники и комплектующих.
Компания Sunrise объявила об открытии на территории московского ТЦ «Динамо на Станколите» первого в России компьютерного магазина, где будут использованы инструменты формата cash&carry. По словам генерального директора «Санрайз-ПРО» Максима Ягнюкова, идея внедрить популярный в мире формат cash&carry в практику российского компьютерного рынка возникла у компании достаточно давно. Технологии, применяемые при организации процесса продаж в новом торговом центре, «Санрайз-ПРО» позволят обеспечить его наивысшую пропускную способность среди европейских терминалов подобного профиля. В ассортименте магазина представлено несколько тысяч наименований товара. Это не только компьютерная техника, но и цифровая фото-видеотехника, HI-FI-акустика.
(Напомним, Sunrise является российским дистрибьютором продукции Fujitsu Siemens Computers, Nec, Eline, APC, 3Com, ZyXEL, Verbatim, IBM, Asus, Iiyama, HP, Belinea, Proview, Epson, ViewSonic., и др.)
В «Санрайз-ПРО» нет привычных продавцов-консультантов и торгово-выставочного зала. Сейчас в нем имеется 100 компьютерных терминалов (их количество компания планирует вскоре удвоить). С их помощью покупатели магазина самостоятельно формируют свой заказ по тому же принципу, что и в интернет-магазине, но только в локальной сети. С момента формирования заказа идет резервирование товара. После оплаты товара начинается его подбор на шести высокопроизводительных складах. В зоне ожидания на специальном табло отображается информация о степени готовности каждого из заказов. Выдача заказов происходит в нескольких зонах, при этом компания обещает, что максимальное время ожидания выдачи сформированного заказа не превысит 9 минут. По словам г-на Ягнюкова, любой человек, знакомый с компьютером, может легко сделать покупку. В противном случае он может воспользоваться услугами платного консультанта ($710 за полчаса) и получить помощь как по выбору товара, так и по работе с терминалом.
Руководство Sunrise считает открываемый магазин наиболее выгодным местом покупки для мелкооптовых покупателей, средних корпоративных клиентов, а также профессиональных покупателей, которым не нужно видеть товар, а достаточно знать наименование и технические характеристики приобретаемой техники. Благодаря прямым закупкам у производителей, большим складским площадям и удобной логистике, розничная торговая наценка в магазине существенно ниже, чем где бы то ни было в среднем по Москве, она составляет 3%, (в крупных сетевых магазинах не менее 8%). «Цены в нашем магазине будут ниже закупочных цен на оптовых рынках», отметил г-н Ягнюков.
По его словам, компания не планирует остановиться на открытии магазина с элементами cash&carry. «В ближайшее время рядом с этим магазином будет открыт настоящий cash&carry с тележками, с кассами для выбора менее дорогого товара, который действительно перед покупкой нужно рассматривать (это оптические мыши, компакт-диски, клавиатуры, расходные материалы, кабели), отметил г-н Ягнюков. Но цены в нем будут выше, чем в Sunrise Pro».
По словам генерального директора компании Sunrise Сергея Бобылева, о формате выхода на московский рынок компания задумалась в конце прошлого года, и в течение нескольких месяцев разработала концепцию «Санрайз-ПРО». Г-н Бобылев считает открытие этого магазина попыткой компании ввести новый потребительский стандарт на территории России. «„Санрайз-ПРО“ это торговая площадка, где мы будем сталкивать лбом производителей и покупателя, а покупатель будет своим рублем голосовать за лучшего из них», отметил он. Он также отметил, что один квадратный метр торговой площади «Санрайз-ПРО» сможет приносить Sunrise оборот до $25 тыс. в день. По его утверждению, квадратный метр западных торговых комплексов приносит их владельцам ежедневно около $1 тыс. А дневной оборот всего магазина «Санрайз-ПРО» будет составлять около $2,5 млн.
Впрочем, конкуренты оценивают потенциал успеха проекта «Санрайз-ПРО» не столь оптимистично, как руководство Sunrise. В пресс-службе сети магазинов «Техносила»CNews.ru рассказали, что их несколько смутило утверждение Sunrise о том, что данный магазин с элементами cash&carry стал первым в России. «Дело в том, что подобные проекты уже запускались: первый из них был реализован компанией CHS в 199798 гг. (магазин на Донском проезде), затем компания „Белый Ветер“ открыла подобный магазин на Щелковском шоссе, утверждают в „Техносиле“. Что же нового привнесено в проект Sunrise?».
В «Техносиле» также имеется возможность самообслуживания, однако большинство клиентов предпочитает проконсультироваться у продавцов, а также проверить товар. «Конечно, можно руководствоваться тезисом о том, что уровень компьютеризации страны достаточно высок, и компьютер уже стал бытовым прибором. Но, как показывает практика, клиенту все равно потребуются определенного рода консультации по подключению компьютера и его использованию, считают в „Техносиле“. Наши клиенты, клиенты сетевых магазинов, к cash&carry пока не готовы. Но клиенты B2B четко знают, что им нужно, поэтому такая форма торговли для них вполне приемлема».
В «Техносиле» уверены, что утверждение Sunrise относительно 3% наценки не более чем маркетинговый ход, а реальная наценка будет выше, что объективно обусловлено большими накладными расходами (формат cash&carry подразумевает большую торговую площадь, соответственно высокую арендную плату за помещение) и дополнительные затраты на обслуживание техники.