Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Преимущества ИТ в авиации "смазывает" человеческий фактор

Большинство новых ИТ-инициатив авиапредприятий направлены на повышение лояльности пассажиров. Тем печальнее, что пользу от дорогостоящих CRM-систем, систем поддержки специальных маркетинговых программ, электронных билетов и т.д. все еще может перекрыть негативный опыт столкновения с человеческим фактором. Когда регистрация проходит нервно, багаж теряется, рейс задерживается, или сервис на борту оставляет желать лучшего. Тем не менее, повышение качества работы с клиентами стало для отрасли почти такой же стратегической целью, как обеспечение безопасности полетов – особенно в свете прогнозируемого сокращения привычно растущего пассажиропотока.

Инновационным направлением мирового рынка программного обеспечения для авиапредприятий становится модель SaaS (Soft as a Service, "софт как услуга"). Так, компания SITA предлагает авиакомпаниям такую форму аутсорсинга программного обеспечения бронирования и продажи билетов, а также обмена информацией между аэропортами. Авиакомпания платит за аренду ПО исходя из количества совершенных трансакций – количества забронированных и выкупленных билетов.

Необходимо отметить, что общая тенденция перехода на открытые системы самообслуживания пассажиров и IP-сети вызывает рост бюджетов авиакомпаний на информационную безопасность. Так, проблемами информационной безопасности, по данным поставщиков, на сегодняшний день озабочены свыше 80% авиакомпаний во всем мире.

Приоритетом №1 всех авиакомпаний была и остается поддержка процессов, связанных с продажами, считают в "Астерос". Поэтому сегмент решений для автоматизации этих процессов один из самых динамично развивающихся. Серьезный спрос наблюдался на ИТ-инструменты, предназначенные для мониторинга состояния воздушных средств и оперативного исправления неисправностей.

"Главным ограничением масштабного проникновения ИТ в сектор авиации выступали бюджеты. В прошлом наблюдался существенный рост цен на топливо, авиакомпании были вынуждены сокращать инвестиции во многие проекты несмотря на рост перевозок. Сейчас снизилась стоимость керосина, и уменьшилась общая доля затрат на топливо, но происходит это на фоне падения объема перевозок, и ИТ-бюджетам опять не повезло, - комментирует Андрей Черемных. - Следующим фактором можно отметить то, что в процессе перевозки участвует большое количество различных компаний – это агенты, аэропорты, авиакомпании. Если авиакомпания применяет какое-либо новшество, то оно должно быть интегрировано в системы других участников. Для этого должны быть выработаны определенные отраслевые стандарты, которые, к сожалению, пока отстают от инициатив игроков рынка".

На земле

Аэропорты также переживают бум внедрения ИТ. К этому их подталкивают не только соображения повышения эффективности работы, но и вводимые во всем мире электронные билеты, системы онлайн-регистрации пассажиров, развитие трансферных перевозок. Еще один стимул информатизации здесь, по мнению "Астерос", в том, что аэропорты стремятся получать доходы от неавиационной деятельности, оказывая ИТ-услуги пассажирам, авиаперевозчикам и другим компаниям, которые осуществляют деятельность на их территории. Все это диктует строгие требования к отказоустойчивости систем и их производительности.

Новым мировым стандартом услуг аэропортов становится предоставление пассажирам возможности самостоятельной регистрации и получения оперативной информации через киоски. По данным опроса SITA, проведенного совместно с Airline Business and Airports Council International (всего было опрошено 200 операторов крупнейших аэропортов мира), приоритетными задачами для аэропортов день являются самообслуживание пассажиров при регистрации и управление багажом. Данные задачи побуждают к инвестированию в соответствующие ИТ (удаленная регистрация, киоски для регистрации, мобильные решения и другие системы обслуживания пассажиров вне аэропорта с целью избежать скопления людей). Приоритетность перечисленных задач обусловлена растущим пассажиропотоком и объемом перевозимого багажа, а также проблемами безопасности. Аэропорты предполагают внедрять системы биометрического пограничного контроля, системы видео наблюдения и т.д. Кроме того, аэропорты планируют вложения в новую навигационную систему Geographic Information Systems (GIS), диспетчерские системы, системы совместного принятия решений (CDM- Collaborative Decision Making) во время полета.

