IP-телефония: Впечатляющий рост в России
Ноябрьская конференция по IP-телефонии зафиксировала впечатляющие результаты уходящего года российский рынок в 2002 году существенно вырос, и IP-телефония стала рассматриваться в качестве корпоративной телефонии. Достижением самой конференции стало рекордное число участников более 400. В течение четырех дней, с 26 по 29 ноября 2002 года, в подмосковном отеле Holiday INN прошла ежегоднаяВсего в работе конференции приняли участие 450 представителей 195 компаний из 65 городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Большинство компаний-участниц было из России 168 компаний, или 86,2%. Из стран СНГ на конференции зарегистрировались 17 компаний, а еще 10 компаний из стран дальнего зарубежья.
Первая пятерка городов-лидеров по числу компаний-участниц
|
Достойный результат
Уже на открытии конференции стало понятно, что в России рынок IP-телефонии за последний год существенно расширился. «Если в начале 2002 г. суммарный оборот российских операторов IP-телефонии составлял около $50 млн., то уже к концу 2002 г. эта цифра может достичь $70 млн.», сказал Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ (Ассоциация документальной электросвязи). В то же время, начиная с 2001 г., рост продаж оборудования для IP-телефонии компании Cisco в странах СНГ составил 650%.
По словам Аркадия Кремера, в 2001 г. общий мировой IP-трафик составил только 5,5% голосового. Но в 2006 г., по прогнозам аналитиков, эта цифра вырастет до 45%, что в реальном денежном выражении составит около $90 млрд. Сегодня мировой трафик данных, передаваемых посредством IP-телефонии, превышает голосовой телефонный трафик. В США более 40% компаний с числом сотрудников свыше 500 перешли на IP-телефонию или собираются сделать это в ближайшее время.
Высокими темпами развивается рынок IP-телефонии в Европе если два года назад он составлял $500 млн., то в следующем году может достичь $4 млрд. Так, 9 октября компания Telecom Italia объявила, что весь телефонный трафик между Римом и Миланом передается с помощью технологии VoIP (Voice over IP). И около 50% транзитного, то есть международного трафика передается таким же образом. Это составляет около 3 млрд. минут в среднегодовом выражении. То же происходит в других развитых странах и экономически активных регионах. Однако более 20% от всего международного трафика приходится на три самых крупных в мире оператора VoIP.
Прогноз роста мирового международного телефонного трафика, передаваемого с помощью технологии VoIP
Российский рынок VoIP
«Около 20% исходящего международного трафика российских пользователей передается с помощью технологии VoIP (по неофициальной информации от 60 до 90%), говорит Андрей Воронин, генеральный директор VoIP eXchange. Долю IP-телефонии от всего международного и междугородного трафика в России оценивают от десятых долей до 5%». И, конечно же, наш рынок имеет свою специфику.
IP-телефония в России сегодня это рост числа шлюзов с появлением больших территориально-распределенных сетей VoIP, увеличение трафика, распространенность H.
Очевидно, что в ближайшем будущем этот рынок продолжит расти. Причины такого тренда заключаются в возможностях совместной передачи по сетям IP голоса вместе с данными, текстовой информацией и видео. В условиях роста IP-трафика увеличиваются продажи оборудования. По оценке специалистов, уже на начало 2001 г. в России было установлено около 10 тыс. IP-телефонных портов. При этом объем мировых поставок офисных АТС, поддерживающих IP-телефонию, уже к 2005 году может превысить рынок традиционных офисных станций.
Две стороны медали и два события года
Примечательно, что, как отметил в своем выступлении Арсений Тарасов, менеджер по развитию бизнеса компании Cisco, «ни одна ведущая компания-производитель PBX не вкладывает деньги в R&D традиционных систем только в IP-телефонию». Затраты в этой сфере у 3Com и Alcatel составили 10% и 6% от общих затрат на R&D соответственно. Но больше всего они у Cisco 55%. Компания даже открыла в интернете специальную демонстрационную комнату для рассказа о преимуществах использования IP. Более того, компания проводит специальные конкурсы идей новых бизнес-приложений для IP-сетей. Всего же на рынке оборудования выделяется несколько крупных известных игроков.
