Разделы

ИТ в госсекторе

Около 40 тысяч школьников присоединились к онлайн-программам детских технопарков Москвы в 2020 году

Весной 2020 года столичные детские технопарки начали переводить образовательные программы в онлайн-режим. Быстро перестроить учебный процесс и адаптировать занятия для дистанционного формата им помогли хорошая техническая оснащенность, развитость городской инфраструктуры связи и активное использование москвичами различных цифровых сервисов.

«Участвовать в занятиях дистанционно для многих проще и удобнее. Это опция позволила детским технопаркам расширить свою аудиторию и сделать курсы экстерриториальными. Некоторые площадки отметили прирост слушателей не только из Москвы и регионов, но и из других стран — Казахстана, Израиля и даже США и Южной Кореи. Всего в течение прошлого года к онлайн-программам присоединились около 40 тысяч школьников», — сказала заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.

Одним из первых в удаленный режим свои программы перевел детский технопарк «Альтаир» МИРЭА — Российского технологического университета.

«Аудитория за счет дистанционных программ увеличилась в 10 раз. В результате у нас получились крутые сборные команды из детей из разных регионов, которые выиграли призы, предоставленные партнерами, по итогам курсов. Например, на один курс мы планировали взять по 30 человек, а заявок пришло более 300 на каждую программу со всей России, и ее пришлось модифицировать», — отметили в технопарке.

В 2020 году слушатели «Альтаира» представили на различных соревнованиях и конференциях более 500 проектов, завоевав свыше 150 призовых мест.

Пользуясь преимуществами онлайн-формата, детский технопарк «Мосгормаш» организовал дистанционные курсы «Хай-тек» для инженерных классов Красноярска. А детский технопарк «Москва» провел виртуальный хакатон Z-vision, увеличив общий охват своей аудитории практически в два раза.

Всего в Москве 18 детских технопарков. Их курирует столичный Департамент предпринимательства и инновационного развития. С момента открытия первого из них в 2016 году участниками образовательных и интерактивных проектов стали более 280 тысяч слушателей.

«Для того чтобы ребята могли продолжить получать новые знания и осваивать новые профессии, были задействованы все самые современные технические средства — от социальных сетей и платформ для конференций до использования виртуальной реальности и написания скриптов-помощников для слушателей и преподавателей, — добавил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. — Как показал опыт, такой формат оказался не менее эффективен, чем непосредственное взаимодействие».

Такие дисциплины, как программирование и 3D-моделирование, удалось успешно переформатировать благодаря технологическим достижениям последнего десятилетия.

«Наши технологии позволяют сделать обучение онлайн интерактивным. Например, часть курса записана в VR-формате, что дает полное погружение в среду», — сказала администратор детского Центра развития инжиниринга Московского политеха Екатерина Хлопцева.

В детском технопарке «Альтаир» при МИРЭА образовательный процесс перешел в группы социальной сети «ВКонтакте». Там ребята смогли не только продолжить обучение по уже начатым программам, но и подготовиться к соревнованиям.

«В специальных чатах учащиеся могут ознакомиться с видеоинструкциями, разработанными для них преподавателями, задать вопросы наставникам, получить рекомендации по доработке своих проектов и выступлений, а также отрепетировать будущую защиту», — пояснила начальник управления по работе с абитуриентами МИРЭА — Российского технологического университета Вера Рогова.

Чтобы сохранять интерес школьников на протяжении всего онлайн-курса, технопаркам понадобилось быстро адаптироваться, использовать самые современные практики и активнее работать с обратной связью.

«Мы пересмотрели наши материалы, сделали их более емкими и интерактивными, записали видеогайды и скрипты-помощники для слушателей и преподавателей, внедрили в работу симуляторы и виртуальные лаборатории, были на связи 24 часа семь дней в неделю, а наборы расходных материалов высылали на дом, чтобы каждый слушатель смог окончить курс и создать собственный проект», — поделилась руководитель детского технопарка «Инжинириум» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Маргарита Стоянова.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Самыми популярными стали дистанционные курсы по программированию, автоконструированию и 3D-моделированию, также спросом пользуются короткие форматы — мастер-классы и лекции, которые не входят в продолжительные образовательные программы.

«Мой сын прошел онлайн-курс по программе “Виртуальная и дополненная реальность”. Ему очень понравились занятия. Даже сам от себя не ожидал, говорит, хотел бы еще позаниматься в будущем. Особенно понравилось самому создавать программу. Теперь всем друзьям с гордостью ее показывает», — рассказывает мама школьника Лариса Павлова.

Самый первый опыт дистанционного обучения у детских технопарков появился еще в прошлом году, когда команда «Инжинириума» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана провела в онлайн-формате «Курс молодого инженера». Причем в марте он был признан одной из лучших практик федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», а совсем недавно стал победителем международного конкурса EdCrunch Award OOC 2020 в номинации «Лучший онлайн-курс в области инженерного образования».

Помимо курсов и мастер-классов, детские технопарки стали изобретать новые форматы: онлайн-лекции, научные викторины, прямые эфиры. Например, «Альтаир» проводит акцию «В контакте с работодателем» для учащихся 8–11-х классов. Участники могут непосредственно у работодателей узнать, где лучше учиться, как строить карьеру и какие кадры востребованы на рынке труда. Онлайн-встречи регулярно ведутся в прямом эфире. При этом у школьников есть возможность не только посмотреть выступления гостей, но и задать вопросы в комментариях к трансляции.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Детский технопарк Российского государственного социального университета организовал бесплатные инженерные каникулы для своих слушателей по части направлений, таких как «Аддитивные технологии», «Мобильная робототехника на базе Arduino», «Графический дизайн» и «Мультимедийные технологии».

В дальнейшем детские технопарки планируют работать в смешанном формате: часть занятий проводить онлайн, часть — офлайн. Чтобы упростить доступ школьников к программам обучения, в Москве создан онлайн-ресурс, который объединяет все детские технопарки столицы. Он помогает ребятам подобрать интересную и перспективную сферу для самореализации. На понравившееся занятие можно записаться сразу, если запись уже закрыта, зарегистрированным пользователям предложат оставить заявку. Когда она возобновится, им отправят уведомление.

Владимир Бахур