Разделы

Телеком

Российский телеком на пороге революции

Выступления участников VIII Международного рабочего совещания операторов "ИНТРУС-2005" еще раз показали, что как мировая так и российская телекоммуникационная бизнес-среда в последние годы претерпевает значительные изменения. Традиционная телефонная связь вытесняется VoIP, операторы кабельного телевидения начинают конкурировать с телефонными компаниями и интернет-провайдерами, а последние, в свою очередь, выходят на рынок платного ТВ.

Современные условия функционирования телекоммуникационного рынка заставляют операторов связи пересматривать свои бизнес-стратегии. Усиление конкуренции среди операторов, появление компаний, пришедших со смежных рынков, предложение новых телекоммуникационных сервисов заставляют всех игроков рынка адаптироваться к стремительно меняющимся условиям.

IP-телефония продолжает наступление

В качестве одной из основных тенденций на рынке дальней связи стало вытеснение традиционной телефонной связи VoIP. Особенно этот тренд заметен в странах Западной Европы и США, где, начиная с 2000 года, абонентская база сетей фиксированной связи ежегодно сокращается на 1-3%. Россия не является исключением - последние 3 года в нашей стране наблюдается падение основных показателей потребления услуг «Ростелекома» конечными пользователями. Так, в 2004 году междугородний трафик национального оператора дальней связи сократился на 2%, международный - на 9%; доходы монополиста по этим статьям упали на 2%.

Уровень потребления услуг дальней связи «Ростелекома» конечными пользователями в Москве

 Dia-1

Источник: iKS-Consulting

Рынок движется в сторону пакетных услуг, и доля VoIP в общем телефонном трафике стабильно растет. В мире, по данным iKS-Consulting со ссылкой на TeleGeography, это соотношение увеличилось с 0,2% в 1998 году до 14,7% по результатам 2004 года. В России этот показатель не меняется уже 3 года и составляет 12%, хотя доля VoIP-рынка в доходах, полученных от предоставления услуг международной и междугородней связи, уверенно растет. По данным iKS-Consulting это соотношение увеличится с 3,6% в 2002 году до (возможно) 8,6% в 2005 году.

Итак, становится очевидно, что традиционная «телефонная» бизнес-модель неконкурентоспособна, и на смену ей приходят новые решения. В качестве одного из них Татьяна Толмачева, старший консультант iKS-Consulting указала, в частности, бизнес-модель преуспевающего оператора «бесплатной» интернет-телефонии Skype. Результаты деятельности Skype за 2 года заставляют задуматься самых закоренелых скептиков: число платящих абонентов к августу 2005 года превысило 2 млн.; всего же по всему миру зарегистрировано более 50 млн. пользователей, и это число ежедневно растет примерно на 150 тыс.

Новые модели

Среди других новых бизнес-моделей были отмечены контент-провайдинг и концепцию виртуальных операторов (MVNO). Эти сегменты растут впечатляющими темпами. В частности, обороты мирового рынка услуг мобильного контента в 2004 году составил почти $8 млрд. против $6,7 млрд. в 2003 году, а число абонентов MVNO в мире достигнет 113 млн. В России, по оценкам iKS-Consulting, в 2004 году рынок мобильного контента достиг $250 млн., а развитие бизнеса виртуальных операторов сдерживают неопределенности в законодательстве.

Другой реакцией рынка на усиление конкуренции стало появление безлимитных телефонных тарифных планов на базе IP-технологий. В России, например, такую услугу предлагает компания «Арктел», однако ее высокая стоимость ($88 в месяц без НДС для звонков по России в будние дни в рабочее время) сужает границы рынка до корпоративного сегмента и немногочисленных частных абонентов.

3

Антон Богатов ("Некстер") рисует ландшафт правового поля отечественного телекома

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

Говоря о тенденциях телекоммуникационного рынка, нельзя не упомянуть и о выходе крупнейших поисковых систем Yahoo и Google, а также гиганта софтверной индустрии Microsoft на рынок служб мгновенного обмена сообщениями через интеграцию телефонного сервиса в системы MSN, Yahoo, ICQ.

В других сегментах телекоммуникационного рынка также происходят серьезные перемены. Операторы кабельного телевидения начинают конкурировать с телефонными компаниями и интернет-сервис провайдерами (ISP). С другой стороны, происходит экспансия ISP на рынок платного ТВ. Наибольших успехов, по данным iKS-Consulting, достигла компания PCCW (Гонконг), которой с конца 2003 года (время запуска услуги) удалось привлечь 450 тыс. абонентов IP TV, Fastweb (Италия) - 161 тыс. абонентов с июля 2001 года и France Telecom – 100 тыс. с момента запуска в 2003-2004 годах.