Магический квадрант Единой телефонной связи предприятия, 2002 EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка)
Все выступавшие отмечали, что IP-услуги в первую очередь выгодны конечным пользователям. И это приводит к появлению многочисленных операторов, например, в России с начала лицензирования было выдано более 1000 лицензий, а также вызывает перестройку телекомов. Результатом становится увеличение продаж оборудования и приложений для IP-телефонии.

Доход от продаж оборудования для VoIP (по сегментам рынка, весь мир)
Рассматривая этапы, направления и тенденции развития IP-телефонии, Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek, отметил, что главным итогом семилетнего развития IP-телефонии стали миллионные заработки при потере многих миллиардов. За последние 10 лет цены на трафик основной источник доходов телекомов упали более чем на два порядка. Это произошло в связи с демонополизацией отрасли связи в развитых странах, появлением и развитием IP-телефонии и технологическим прогрессом (DWDM).
Перестройка телекомов продолжается

Надо также отметить два важных события года. В их числе появление востребованных решений, которые предлагаются разными компаниями-разработчиками под общим названием Softswitch. Другое значительное достижение IP-сервис уже стал вторым реальным и массовым сервисом, после интернета. «Но перестройка телекоммуникационной индустрии и связанных с ней рынков, инициированная появлением IP-телефонии, только начинается», утверждает Игорь Масленников.
IP-сервис катализатор либерализации и дерегулирования
«IP-телефония является одним из важных катализаторов либерализации и дерегулирования отечественного рынка связи, что ведет к пересмотру и изменению существующих в отрасли норм, говорит Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ, известной влиятельной общественно-государственной организации. Российский рынок IP-телефонии выгодно отличается от многих рынков Центральной и Восточной Европы. Прежде всего в силу более раннего создания благоприятной ситуации с регулированием. Сотни лицензий, выданных Минсвязи России операторам на предоставлении услуги IP-телефонии, обеспечивают существенный рост этих услуг в секторе связи». По его словам, «сейчас главной задачей, от решения которой будет зависеть ход процессов регулирования IP-телефонии в России, является согласование правил взаимодействия операторов IP-телефонии и телекомов».
Эти слова не пустой звук. К примеру, печальная история IP-телефонии на Украине, о которой упоминали на секции «Проблемы операторов IP-телефонии». Осенью около десяти компаний с лицензиями поделили рынок, а безлицензионным блокировали доступ к сетям операторов. Причем, ставка оплаты за лицензию составляет около $150 тыс. Cтоимость звонков с использованием IP сразу же возросла и теперь мало отличается от тарифов телекомов. Конечно, пока IP-трафик незначителен, потери традиционных российских операторов невелики. Но он растет при отсутствии законодательной базы и органов, призванных контролировать качество предоставляемых услуг. Именно по причине дискредитации названия «IP-телефония» его перестали писать многие операторы на своих карточках.
Но, несмотря на все трудности, IP-телефония уже прошла несколько значительных этапов в своем развитии от «карточного бизнеса» к терминации трафика, а затем к транзиту, биржам, клиринг-хаузам. Следующими этапами, по словам Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса CompTek, являются корпоративное обслуживание (Centrex) и предоставление услуг населению. У этого сервиса есть свои большие плюсы здесь очень мало технологических проблем, бизнес масштабируется хорошо. Но, вместе с тем, представление об этом сервисе в массовом сознании остается неадекватным.
Согласно данным корпорации ОСС, только около 5% опрошенных москвичей используют IP- телефонию и еще 7% отчетливо представляют, что это за услуга. В то же время, 52% в ответ на вопрос, «согласны ли вы платить в 2 раза дешевле, но набирать более 14 цифр», ответили утвердительно. Получается, что операторы делят между собой всего около 5% рынка и не предпринимают консолидированных усилий для популяризации услуги.
Ближайшие перспективы развития IP-услуг, в том числе IP-телефонии, связаны с развитием IP-коммуникаций в реальном времени с использованием различным приложений и сервисов. Подробнее о ситуации на отечественном рынке можно прочесть в обзоре Рынок IP-телефонии в России: на пути к цивилизации и специальном исследовании Российский рынок IP-телефонии
Еженедельные обозрения на CNews.ru Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:
Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу. |