oбзор

Обзор: Рынок BI в России 2013

Российские разработчики BI заявили о себе на весь мир

Российские разработчики BI заявили о себе на весь мир

Отечественный рынок BI развивается ускоренными темпами, интенсивность которых в два раза превышает темпы мирового. Основными потребителями выступают банки, торговые предприятия, транспортные организации, телеком-операторы. BI-сектор по-прежнему сфокусирован на "легких" решениях, которым характерны единичные пользователи.

Доля российского сегмента на мировом рынке бизнес-аналитики становится все более заметной. Неудивительно, что многие западные вендоры рассматривают его как стратегический приоритет в своем развитии. Одним из результатов становления и активного роста стало и то, что отечественные разработчики BI-продуктов уже заявили о себе на весь мир.

Темпы и объемы


В прошлом году объем отечественного сектора BI-приложений, по данным IDC, превысил $260 млн. "Эта цифра сильно занижена, поскольку учитывает только открытые компаниями коммерческие данные. При этом речь идет только о внедрениях приложений, поставляемых в комплексе (SAP, Oracle), без учета самостоятельных специализированных систем. Реальный объем можно оценить в 2 раза выше заявленных значений", – говорит Владимир Коровкин, руководитель департамента бизнес-систем компании "Астерос Консалтинг".

Динамика объемов отечественного рынка бизнес-аналитики

Источник: CNews Analytics, 2013

По оценке Gartner, размер глобального рынка в 2013 г. достигнет уровня в $13,8 млрд, российского – $1 млрд. По данным TAdviser, объем рынка BI-систем в России и странах СНГ в 2011 г. превысил отметку в 34,5 млрд рублей, что на 35% выше, чем годом ранее (25,5 млрд рублей). В 2012 г. этот показатель вырос почти до 40 млрд рублей.

Участие отраслей


Сегодня BI-системы активно используются финансовыми службами почти всех успешных компаний. Уровень автоматизации бизнес-аналитики распределяется по отраслям неравномерно. Главными пользователями являются фирмы, работающие напрямую с конечными потребителями: торговые предприятия, транспортные организации, телеком-операторы. Роман Колеченков, руководитель отдела аналитических решений "Техносерв Консалтинг", считает, что высокая потребность в аналитических системах остается в банковском секторе, телекоме и ритейле. Аналитики отмечают еще такие отрасли, как дистрибуция, ТЭК и фармацевтика.

Отраслевое распределение по количеству лицензий

Источник: TAdviser, 2012

Это объясняется тем, что компании накопили значительные массивы данных (десятки терабайт) и, благодаря современным BI-системам, могут интегрировать их для эффективного анализа и принятия решений. Таким образом, фирмы получают шанс не только улучшить управляемость, но и получить конкурентные преимущества, повысить клиентоориентированность.

Отрасль Интеграторов Проектов
Торговля 25 119
Финансовые услуги, инвестиции и аудит 31 111
Государственные и социальные структуры 19 104
Пищевая промышленность 18 39
Фармацевтика, медицина, здравоохранение 12 31
Телекоммуникации и связь 15 26
Транспорт 16 25
Образование и наука 6 18
Энергетика 7 17
Строительство и промышленность 10 14

Источник: TAdviser, 2012

Перейти к полной таблице


В топ-10 отраслей по числу внедрений BI-систем в России входят (в порядке убывания числа проектов): торговля, финансовый сектор, госсектор, пищевая промышленность, здравоохранение и фармацевтика, телекоммуникации, транспорт, образование и наука, энергетика, десятое место делят строительство и машиностроение. Причем первая тройка (торговля, финансы, госсектор) лидирует с отрывом от других вертикальных рынков по числу проектов более чем в 3 раза (более 100 проектов для каждой отрасли).

