Разделы

ПО Импортонезависимость

От монолитов к микросервисам: как эволюционировали e-commerce решения

После ухода SAP и Oracle многие компании оказались в неопределенности: чем заменить решения ушедших вендоров? Какой технологический стек выбрать? О трудностях перехода рассуждают Сергей Кунцевич, технический директор компании Digital Chief, и Вячеслав Телицын, коммерческий директор Digital Chief.

CNews: Можно ли утверждать, что микросервисы вытесняют монолитов на рынке e-com?

Сергей Кунцевич: Ещё недавно монолитные решения от SAP и Oracle представляли как некие «волшебные» системы, способные закрыть все потребности бизнеса. Это считалось конкурентным преимуществом: с помощью одного коробочного решения можно автоматизировать множество бизнес-процессов. Это дешевле и быстрее, чем создавать отдельные сервисы под каждую задачу. Такая ситуация существовала в силу ряда причин:

Отсутствие технологической инфраструктуры. Большие дорогие монолитные системы развёртывались на мощных серверах. Облачных инфраструктур не существовало, не было идеологии devops, не было контейнеризации. Разворачивать микросервисы на больших серверах было дорого и не имело смысла.

Отсутствие внутренней ИТ-экспертизы. Монолиты внедрялись вендором, после чего много лет поддерживались силами небольшого ИТ-отдела. Доработки осуществлялись редко, как правило, внешними подрядчиками. Внутри компаний не было практики продуктовой разработки и собственных отделов с программистами, которые бы развивали систему по концепции непрерывного улучшения. С массовым выходом ретейлеров в онлайн возникла потребность рынка в быстрых изменениях. Монолиты плохо адаптируются под эти запросы.

Отсутствие примеров применения микросервисных решений. Ещё не существовало успешных стартапов, которые бы показали возможности и преимущества микросервисов. Все успешные кейсы были построены на основе больших дорогих монолитных решений от SAP и Oracle либо собственной разработки, поэтому они долгое время казались единственно верной рыночной стратегией.

Сергей Кунцевич, Digital Chief: Если у компании есть понимание, что бизнес перерос возможности имеющегося готового решения, стоит смотреть в сторону архитектур стейтлесс и хедлесс

Первым этапом отхода от классических монолитных решений стала сервис-ориентированная архитектура (Service Oriented Architecture, SOA). Она характеризуется наличием связанных между собой крупных сервисов и отличается от микросервисной тем, что сами эти сервисы представляют собой небольшие монолитные решения, а их интеграция в систему и общение между собой происходят в асинхронном режиме.

С SOA началось формирование ИТ-ландшафтов, где отдельные большие сервисы отвечали за те или иные блоки бизнес-процессов: ERP, CRM, склад и логистика, UX. Часто покупались блоки от разных вендоров, что привело к появлению нового класса систем — шины обмена данными (Enterprise Service Bus), позволяющей связывать блоки между собой и автоматизировать сквозные бизнес-процессы.

Микросервисная архитектура стала логичным развитием этого видения. Дробление больших блоков на отдельные маленькие сервисы и интеграция их в синхронном режиме обеспечили высокую скорость обмена информацией. Эта эволюция не сделала монолитные решения полностью устаревшими. Они до сих пор востребованы там, где соответствуют потребностям бизнеса: например, на небольших предприятиях, работающих в узких секторах, где нет запроса рынка на постоянное добавление новых функций. Однако и здесь на смену монолитам постепенно приходит SaaS.

CNews: Какие e-commerce решения вышли на первый план после ухода SAP и Oracle?

Сергей Кунцевич: Какого-то резкого разворота в сторону определённых технологий не произошло. Многие продолжают пользоваться монолитами и разрабатывают план постепенного перехода на другие решения. Но если у компании есть понимание, что бизнес перерос возможности имеющегося готового решения, стоит смотреть в сторону архитектур стейтлесс и хедлесс.

Стейтлесс: намного лучше масштабируется из-за того, что каждый запрос обрабатывается независимо и не требует сохранять состояние, затраты на инфраструктуру и разработку существенно снижаются благодаря хранению данных на стороне клиента. Также обеспечивает лучшую отказоустойчивость из-за незаметного для клиента перераспределения нагрузки и возможности оперативно вводить в строй новые мощности, перенаправляя на них уже находящихся на сайте покупателей.

Хедлесс: позволяет разрабатывать независимо несколько клиентских приложений для работы с единым бэкенд-слоем, запускать пилотные продукты и улучшать пользовательский опыт без необходимости дорогой и сложной доработки бэкенд-сервисов, реализовать настоящую омниканальную стратегию. Это становится возможным из-за того, что хедлесс веб-сайт — независимое приложение, общающееся с центральной системой по API.

