oбзор

Обзор: Рынок ИТ-услуг 2017

Прагматизм заказчиков стал точкой роста для российского рынка ИТ-услуг

Прагматизм заказчиков стал точкой роста для российского рынка ИТ-услуг

Исследование рынка ИТ-услуг за 2016 г. показало, что поставщики научились не просто играть по новым правилам, но даже выигрывать в условиях нестабильной экономики. Суммарная выручка участников рейтинга CNews «Крупнейшие ИТ-консультанты России» выросла на 9%, в то время как «Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки в России» прибавили сразу на 20%. Основную долю рынка в каждом рейтинге по-прежнему делят между собой представители топ-10. Однако сформировавшиеся тренды – комплексность услуг, запуск отложенных проектов и импортозамещение – позволяют другим игрокам активно продвигаться вверх.

Лидеры контролируют рынок

По итогам 2016 г. объем выручки топ-30 рейтинга крупнейших ИТ-консультантов России составил p221,6 млрд, что на 9% больше, чем за предыдущий период. После серьезного падения в 2015 г., когда выручка сократилась на 19%, отечественный рынок ИТ-услуг начинает постепенно приходить в себя. Однако достигнуть показателей 2014 г. ему пока не удалось. Тем не менее лидеры рейтинга позитивно смотрят в будущее. «Рынок ИТ-услуг на сегодняшний день уже стабилизировался и приспособился к новым экономическим реалиям. Это позволяет предполагать, что в ближайшие годы данный сегмент укрепит свои позиции», – считает Михаил Аронсон, старший вице-президент по продажам и развитию бизнеса Maykor.

Общая выручка топ-30 крупнейших ИТ-консультантов России, pмлрд

consulttop30.png

Источник: CNews Analytics, 2017

Основной объем общей выручки по-прежнему принадлежит лидерам рынка ИТ-услуг, входящим в топ-10 рейтинга CNews. Остальные участники делят между собой лишь его пятую часть. Отметим, что доля лидеров сохраняется в пределах 72–79% уже на протяжении последних пяти лет.

Постоянный лидер рейтинга – компания «Ланит» – в 2016 г. продемонстрировала очередной скачок роста, еще больше увеличив отрыв от ближайших конкурентов. Так «Техносерв» (2 место рейтинга) теперь отстает от него на p16,4 млрд, а «Крок» (3 место рейтинга) – почти на p20 млрд.

Сравнение выручки топ-30 и топ-10 крупнейших ИТ-консультантов России, pмлрд

consulttop30vstop10.png

Источник: CNews Analytics, 2017

Тренды на рынке ИТ-услуг послужили точками роста

Лидером роста среди ИТ-консультантов в 2016 г. стала компания «Информзащита», прибавив сразу 349% по сравнению с 2015 г. Помимо положительной динамики рынка, представители «Информзащиты» отметили, что в нынешнем году в компании произошло много перемен, в том числе изменился и внутренний учет по выручке. Компания более детально отнеслась к своим внутренним системам и обновила структуру аналитики, что привело к положительным результатам.

Крупнейшие ИТ-консультанты в России 2017

№ 2016 Компания Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2016 г., ₽тыс. с НДС Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2015 г., ₽тыс. с НДС Рост выручки 2016/2015, %
1 Ланит Москва 40 563 350 34 063 552 19,1%
2 Техносерв Москва 24 123 451 22 815 438 5,7%
3 Крок Москва 20 380 972 18 475 238 10,3%
4 ITG (Inline Technologies Group) Москва 17 147 480 16 702 390 2,7%
5 Компьюлинк Москва 15 953 341 14 444 638 10,4%
6 Ай-Теко Москва 14 580 001 12 026 468 21,2%
7 AT Consulting Москва 11 279 215 9 085 085 24,2%
8 Астерос Москва 11 071 128 10 171 733 8,8%
9 Maykor Москва 10 234 068 10 629 440 -3,7%
10 Инфосистемы Джет Москва 9 991 445 8 074 425 23,7%

Источник: CNews Analytics, 2017

Перейти к полной таблице

Второй по показателям роста стала группа компаний InfoWatch (55%). «Росту выручки компании от оказания ИТ-услуг способствовал запуск услуг консалтинга, в рамках которых мы проводим аудит информационной безопасности, разрабатываем и внедряем процессы защиты корпоративных данных, формируем стратегию дальнейшего развития информационной безопасности в организации. Это направление работы оказалось очень востребованным», – комментирует Константин Левин, директор по продажам InfoWatch.

