Что движет российским рынком М2М

Что движет российским рынком М2М

В мире технологии межмашинных коммуникаций находят новое применение в автомобилях, гаджетах и здравоохранении, в России же рынок развивается за счет решений для ЖКХ, транспорта, и розничной торговли.

Представьте, что, пока есть энергия, ваши устройства вели бы непрерывный диалог между собой, например, тапочки рассказывали бы холодильнику, насколько сильно отекли ноги дедушки, из-за чего ему следует ограничить потребление жидкости после 7 часов вечера. Или «умная» детская одежда отправляла бы сообщение, что пришло время сменить ребенку подгузники, а специальные датчики помогали бы фермерам следить за местонахождением животных и выбрать наиболее оптимальное время для оплодотворения коров. Все эти забавные и реальные истории – частные случаи применения технологии М2М, то есть межмашинного взаимодействия.

На протяжении ближайших десятилетий устройства М2М будут использоваться во многих сферах нашей повседневной жизни. Эксперты Machina Research считают, что к 2020 г. более 18 млрд умных устройств будут подключены к сети (а некоторые эксперты называют цифры в 2 раза больше). К концу 2013 г. к интернету должно было подключиться только 2,7 млрд человек (40% населения земли), сообщает МСЭ (Международный союз электросвязи). Ожидается, что со временем основными пользователями сетей станут не люди, а вещи: «умные» устройства, датчики, счетчики и многое другое.

Большинство устройств, применяемых корпорациями и индивидуумами в разных сферах бизнеса, – это отдельные механизмы, к которым нельзя получить доступ по сети. М2М позволяет создать единую информационную среду, в которой устройства обмениваются огромным количеством информации. «Работа с большими данными ляжет в основу интернета вещей и изменит пути ведения бизнеса, а использование M2M и NFC поможет доставить информацию вовремя и по верному адресу», – считает Джим Моррис, директор и основатель компании Machina Research.

Технологии М2М решают две ключевых проблемы: нивелируют расстояние между управляемыми объектами и снимают часть вопросов управления с человека, рассказывает Федор Сарокваша, представитель компании EVIKA (партнер ГК «СУ-155»). «Оптимизируя механизмы управления, мы существенно экономим ресурсы и энергию, получаем возможность предотвратить большую часть технических аварий (что достигается благодаря упреждающим уведомлениям, сообщающим о рабочем или нерабочем состоянии систем), – рассказывает эксперт. – Мы также увеличиваем общую безопасность и комфорт жизни человека в тех случаях, когда M2M-датчики используются, чтобы постоянно следить за нашим состоянием здоровья».

Проникновение М2М в РФ

Согласно исследованиям J’son & Partners Consulting, в РФ уровень проникновения мобильных М2М-услуг не превышает 10% от общего объема рынка M2M. Наибольшей популярностью мобильные решения М2М пользуется в таких отраслях, как финансы и страхование (7,3%), добывающие отрасли (7%).

Проникновение услуг М2М в России в различных сферах деятельности

proniknovenie_m2m.jpg

Источник: J’son & Partners Consulting, 2013

По оценкам экспертов, около 50% рынка M2M принадлежит МТС, немногим более 20% — «Вымпелкому», около 10% — «Мегафону». «Ростелеком», Tele2 и другие операторы поделили оставшиеся 15%. Эксперты J’son & Partners Consulting, настроены оптимистично: по их оценкам рынок мобильного M2M в России в ближайшие пять лет будет расти, и до 2017 г. увеличится в 4,3 раза.

Прогноз числа подключений М2М-устройств через сети мобильных операторов РФ, 2013–2017 гг., млн шт.

prognoz_rosta_m2m.jpg

Источник: J’son & Partners Consulting, 2013

Федор Сарокваша рассказывает, что в РФ на рынке М2М технологий в целом, а не только Mobile to Mobile, прогнозируется динамичный спрос в таких сферах, как ЖКХ, транспорт, и розничная торговля.

