Спецпроекты

Мишень CNews: Лидеры ИТ-менеджмента

Интеграция Инфраструктура
В новом рейтинге Мишень CNews представлена расстановка сил в сегменте решений ИТ-менеджмента. Наилучшие позиции демонстрируют компании «Ай-Теко», Helios IT и «Крок».

Под управлением ИТ в настоящем исследовании понимается совокупность областей, в которых решаются задачи эффективной организации управления ИТ-инфраструктурой и приложениями (мониторинг, автоматическая инвентаризация, автоматизация администрирования), управление ИТ-активами (движение ИТ-активов, управление лицензиями, контрактами и пр.), ITSM (Service desk, каталог ИТ-услуг, комплексные системы управления ИТ-услугами).

При составлении Мишени рассматривался российский рынок услуг и решений в области управления ИТ, который формируют локальные сервис-провайдеры (интеграторы, нишевые компании, предоставляющие услуги в области управления ИТ). Иностранные вендоры специализированного ПО не рассматривались при формировании итоговой мишени.

Рынок управления ИТ в России: становление и динамика

Сектор управления ИТ условно можно выделить в составе рынка ИТ-услуг в целом. Его объемы не так велики: по оценкам Helios IT, он составляет $160-200 млн по итогам 2012 г. При этом сохраняется чувствительность к крупным проектам (например, к проекту в РЖД, официально закончившемуся в прошлом году) – когда два-три крупных заказчика заметно меняют объемы и динамику сектора. В то же время, добавляют в «Крок», в мировых масштабах рынок ITSM растет на 4,8%, а его объем составил в 2012 г. $18 млрд, по данным Gartner.

Сергей Ямов, директор департамента систем управления Helios IT, считает, что данный рынок развивался волнообразно. «Первые волны формирования этого рынка в России были связаны с крупными проектами по развитию ИТ-инфраструктуры в коммерческом и государственном секторах еще до 2000 г. – Отмечает он. – Построение распределенной ИТ-инфраструктуры, отход от мэйнфреймов требовали более серьезного отношения к системам управления и, в первую очередь, системам мониторинга ИТ-инфраструктуры. Первая крупная волна в 2000-2004 гг. была порождена первыми крупными ITSM-проектами в банках и нефтяной отрасли и связана с внедрением комплексных банковских и EPR-систем, и, как следствие, возросшей зависимостью бизнеса от ИТ, востребованностью рекомендаций ITIL и идей сервисного подхода. Вторая значительная волна 2006-2008 гг. была связана с успехами предыдущих проектов».

Что важно, растет не только количество проектов, но и уровень их зрелости. Последнее подразумевает зрелость не только консультантов, но и заказчиков. «За 10 лет, в течение которых наша компания занимается ITSM, подходы заказчиков изменились очень сильно, равно как и сам рынок. Он довольно быстро обретал зрелость, особенно в последние 2-3 года, – отмечает Георгий Ованесян, руководитель направлений «Консалтинг по ITIL/ITSM» и «Мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой» компании «Крок». – В настоящее время заказчики уже достаточно осведомлены о структуре и содержании ITSM проектов. Например, в 2007 г. в одной крупной финансовой компании в рамках проекта мы проводили массовое обучение всех ИТ-управленцев принципам ITIL, так как сотрудников, осведомленных об этом подходе и его преимуществах, было очень немного. В 2012 г. при реализации аналогичного проекта в примерно такой же по масштабу организации мы столкнулись с тем, что подавляющее большинство управленцев и многие ИТ-специалисты уже очень хорошо знакомы непосредственно с теорией ITIL и имеют определенный опыт внедрения систем».

Успехи проектов «первых волн» получили дальнейшее развитие: работы по построению комплексных систем управления – «движение вширь» и «движение вглубь» – в область более серьезного применения сервисного подхода. Даже в кризис 2008 г. этот рынок хотя и затормозился, но не «обрушился»; по мнению Сергея Ямова, в тот период не было ни одного прекращенного проекта в области управления ИТ (если только компании вообще не сворачивали свою деятельность).

