Разделы

Интернет Веб-сервисы

"Электронная Россия": 75% городского населения России считает важным преодоление информационного неравенства

Три четверти городского населения России считает важным преодоление информационного отставания страны от передовых государств. Данные об этом приводятся в отчете о социологическом исследовании, направленном на изучение мнения городского населения России о федеральной целевой программе «Электронная Россия».

Исследование проведено с 26 ноября по 4 декабря 2004 г. центром социологических исследований МГУ им М. В. Ломоносова, сообщил сайт ФЦП «Электронная Россия».

В опросе принял участие 1621 респондент из числа взрослого городского населения России (старше 18 лет). Исследование проходило во всех 7-ми федеральных округах РФ в 26 республиках, краевых и областных центрах страны: Архангельске, Петрозаводске, Калуге, Ярославле, Твери, Тамбове, Липецке, Воронеже, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Саратове, Самаре, Казани, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Кемерове, Красноярске, Иркутске, Томске, Ставрополе, Краснодаре, Волгограде, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске, а также Москве и Санкт-Петербурге. Выборка репрезентативна, было опрошено 43,3% мужчин и 56,6% женщин, опрос проводился методом интервью «лицом к лицу».

Проблема преодоления отставания России в развитии информационных технологий от передовых стран представляется важной для большинства респондентов вне зависимости от их социальных и демографических характеристик или сопричастности современным информационным технологиям («очень важно» для 41,9% респондентов, «довольно важно» для 34,7%).

Больше половины респондентов считает важным для страны и для себя лично иметь возможность открытого доступа к информации о работе органов власти и о законодательстве («очень важно» — 22,5%, «довольно важно» — 34,2%).

Респонденты по-разному оценивают важность тех или иных направлений развития информационных технологий в нашей стране. Наиболее важным большинство считает обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений (47,5%), на втором месте — повышение компьютерной грамотности граждан (25,2%), увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании, сочли наиболее важным 10,4% Возможность обратиться к органам государственной власти через Интернет и доступность информации об органах государственной власти и местного самоуправления мало кто не считает важными — 2,7% и 1% соответственно.

В ответах на вопрос о том, может ли развитие «информационного общества» обеспечить решение социальных задач, стоящих перед Россией, оптимизма не проявляется. Почти во всех социальных и демографических группах респонденты в равной мере полагают, что «информационное общество», наверное, может оказать какое-то положительное влияние на их жизнь и на ситуацию в России, но оно будет очень незначительным. При этом 57,7% опрошенных респондентов полагают, что органы власти предпринимают «явно недостаточные усилия» в плане создания «информационного общества», лишь 2,7% полагают, что органы власти «делают все необходимое» в этом направлении.

Как показывает исследование, доля городских жителей, умеющих пользоваться компьютером, довольно велика и составляет примерно 60%. Наибольшее число респондентов, умеющих пользоваться компьютером — среди молодежи (87,2%), людей, оценивающих свои доходы как высокие и выше среднего (90,2%) и с высшим образованием (77,8%). Число тех, кто умеет пользоваться компьютером, среди пожилых людей и среди людей с низким уровнем образования составляет соответственно 17,3% и 12,9%.

Число умеющих пользоваться интернетом составляет около двух третей (66,2%) от тех, кто может работать с компьютером. Сегодня доступ к компьютеру имеет более половины респондентов (58,4%), доступ к интернету имеют около 40% опрошенных, еще 10% собираются подключиться в ближайшее время. Четко прослеживается тенденция: чем выше уровень образования и доходов и чем меньше возраст, тем выше вероятность, что респонденты умеют пользоваться компьютером, интернетом и имеют к ним доступ.

Характерно, что респонденты, принадлежащие к основным категориям не умеющих пользоваться ни компьютером, ни Интернетом, то есть люди старшего возраста с низким уровнем образования и дохода, не собираются, по крайней мере, в ближайшее время, получать доступ к компьютеру (90%).

10 простых шагов: как эффективно внедрить ИИ в бизнес
Искусственный интеллект

В условиях модернизации общества большое значение имеет вопрос о том, готовы ли наши сограждане с помощью современных информационных технологий решать свои повседневные задачи. В той или иной степени готовы получать разнообразную информацию и делать покупки через интернет 50,1% респондентов, использовать интернет в образовательных целях — 41,4%, получать квалифицированные медицинские консультации — 34,6%.

В вопросе о том, какое место будет занимать интернет через 5–6 лет по сравнению с другими источниками получения информации, мнения более чем оптимистичны. Самая большая доля респондентов (45%) считает, что интернет будет играть довольно значительную роль, о ведущей роли Интернета говорит примерно каждый третий (36%).

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» сегодня мало кому известна. Уверены в том, что хорошо знают о ней, всего лишь 2,5% респондентов. Что-то слышали, но не помнят что, еще 13,8%. Однако подавляющее большинство — 81,9% — ничего не слышали о ней. Большая часть тех немногих, кто в той или иной степени знаком с программой, думает, что к 2005 г. эта программа будет играть важную роль («очень важную» — 9,4%, «довольно важную» — 37,7%).

Проводившееся одновременно с опросом исследование методом фокус-групп представителей аудитории актуальных (бухгалтеры, сотрудники налоговых служб) и потенциальных (студенты) корпоративных пользователей программы «Электронная Россия» дает возможность с высокой степенью уверенности говорить о следующих особенностях сложившейся в настоящий момент вокруг программы ситуации. Представители целевой аудитории в целом вполне готовы к увеличению роли новых информационных технологий в процессе взаимодействия между государством и бизнесом. Подавляющее большинство опрошенных — опытные пользователи компьютера и Интернета. В известном смысле можно даже говорить о том, что данная аудитория «перезрела»: многие в быту пользуются компьютером и всемирной сетью значительно шире, чем по служебной надобности. Есть основания утверждать, что при возникновении новых возможностей и поводов для использования современных информационных технологий в работе, они будут использованы. Все опрошенные прекрасно осознают те преимущества, которые они дают.

Какие сервисы помогают автоматизировать процедуры финансового законодательства
Бизнес

Среди преимуществ, которые дает применение новых информационных технологий (НИТ), были названы:

  • удобство пользования (как интегральная характеристика отношения к НИТ)
  • экономия времени (не нужно никуда ехать, стоять в очереди, или — тратить время на прием этой очереди)
  • снижение физических и эмоциональных нагрузок для всех участников процесса взаимодействия
  • уменьшение количества ошибок, возникающих при ручном вводе информации в компьютер
  • возможность оптимизировать свою профессиональную деятельность (можно выбрать удобное время для подготовки, передачи и обработки информации)

Авторы исследования отмечают, что все эти преимущества новых технологий особенно востребованы, когда речь идет о взаимодействии государственных служб с гражданами (физическими лицами). Большинство предложений о внедрении новых информационных технологий касалось именно процесса взаимоотношения государственных служб с населением. В частности эти предложения касались создания единых баз данных (для облегчения процесса сбора разнообразных справок), введения практики онлайнового взаимодействия пенсионеров (как наименее социально защищенных и адаптированных членов общества) с органами социального обеспечения; компьютеризации работы паспортных столов и служб ЖКХ.

В целом баланс плюсов и минусов, связываемых участниками опроса с внедрением новых информационных технологий в процесс взаимодействия государства и бизнеса, выглядит как определенно положительный. В перспективе это соотношение, очевидно, будет еще более позитивным. Высказывания студентов показали, что они (независимо от того, видят они себя в будущем чиновниками, бизнесменами или специалистами) вообще не представляют ни одну сферу своей жизни без компьютерных технологий.

Подписаться на новости Короткая ссылка