Следом идут «АМТ-Груп» (49%) и Naumen (35%). Интересно, что представители обеих компаний в своих комментариях к росту выручки важным фактором отметили импортозамещение. «Новые программно-аппаратные решения требуют квалификации, которая не всегда есть в службе эксплуатации заказчиков, – поясняет Роман Котрачев, директор департамента сервисных решений «АМТ-Груп». – Интегратор обеспечивает должный уровень взаимодействия с производителем в случае необходимости его привлечения для решения каких-то проблем высшего уровня сложности или устранения ошибок, а также при обновлении программных компонентов, подписок, механизмов защиты и так далее».

Исполнительный директор Naumen Игорь Кириченко также упомянул в качестве фактора роста комплексный подход, о котором все чаще говорят российские ИТ-консультанты: «Вместе с движением в крупный клиентский сегмент (enterprise) мы все больше уделяем внимание комплексному решению бизнес-задач, что невозможно без этапов аудита, консалтинга и адаптации программных платформ под специфику заказчика».

Рынок ИТ-поддержки стабильно растет

Согласно рейтингу крупнейших поставщиков услуг ИТ-поддержки в 2016 г., общая выручка топ-20 участников достигла p92,2 млрд – на 20% больше показателей 2015 г. Несмотря на продолжающийся рост, его динамика, державшаяся ранее на уровне 28%, несколько замедлилась.

При этом выручка почти всех участников топ-20 рейтинга продемонстрировала положительную динамику. Только три поставщика показали отрицательный результат, из них лишь у компании «Система и связь» ощутимый спад на 45,9%, выручка же двух других компаний сократилась незначительно: у Maykor на 3,7% и у «РТ Лабс» на 1,4%. Как сообщили представители «Системы и связи» резкие колебания дохода от сервисных услуг в компании обусловлены небольшим числом сервисных контрактов и большими суммами по ним.

Общая выручка топ-20 крупнейших поставщиков услуг ИТ-поддержки в России, pмлрд

supporttop20.png

Источник: CNews Analytics, 2017

Почти всю общую выручку по-прежнему аккумулируют топ-10 участников рейтинга. Однако их доля постепенно начинает снижаться. Если в 2012 г. им принадлежало 94% общей выручки, то в 2016 г. уже 82%. «Продолжается консолидация сегмента ИТ-аутсорсинга вокруг крупных игроков. Кризисные годы ускорили этот процесс, что вполне объяснимо: небольшие игроки либо заняли слишком узкие ниши, либо ушли с рынка», – считает Георгий Мегрелишвили, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании «Сервионика» (группа «Ай-Теко»).

Пятерка лидеров осталась неизменной: «Ланит» (p15,46 млрд) – 1 место, «Техносерв» (p11,64 млрд) – 2 место, Maykor (p10,23 млрд) – 3 место, «Инфосистемы Джет» (p7,22 млрд) и «Крок» (p6,84 млрд) в этом году поменялись местами, заняв 4 и 5 места соответственно.

Сравнение выручки топ-30 и топ-10 крупнейших поставщиков услуг ИТ-поддержки России, pмлрд

supporttop20vstop10.png

Источник: CNews Analytics, 2017

Нижний порог входа в топ-20 вырос почти в два раза и преодолел границу в p1 млрд. В 2016 г. 20 позицию заняла компания «РТ Лабс» с выручкой от услуг поддержки в p1,15 млрд. Тогда как в 2015 г. эту же позицию занимала компания Prof-IT Group, чья выручка составляла p0,64 млрд.