Больше, чем телевидение

В России на рынок платного IP TV первым, как известно, вышел крупный московский интернет-провайдер «МТУ-Интел», который предоставляет в столице мультимедийные услуги в рамках проекта «Стрим ТВ» на базе широкополосной ADSL-сети. Основные проблемы российского пионера IP TV на начальной стадии реализации проекта были связаны с тем, что это был первый коммерческий проект подобного рода в стране, и, как вспоминает директор по техническому развитию ЗАО «МТУ-Интел» Виктор Белов, «посоветоваться было реально не с кем». Кроме того, непонятен и юридический статус услуги. Дело доходило до того, что всем дистрибьюторам, которые оформляли права на телевизионный контент, требовалось иметь лицензию оператора кабельного телевидения вне зависимости от используемых технологий распространения ТВ-сигнала.

С чего начать импортозамещение в ИБ?
Импортонезависимость

«Ушло довольно много времени, чтобы убедить их <регулятора> в том, что мы - не операторы кабельного телевидения», - вспоминает Виктор Белов. Он также отметил сложности, связанные с требованиями иметь отдельную лицензию СМИ на каждый (!) телеканал. Не обошлось и без проблем технического характера. По словам Белова около 5 месяцев ушло на «обкатку» транспортной сети. Довольно большой срок тестирования он связывает, прежде всего, с тем, что впервые в стране компании пришлось передавать «промышленные» объемы multicast (видеотрафика), которые в настоящее время составляют порядка 450 Мбит.

«Главная проблема на сегодняшний день - это управление качеством обслуживания на абонентских линиях, - отметил Виктор Белов. Мы используем ADSL, и предсказать поведение этой абонентской линии довольно сложно. И, конечно, огромное количество проблем связано с управлением абонентскими устройствами». Существование сложностей с обеспечением качества видеосигнала у провайдеров IP TV подтверждает Павел Ребров, менеджер по развитию направления Video over IP компании CTI. «Когда речь заходит о внедрении выясняется, что проблем с качеством гораздо больше, чем предполагалось, - заметил он. - Видео в пакете услуг Triple Play - самая дорогая услуга, и пользователи относятся к ней наиболее критично». При этом ситуация осложняется недостатком полноценных средств мониторинга качества в операторских сетях.

Однако основной проблемой внедрения в России платных ТВ-сервисов вообще и IP TV в частности является неготовность большинства пользователей платить за контент. Павел Ребров привел такие цифры: согласно проведенному в Уральском регионе опросу не более 7% граждан в принципе не против платить за телевидение. Развитию платного ТВ, по его мнению, мешает довольно высокое качество контента федеральных телеканалов. Несмотря на все эти сложности, у рынка IP TV, в том числе и российского, неплохие перспективы. По прогнозам CTI к концу 2005 года число подписчиков IP TV в России достигнет 12 тысяч (большую часть из них составят, по-видимому, московские пользователи услуг «СТРИМ ТВ»), а к 2010 году их будет насчитываться в 50 раз больше - около 600 тысяч.

Эти будущие успехи связывают прежде всего с тем, что IP TV предлагает пользователю принципиально иной нежели традиционное телевидение (бесплатное или платное) класс сервисов, предусматривающих, в частности, их персонализацию («свой» телевизор) и интерактивность. За счет обратной связи с потребителем провайдеры, в свою очередь, получают мощное средство по формированию «портрета» пользователя с целью дальнейшего продвижения ему товаров и услуг. По этим же причинам телевидение на основе интернет-протокола нельзя рассматривать как угрозу традиционным телекомпаниям, поскольку оно «играет» на другом поле и вряд ли когда либо станет заменителем эфирного ТВ.

«Важно понимать, что IP TV - это не телевидение и не интернет, а некая их смесь, - объясняет Павел Ребров. Поэтому подход к формированию, маркетингу и продвижению услуг должен отличаться от традиционного платного ТВ. IP TV - это больше, чем телевидение, это качественно новое направление интерактивных мультимедийных персонализированных вещательных услуг».

Может ли IP TV стать «убийственным приложением» (killer application)? Для этого, по мнению Павла Реброва, необходимо выполнение целого ряда условий. В их числе очень тщательная работа с контентом, просветительская деятельность среди пользователей, привлечение методов создания интернет-контента для IP TV и, самое главное – нахождение таких бизнес-моделей, которые позволят IPTV уйти от моделей традиционного телевидения и позволят использовать в полной мере его IP-возможности.

Поэтому ожидать мгновенного широкого распространения IP TV не приходится, особенно в России, по одной очевидной причине – недостаточной развитости шиокополосного доступа Но как только, за ближайшие год-два, накопится опыт у тех операторов, которые сейчас начали всерьез заниматься IP TV, и они найдут первые выигрышные бизнес-модели видео услуг в IP-сетях, которые позволят этим услугам «заиграть» - то это еще сильнее подтолкнет развитие IP-broadband’а, а оно, в свою очередь ускорит развитие IP TV, считают в CTI.