Лидеры рынка


В денежном выражении лидируют производители "тяжелых" промышленных BI-решений, преимущественно западные. Однако по числу внедрений – ситуация прямо противоположная. Традиционно сложилось так, что многие российские компании, особенно госорганизации, пользуются собственными разработками. Такие решения обладают ограниченным функционалом, их приходится менять и перенастраивать при изменении регулятивных требований или, например, master-данных.  Промышленные системы бизнес-аналитики не имеют этих недостатков.  

У любой развивающейся компании рано или поздно возникает потребность в более широких возможностях. Обеспечить их в полной мере могут лишь крупные вендоры. "Сегодня рынок BI является одним из самых высококонкурентных и низкоконцентрированных сегментов. В отличие от EPR-сегмента, где большую часть рынка делят между собой 2–3 компании, на BI-арене 10 игроков. При этом стоит отметить, что их количество каждый год стабильно растет, но лидируют пока Oracle, SAP, IBM, Microsoft, SAS, MicroStrategy. Российский рынок предлагает гораздо более узкий набор продуктов. Их представляют "Прогноз", SAP, Oracle, SAS", – говорит Владимир Коровкин. Отечественная компания "Прогноз" по итогам 2012 г. серьезно укрепила свои позиции в магическом квадранте Gartner и даже удостоилась краткого описания в отчете.

Тенденции


К сожалению, ключевые тенденции мирового рынка BI пока обходят стороной российский сегмент. Аналитика в режиме реального времени, контент-анализ, предикативная аналитика пока что остаются перспективой завтрашнего дня. Тогда как на западе эти технологии уже активно используются.  

Крупнейшие исследовательские компании прогнозируют, что мировой рынок BI-платформ замедлит свой рост. Отечественному сектору это пока не грозит. Причина заключается во все еще низком проникновении ИТ-решений для бизнес-анализа среди компаний среднего и, тем более, малого бизнеса. До сих пор потребителями в России оставались крупные компании и госсектор, однако, по мнению аналитиков, этот рынок постепенно будет "демократизироваться", что позволит ему бурно развиваться в ближайшие 2–3 года.  

Если в 2012 г. компании активно осваивали "сложную" аналитику и мобильные решения, то в 2013 г. все внимание вендоров, интеграторов и заказчиков приковано к возможностям решений Big Data. За последние месяцы на российском рынке прошло сразу несколько крупных конференций, посвященных этой тематике, что свидетельствует о серьезном интересе к подобным технологиям. В 2012 г. он однозначно был более "прохладным". "Проблема больших данных действительно назрела, и бизнес осознал это в достаточно критический для себя момент, когда реакция должна быть незамедлительной", – говорит Владислав Миронов, ИТ-специалист компании "Энерджи Логистика".


Факторы, способствующие росту рынка BI в России

Источник: IDC, 2012

Одна из наиболее заметных тенденцией BI рынка в 2012 г. – увеличение количества проектов, связанных с анализом клиентских данных. Тенденция сохранится и усилится и в 2013 г., поскольку интерес бизнеса к клиентоориентированным технологиям только возрастает. Илья Небесный, директор департамента прикладных финансовых систем компании "Инфосистемы Джет", считает, что в России пока еще не освоены должным образом SaaS и In-Memory Computing. Александр Максаков, руководитель ИТ-службы компании "Веном", отметил, что  Open Source BI так же явление на местном рынке редкое и специфическое, хотя за рубежом реализовано много проектов в этой области.  

По мнению Константина Киселева, начальника отдела систем бизнес-аналитики компании "АНТ-Информ", пока слабо востребованы мобильные аналитические инструменты. Они необходимы там, где нужно действовать, а не думать. "Одним из главных сдерживающих факторов развития мобильного BI на российском рынке является слабая защищенность или отсутствие сертифицированных в России средств защиты мобильных платформ", – полагает Владимир Коровкин. Во-первых, это приводит к увеличению стоимости реализации, а во-вторых, это заметно сужает круг отечественных заказчиков: госсектор и финансовые организации остаются за его пределами.


Амина Атавова

Вернуться на главную страницу обзора