С 2010 г. в Helios IT отмечают переосмысление рынка. «Многие руководители служб ИТ уже хорошо понимают свои проблемы в области управления ИТ и, учитывая специфику текущей ситуации в своей организации, отказываются от шаблонных предложений, которых на рынке много. Им зачастую нужны решения на стыке смежный областей в управлении ИТ, например: ITSM и управление жизненным циклом и качеством заказной разработки ПО; автоматизации управления инфраструктурой и управления ИТ-активами; бизнес ориентированный мониторинг ИТ-услуг», – считает Сергей Ямов.

В свою очередь Георгий Ованесян комментирует, что за последние годы акцент в проектах по управлению ИТ сместился с внедрения систем автоматизации на построение эффективных процессов. «Заказчики стали прагматичны: на первое место ставят результат, а также правильный выбор средств и способов его достижения – для них критично, насколько быстро и качественно будет внедрено решение, важны финансовые затраты при этом. Мы же активно стараемся сместить акцент проектов по управлению ИТ в сторону баланса между тремя ключевыми составляющими: процессами, людьми, технологиями».

Наибольшую активность на поле проектов управления ИТ демонстрируют компании из телеком-сектора, финансовой отрасли и нефтегаза, где исторически начинало апробироваться это направление. За лидерами все ближе идут ритейл, транспортные и промышленные предприятия. В последние годы растет внимание к этому направлению и со стороны представителей госсектора, что отражается в расширении предложения ряда поставщиков.

В настоящий момент этот сектор демонстрирует достаточно высокую динамику, опережая средние показатели рынка ИТ в целом. По данным опроса CNews Analytics, средний рост по направлению ИТ-менеджмента составил в 2012 г. около 50% – это даже больше, чем у сохраняющего высокие темпы роста сектора ИТ-услуг (+25%). Количество проектов в данной области у опрошенных поставщиков увеличивается в среднем на 20%.

Отмечается движение сервис-провайдеров в этом секторе к мультивендорности. Так, например, ранее и вплоть до последних трех-четырех лет доминирующая доля внедрений в проектах ITSM приходилась на продукты HP. Параллельно увеличивалась доля решений на базе BMC. Сейчас этот ландшафт дополняют другие гиганты IBM, Microsoft, Computer Associates, Symantec, а также российские Naumen, Astrosoft, «Софтинтегро» и пр.

Максим Григорьев, заместитель генерального директора IT Expert, считает, что сегодня ITSM перестал был предметом экзотических проектов: «Пришло понимание, что управление -– это неотъемлемая часть всей ИТ-архитектуры организации и отдельных ее составных частей. Соответственно, совершенствование управления ИТ происходит в рамках реализации инфраструктурных и прикладных ИТ-проектов. Все больше внедряется комплексных систем ИТ-управления, состоящих не просто из отдельных процессов, а представляющих реальные системы, обладающих синергетическим эффектом. Все более высокие руководители начинают видеть в сервисном подходе реальный инструмент решения своих проблем, а это ключевая вещь, необходимая для появления интереса. В последние пару лет я слышал очень внятные и акцентированные слова о ценности сервисного подхода от высших ИТ-руководителей крупных российских компаний. Это были формулировки с конкретным видением решения практических проблем, стоящих перед ИТ-руководством: поддержка баланса между требованиями нескольких бизнес-направлений, внятное обоснование для ИТ-затрат, борьба с запредельной сложностью современных ИТ-систем, и, в конце концов, ответ на вопрос, как стать равным для бизнес-руководителей?».

Определение позиций ключевых игроков

Специфика рынка управления ИТ (который заметно шире рынка ITSM) усложняет задачу его оценки. Для выявления лидеров в этом направлении недостаточно традиционного распределения игроков в соответствии с показателем выручки. В данном случае речь идет о сервисном направлении, где важно учесть такие параметры, как накопленная экспертиза, опыт развития данного направления и начало практики, количество сотрудников, занятых в подобных проектах, и доля сертифицированного персонала, а также отраслевой и географический охват.

Для определения актуальной расстановки сил в этом секторе была выбрана модель Мишени CNews. В числе параметров для сравнения были обозначены как основные следующие: спектр покрытия задач в области управления ИТ, отраслевой и географический охват, профильность, а также удовлетворенность заказчиков.