Что касается М2М-решений для спутниковой навигации, то эксперты «М2М Телематики» говорят об ожидаемом росте производства навигационного оборудования и количества внедрений на рынке B2G (бизнес-государству). Это обусловлено государственной политикой (реализация требований по обязательному оснащению всех новых автомобилей, в т.ч. такси, и опасных грузов системой ЭРА-ГЛОНАСС) и станет стимулом развития рынка интеграционных и специализированных решений для навигации в РФ. Кроме того, основными векторами развития рынка останутся персональная навигация и мониторинг автотранспорта, как на рынке B2B, так и B2C.

«В целом, уровень образованности потребителей систем и устройств, работающих на основе отечественной ГНСС, растет с каждый годом, – комментирует Ксения Изотова, старший специалист управления и маркетинга компании «М2М Телематика». – Сегодня информированность потенциальных и реальных клиентов о продуктах и системах становится ключевым фактором, позволяющим увидеть преимущества, которые им обеспечивают технологии М2М».

По словам эксперта, большинство логистических компаний до сих пор не понимают, каким образом применение спутниковых навигационных технологий способно повлиять на производительность. За границей же практически невозможно выйти на рынок логистики, не используя навигационные системы. Эта ситуация обусловлена не наличием утвержденных нормативно-правовых актов, а уровнем осведомленности руководителей логистических компаний о том, как и в каких случаях выгоднее использовать спутниковые технологии.

Ново, дорого, непривычно

Среди основные проблем, тормозящих продвижение мобильных М2М-услуг в России, эксперты J’son & Partners Consulting называют высокую стоимость (59% пользователей считают определяющим фактором), низкую скорость соединения (45% пользователей) и нестабильность (20% пользователей). Отечественные компании также выделяют такие «слабые места» на пути внедрения М2М, как проблема каналов связи и неразвитость законодательной базы.

«Законодательство не только должно следовать динамике развития технологий М2М, но и в некоторой степени опережать его, – считает Ксения Изотова из «М2М Телематики». – Если часть постоянно растущих расходов, которые несут транспортные компании, бизнес мог бы направить на внедрение навигационно-информационных сервисов, возможно, М2М-технологии развивались бы быстрее».

Федор Сарокваша рассказывает, что помимо уже «наболевших» каналов связи в регионах, для массового внедрения М2М сегодня не хватает технологической базы. «Нужна стандартизация протоколов обмена данных между устройствами, более энергоэффективные датчики, а также алгоритмы обработки больших массивов данных и их хранения», – говорит он.

Перспективы и последние достижения

Летом 2013 г. эксперты стали говорить о том, что на мировом рынке наблюдается сдвиг спроса в сторону рынка потребительской телематики. По словам Дженифер Кент, старшего аналитика международной аналитической компании Parks Associates, активный спрос наблюдается в таких сферах, как eHealth, отрасль потребительской электроники и в сегменте интернетмобилей (connected cars).

Эммануель Валькенер, генеральный директор компании Anyware Technologies, считает, что если на В2В-рынке М2М-решений акцент делается на безопасность и надежность, то для сегмента B2C необходимы «по-настоящему» масштабируемые системы, способные справиться с нагрузкой от подключения нескольких миллионов устройств. По словам эксперта, основными критериями успеха здесь будут простота их развертывания и использования.

В России же эксперты «М2М Телематики» ожидают рост конкуренции между отечественными и иностранными производителями. По словам Ксении Изотовой, качество и технические характеристики зарубежных двухсистемных устройств заметно выше отечественных аналогов.

«В 2014–2015 гг. планируется ввод в эксплуатацию новых навигационных систем Galileo и Bedou, которые очень скоро начнут конкурировать с ГЛОНАСС и GPS по различным техническим характеристикам, что приведет к обострению конкурентной борьбы среди производителей навигационных приемников – рассказывает эксперт. – Следует ожидать выпуска мультисистемных приемников в качестве дополнительного конкурентного преимущества компаний-производителей навигационно-связного оборудования».

Екатерина Кочеткова

Вернуться на главную страницу обзора