Спрос на ИТ-поддержку растет

Согласно исследованию, спрос на сервисные проекты в 2016 г. наблюдался как в государственном, так и в частном секторе. Среди ключевых клиентов участники рейтинга назвали федеральные органы власти, госпредприятия, банки и другие финансовые организации, страховые и телекоммуникационные компании, промышленные предприятия и предприятия розничной торговли.

Лидером роста в рейтинге поставщиков услуг ИТ-поддержки стала компания «Информзащита» – в 2016 г. ее выручка выросла сразу на 284,7%. Как было отмечено ранее, на показатели повлияло обновление внутреннего учета.

Вслед за лидером идет компания «Программный продукт» (207%). Как сообщил директор по маркетингу компании Роман Малышев, положительная динамика связана с общим ростом выручки (более 100%) и увеличением доли сервисных контрактов. «Рост выручки в целом, связан с реализацией отложенного спроса со стороны существующих заказчиков (окончание кризиса или привыкание к сложившейся ситуации) и появлением новых», – комментирует эксперт.

Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки в России 2017

№ 2016 Название Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2016 г., ₽тыс. с НДС Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2015 г., ₽тыс. с НДС Рост 2016/2015, % Доля выручки от сервисных проектов в общем обороте, 2016 г.
1 Ланит Москва 15 461 439 12 028 504 28,5% 13,5%
2 Техносерв Москва 11 642 187 10 875 098 7,1% 22,2%
3 Maykor Москва 10 234 068 10 629 440 -3,7% 100%
4 Инфосистемы Джет Москва 7 223 968 5 768 890 25,2% 37,7%
5 Крок Москва 6 842 864 6 015 577 13,8% 24%
6 ICL-КПО ВС Казань 5 860 802 4 859 235 20,6% 63%
7 Форс Москва 5 528 249 2 849 000 94% 52%
8 ITG (Inline Technologies Group) Москва 4 925 340 4 797 495 2,7% 13,5%
9 Ай-Теко Москва 4 909 592 4 295 167 14,3% 16,5%
10 AT Consulting Москва 3 001 577 2 201 431 36,3% 25%

Источник: CNews Analytics, 2017

Перейти к полной таблице

На третьем месте компания «Форс» с ростом выручки 94%. «Объем выручки от услуг поддержки у нас вырос в 2016 г. почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. На это повлияло несколько факторов: появился ряд новых крупных заказчиков, расширился объем услуг по техподдержке не только продуктов Oracle, но и систем собственной разработки, включая приложения на открытом программном коде. Также мы вышли на рынок с комплексным предложением по оптимизации и повышению эффективности работы существующих баз данных и приложений, что сразу нашло позитивный отклик на рынке», – комментирует Степан Томлянович, генеральный директор компании «Форс – Центр разработки».

Также хороший показатель роста у компании «АДВ Консалтинг» – 73,7%. Помимо общих трендов, дающих рост выручки, в компании также упомянули конкурентные цены по сравнению с иностранными поставщиками. «Кризисные времена – это проверка для всех компаний. Как ни банально, но выживают именно те, которые лучше адаптируются к новым экономическим условиям. Оказание профессиональных услуг всегда было нашей сильной стороной. Увеличение доли сервисов в общей структуре продаж нашей компании связано, в том числе, с тем, что некоторые компании, не выдержав конкуренции, ушли с рынка, – считает Алексей Фролов, директор системного интегратора «АДВ Консалтинг». – Кроме того, на данный момент мы предлагаем более конкурентные цены в сравнении с иностранными поставщиками ИТ. В связи с тем, что многие наши заказчики, особенно из числа операторов, в предыдущие периоды активно инвестировали в развитие, сейчас мы берем на поддержку сети, построенные за последние 2–3 года. Клиенты стали более рачительно относиться к инсталлированной базе и адаптируют имеющиеся вложения под растущие потребности без закупки новых систем».

Олеся Мажорова

Вернуться на главную страницу обзора