«Большое правительство» Медведева готовит революцию в телекоме

Интернет Бизнес Мобильная связь Инфраструктура Интернет-доступ Законодательство
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Экспертная группа «Большого правительства» подготовила для премьер-министра Дмитрия Медведева революционные предложения по регулированию телекоммуникационной отрасли, которые вызывают противоречивую реакций как на стороны Минкомсвязи, так и крупных телекоммуникационных операторов. Речь идет о введении технологической и сетевой нейтральности, создании независимого регулятора, возможности обмена частотами и др.

Экспертная группа «Большого (открытого) правительства», которая была сформирована по указу Дмитрия Медведева еще в бытность его президентом, представила рекомендации для будущего кабинета министров по развитию госуправления и экономики в России. Отдельный раздел посвящен стимулированию развития в области телекоммуникаций. Его авторами выступили министр связи Татарстана Николай Никифоров и экс-глава госкорпорации «Роснано» Леонид Меламед.

Наиболее радикальное предложение экспертов состоит в создании независимого регулятора для формирования нормативной базы в области телекоммуникаций и определения по принципам распределения радиочастот. Примером такого регулятора мог бы стать Российский союз страховщиков. Это предложение может не понравиться Минкомсвязи, выполняющему сейчас соответствующие функции.

Другое радикальное предложение — обеспечение принципа «технологической нейтральности» и перехода от лицензирования услуг связи к лицензированию операторов сетей связи. Получив лицензию на сеть, оператор сможет запускать без дополнительных разрешений любые, технологически реализуемые с ее помощью услуги. Предлагается отказаться и от получения разрешений на запуск объектов связи, заменив этот порядок уведомительным принципом.

Сейчас принцип «технологической нейтральности» имеет избирательный характер: для смены технологии оператор должен получить соответствующее разрешение от курируемой Минкомсвязи Государственной комиссии по радиочастотам. Таким образом «Скай Линк» получил разрешение использовать частоты в диапазоне 2,1 ГГц, выданные для технологии CDMA, для технологии UMTS. А «Скартел», «Мегафон», МТС, «Ростелеком» смогли перевести свои с технологии WiMAX на технологию LTE.


Эксперты Дмитрия Медведева предлагают ему провести в телекоме те самые реформы, от которых давно и успешно отбивается Минкомсвязь

За то, чтобы «технологическая нейтральность» носила всеобъемлющий характер, активно выступают региональные сотовые операторы, в частности, президент «Tele2-Россия» Дмитрий Страшнов. Это позволит операторам использовать имеющиеся у них GSM-частоты для технологий 3G и LTE, которые распределяются только на федеральном уровне. Поддерживают это предложение и в МТС.

А вот в «Вымпелкоме» призывают быть осторожным с данным предложением. «Решения по технологической нейтральности не должны приводить к технологическому хаосу и вседозволенности в выборе технологий самостоятельно каждым оператором связи, - предупреждает пресс-секретарь компании Анна Айбашева. - Мы удовлетворены сегодняшними действиями регулятора, который не допускает не исследованных решений по технологической нейтральности и уже принятые им решения (например, запуск UMTS-сетей на GSM-частотах в Московском регионе) основаны на положительных результатах научно-исследовательских работ и соответствуют рекомендациям Международного союза электросвязи».

Эксперты «Большого правительства» также поддерживают другой принцип - «сетевого нейтралитета». Они предлагают включить в лицензионные условия операторов обязательства по недискриминационному пропуску трафика от поставщиков к потребителям и обеспечить доступность сетей связи для неаффилированных с операторами контент-провайдеров. Дискуссии по данному вопросу активно идут в Европе. Сторонником «сетевого нейтралитета» является Google.