В рамках формирования рейтинга Мишень в области управления ИТ были рассмотрены такие сервис-провайдеры, как: «Ай-теко», IT Expert, «Крок», «Астерос», «ВСС», IBS, Helios IT, «АйТи», «Наумен», ЛАНИТ, «Инлайн Груп», «Техносерв», «АМТ Груп», «Инфосистемы Джет» и др. Исследование показало, что в ряде компаний эта практика сегодня практически не развивается или вообще временно заморожена. Компании, сохраняющие или усиливающие активность в этом направлении, демонстрируют достаточно схожие стратегии.

Согласно методике, в центре мишени находится «идеальная компания», т.е. профильный поставщик с большой накопленной экспертизой, опытом успешных проектов (успешность которых подтверждают заказчики) и достаточными ресурсами. Он должен предоставлять максимальный набор услуг и решений от разных вендоров для предприятий из самых разных отраслей. К этой идеальной компании стремятся все прочие участники рейтинга Мишень CNews.

Наибольшие средние баллы по данной оценке демонстрируют компании «Ай-Теко», Helios IT и «Крок». «Ай-Теко» – один из старейших российских игроков в этом секторе, демонстрирующий широкий спектр решаемых задач и значительный отраслевой охват. У второго поставщика также зафиксирован широкий и востребованный портфель решений при подтверждаемом эффективном взаимодействии с заказчиками, при этом высокая доля выручки приходится именно на эту область. Компания «Крок», с одной стороны, является мультипрофильным интегратором (и на долю управления ИТ в его выручке приходится менее 1%), а с другой стороны – это один из старейших игроков данного сегмента, который заметно наращивает количество проектов именно по рассматриваемому направлению. По результатам исследования этот показатель у «Крок» максимальный по сравнению с другими игроками.

Отдельно нужно прокомментировать показатели компании «Наумен», которая выступает не только как консультант, но и как вендор собственного решения в данной области. Данный игрок занимает уникальную позицию на рынке, однако среди других участников рейтинга его итоговый балл отражает в первую очередь консалтинговую составляющую и в том числе – узкую линейку продуктов.

При проставлении оценок учитывались также объем, структурированность и методичность подачи информации по данному направлению на официальных сайтах компаний (критерий «позиционирование»). Кроме того, в кумулятивном показателе учитывался критерий удовлетворенности клиентов. Для получения соответствующих данных запрашивались мнения 3-5 наиболее важных клиентов по каждому участнику Мишени. Нужно отметить, что в среднем доминировали оценки 6-7 баллов по 10-балльной шкале. Наиболее высокие оценки получили проекты компаний «Крок», IT Expert, Helios IT и «Ай-Теко».

Мишень CNews: Лидеры ИТ-менеджмента

* для итоговой оценки Наумен учитывалась консалтинговая составляющая бизнеса (и не учитывалась вендорская)

Источник: CNews Analytics, 2013

Описание методики

В основе Мишени CNews – визуальная модель оценки поставщиков услуг в области управления ИТ.

У Мишени четыре Оси: горизонтальный охват (консалтинг, мультивендорность, спектр покрытия задач в области управления ИТ); отраслевой охват (решения для крупных компаний + госсектор, отраслевая специфика); географический охват (территориальная распределенность); профильность (ресурсы (штат / сертифицированный персонал), доля направления в выручке, количество проектов, позиционирование в рамках компании).

Также на итоговый балл, отраженный в размещении компании на Мишени, влиял такой фактор, как удовлетворенность заказчиков.

Точка пересечения – условная точка «максимум», здесь должна находиться «идеальная компания», к уровню которой стремятся оцениваемые игроки.

Удаленность поставщика от центра определяется средней оценкой по всем четырем выделенным параметрам. В то же время, направление смещения «выстрела» в сторону от центра будет определяться в зависимости от того, по какой из базовых характеристик в каждой паре достигнут наиболее благоприятный результат.

Предложение поставщика оценивается по ряду подкритериев по 10-балльной шкале. Итоговые критерии «Горизонтальный охват», «Отраслевой охват», «Географический охват», «Профильность» являются кумулятивными, т.е. высчитываются на основе нескольких характеристик.

Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.

Тема месяца

Обзор: Телеком 2019

Рейтинги CNews

Крупнейшие телекоммуникационные компании России 2019 Крупнейшие поставщики ИТ в телеком 2019