Исследование SITA показало, что 52% аэропортов мира имели в 2007г. киоски самостоятельной регистрации, а еще 20% предполагали создать их в ближайшие годы. Регистрацию вне территории аэропорта поддерживало 28% аэропортов, и 42% планировали внедрение такого сервиса. В частности, Китай для приема гостей Олимпиады заключил договор с SITA на информатизацию нового терминала пекинского аэропорта. Внедряемое решение – Airport Connect CUTE. К единой информационной системе подключены 330 стоек регистрации и 50 киосков самостоятельной регистрации CUSS. Стоимость проекта составила 3 млрд долл., увеличение пропускной способности аэропорта – 30 млн пассажиров в год (текущая пропускная способность аэропорта – 50 млн пассажиров в год).

Российские аэропорты – по крайней мере, двух столиц – стремятся не отставать. Так, активную ИТ-стратегию реализовывал аэропорт "Шереметьево". В нее входило, в частности, внедрение ERP-системы SAP (модули бухгалтерского учета, учета основных средств и материальных запасов, бюджетирования и управления персоналом). В 2001 году была внедрены система Multi-User System Environment (MUSE), расширяющая регистрационные возможности пассажиров разных авиакомпаний и система регистрации пассажиров и багажа SEATS. Поставщиком системы MUSE выступила американская компания ARINC, поставщиком системы SEATS – британская компания Videcom. Система MUSE позволила существенно повысить пропускную способность терминала, так как появилась возможность на одних и тех же стойках проводить регистрацию пассажиров разных авиакомпаний. Lufthansa смогла быстро установить в аэропорту собственные киоски саморегистрации, а в конце 2007 года такие же киоски установил "Аэрофлот". Кроме того, MUSE позволила произвести синхронизацию с информационной системой Савеловского железнодорожного вокзала и дала возможность пассажирам зарегистрироваться на рейс и сдать багаж по прибытии на вокзал.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Развивается направление выдачи электронных билетов. Поставщиком систем электронного билетооформления – АРС "Сирена-Трэвел" и АСБ "Сирена-2000" выступает "Сирена-Трэвел". Примерно в то же время была внедрена система расчета центровочных параметров самолетов WB-Гарантия, разработанная российским Центром авиационной сертификации. Цель внедрения – оптимизация загрузки груза и багажа в самолетах различных типов.

Силами внутреннего ИТ-подразделения (дирекции по ИТ) была разработана система "Синхрон" для планирования расписания рейсов и обслуживания рейсов, а также анализа статистических данных. Система содержит в себе необходимые параметры для координации действий различных служб аэропорта и обслуживающих рейс компаний – авиакомпании, управления воздушным движением, заправочного комплекса и др.

Для управления ангарами, стоянками самолетов, тягачами, автобусами, бригадами буксировки и агентами по взлету и посадке самолетов у немецкой фирмы Inform была закуплена специальная система, позволяющая интегрировать соответствующую информацию в единое хранилище данных. Оптимизация движения буксировщиков и автобусов позволяет сократить издержки на топливо и уменьшить величину трудозатрат.

Для управления зданием аэропорта (электропитанием, вентиляцией, освещением и пр.) в 2000 году была внедрена система Continuum. Поставщик системы – американская компания Andover Control. В аэропорту используются также автоматизированные системы управления светосигнальным оборудованием аэродрома, станцией обезжелезивания воды, водозаборными станциями, котельной. Система обеспечения безопасности и видеонаблюдения выполнена российской компанией "Электроника".

Сегодня происходит строительство нового терминала Шереметьево-3 - силами компании SITA и ее российским партнером "Астерос". В Шереметьево-3 будет внедрена система радиочастотной идентификации багажа RFID.

Аэропорт Внуково в 2007 году начал сотрудничество с компанией SITA по внедрению системы регистрации общего пользования SITA AirportConnect CUTE (используется в 200 аэропортах мира). Цель – упростить управление информационно-технической инфраструктурой аэропорта. Планируется развить систему до предоставления пассажирам возможности самостоятельной регистрации через интернет и установки в аэропорту электронных киосков.