Крупные же операторы связи, наоборот, думают о том, что в условиях роста объемов передачи трафика следует ввести отдельную тарификацию для различных видов контента. «Последствия принятия принципа «сетевого нейтралитета» на данный момент неясны, - отмечает Айбашева. - Ряд экспертов, к примеру, полагает, что закрепление данного принципа на законодательной основе может нанести ущерб потребителям и отрасли в целом. Так, лавинообразный рост трафика без решения вопроса о том, что компенсирует затраты оператора, может негативно сказаться на состоянии сети и привести к технологической стагнации отрасли».

Разделяют опасения коллег по данному вопросу и в МТС. "В условиях ограниченности частотного ресурса потребление одними абонентами «тяжелого» мультмедийного контента создает нагрузки на сеть мобильного оператора, что может ограничивать доступ к ресурсам в сети для других абонентов за счет снижения скорости трафика, - говорит пресс-секретарь компании Валерия Кузьменко. - В последние годы объем трафика в сетях операторов растет лавинообразно, однако возможности операторов инвестировать в расширение пропускной способности сетей ограничены".

В докладе экспертной группы содержится предложение об обеспечении недискриминационного доступа к инфраструктуре связи. "Возможность передачи частот позволила бы более эффективно использовать частотный спектр, - считают в МТС. - В частности, операторы, владеющие разрозненными нарезками частот, могли бы обмениваться ими для создания более широкой полосы, обеспечивающей более высокое качество связи. В настоящее же время передача частот другому пользователю возможна только через проведение госконкурсов, либо посредством приобретения и присоединения другой компании, уже владеющей частотами". Соответствующий законопроект обсуждается уже несколько лет, против выступают Минкомсвязи и основной владелец инфраструктуры - государственный холдинг «Связьинвест».

Эксперты «Большого правительства» ратуют за предоставление операторам связи возможности обмена радиочастотами, что должно позволить компаниям осуществлять долгосрочное планирование инвестиций.

Также эксперты предлагают изменить принцип оплаты радиочастотного спектра: вместо оплаты по количеству радиоэлектронных базовых станций следует привязать оплату к используемой территории. Недавно Минкомсвязи само обошло действующий принцип расчета размера платы за частоты и сделало 50% скидку для работающих в Москве операторов, которым приходится устанавливать большое число базовых станций.

Операторы также желают изменения принципа оплаты радиочастот, но по-другому. "Действующий механизм взимания платы за количество частотных присвоений на каждой базовой станции на прием и на передачу не учитывает принцип действия сотовой связи, а именно повторяемости частот, покрывающих территорию «сотами», - сетует Кузьменко из МТС. - Получается, что чем лучше покрытие у оператора на определенной территории, тем больше он платит за использование РЧС. Подход, основанный на взимании платы в зависимости от размера территории, также не стимулирует пользователей радиочастотного спектра более рационально использовать данный ресурс. Было бы правильнее взять за основу принцип оплаты за использование суммарной задействованной полосы частот в пределах административных регионов, как это уже принято в большинстве стран ЕС и в, частности, на Украине".

Не забыли эксперты и о необходимости конверсии радиочастотного спектра. С этой целью предлагается обеспечить модернизацию военного оборудования в рамках гособоронзаказа, а также ввести одинаковый принцип оплаты частот для гражданских и спецпотребителей. Сейчас военные не платят за использование частот, которые находятся в специально выделенной для них полосе ПР.

Наконец, экспертная группа «Большого правительства» поддержала введение в России возможности сохранения абонентами своих номеров при смене сотового оператора. Это предложение Дмитрий Медведев еще до перехода с поста президента на пост премьер-министра уже оформил в поручение для Минкомсвязи.

В Минкомсвязи сообщили, что внимательно относятся ко всем предложениям «Большого правительства». «Часть из них применяется (например технологическая нейтральность, в рамках разрешенных технологий), часть находится в стадии активного рассмотрения, а некоторые вопросы требуют дополнительной проработки в части возможности их применения» - отметили в министерстве. «Предложения могут быть разными, все зависит от того, за чей счет они будут реализованы и в чьих интересах будет решено действовать: государства, операторов или искать какой-то компромисс», - заметил источник в министерстве.