Рынок начал предлагать подобные решения сравнительно недавно, одно из них — DC Commerce, российское микросервисное headless-решение нового поколения для крупных ретейлеров. Гибкая архитектура DC Commerce обеспечивает поэтапный переход с монолитных решений на микросервисную архитектуру. Это позволяет компаниям, которым необходимы отечественные аналоги, бесшовно перейти на современное и гибкое решение.

CNews: Как ретейлеры отреагировали на вызовы импортозамещения? Какие тренды наблюдаются на рынке e-commerce решений в 2023 году?

Вячеслав Телицын: После ухода западных вендоров главной задачей ИТ-служб стало поддержание непрерывности онлайн-бизнеса, оценка рисков и составление плана перехода на отечественные решения и одновременно поддержка роста и масштабирования. Произошёл резкий спрос на перевод IaaS/PaaS сервисов на российские инфраструктуры. Это первый тренд, который можно выделить.

Вячеслав Телицын, Digital Chief: Крупные компании предпочитают инхаус-разработку собственных решений

Второе: с уходом иностранных производителей ретейлеры стали экономить на ПО. Многие выбрали путь инхаус-разработки, развивая собственные инфраструктуры и внутреннюю экспертизу с очевидным трендом отказа от внешней заказной разработки, аутсорсинговых поставщиков ИТ-решений и ресурсов. Вместе с тем онлайн-бизнес стал более требовательным к уровням SLA, к интеграции систем и к системам информационной безопасности.

Третье относится к технологическому стеку, и это не тренд, а скорее продолжение традиций, сложившихся на рынке e-commerce решений. Значительное число решений всё ещё разрабатывается на языке PHP. Несмотря на заявления разработчиков, у PHP множество архитектурных ограничений, что неизбежно приводит к проблемам, когда бизнес начинает масштабироваться и нужно пересматривать подходы к ИТ-архитектуре. В случае если бизнес планирует большие объёмы, стоит смотреть в сторону технологий Java и Go — это современные языки с гораздо более высокими возможностями масштабирования и требованиями к чистоте кода.

CNews: Как вы оцениваете объём и динамику российского рынка ИТ-решений в электронной коммерции в последние годы? Каковы ваши прогнозы на 2024 год?

Вячеслав Телицын: Сейчас идёт очевидный рост доли маркетплейсов. Причём бум роста пришёлся на 2022 год из-за локдауна. Бизнес не замещает онлайн — торговые площадки маркетплейсами, а диверсифицирует трафик, создавая новые каналы продаж. Наибольший рост показывают фарма и продажа товаров повседневного спроса.

Если говорить про рынок e-commerce решений, то распределение примерно такое: 50% решения собственной разработки, 30% разработка на базе 1С Битрикс и остальные 5% занимают Magento, SAP Hybris, Oracle Commerce. Крупные онлайн-ретейлеры продолжают использовать монолитные e-commerce платформы иностранных производителей, поддерживая их собственными силами, и пока не спешат переходить на микросервисы.

Если сравнивать популярные на рынке решения по техническим параметрам, то результат будет таким, как в таблице ниже. Мы также добавили к сравнению собственную разработку DC Commerce, российское микросервисное headless-решение нового поколения для крупных ретейлеров, которое импортозамещает платформы иностранных производителей — SAP Hybris, Magento (Adobe Commerce) и Oracle ATG Commerce.

Данные собраны из открытых источников и подготовлены компанией Digital Chief

Крупные компании предпочитают инхаус-разработку собственных решений. Но это не означает, что в будущем они не обратятся к готовым решениям отечественных вендоров. Разработка собственной системы может обойтись бизнесу куда дороже, чем покупка готовых решений. Слишком много факторов риска, один из которых — высокая конкуренция за квалифицированные ИТ-кадры. Команду разработчиков могут просто перекупить другие компании. Кроме того, для e-commerce рынка крайне важно сохранять высочайшие показатели time2market — это одно из основных условий для создания прибыльного онлайн-бизнеса. Сложно держать такие темпы вывода продуктов в условиях развития собственного решения.

Таким образом, конкуренцию среди отечественных решений выдержат те, кто представит наиболее адаптивные ИТ-сервисы и короткий цикл вывода новой ИТ-функциональности.

erid:2SDnjcLwUCxРекламодатель: ООО "Диджитал Шеф"ИНН/ОГРН: 7716964930/1227700180070Сайт: https://commerce.digitalchief.ru/