В РЖД проговорились о размерах своего ИТ-бюджета

Бизнес Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

Сообщив журналистам в марте 2016 г. объем инвестиционных ИТ-расходов РЖД, директор железнодорожного монополиста по ИТ в ноябре в рамках CNews Forum 2016 сделал заявления, которые позволяют судить о размерах операционных ИТ-расходов компании.


РЖД раскрыли размер своих ИТ-расходов

Операционные ИТ-расходы Российских железных дорог (РЖД) находятся на уровне p20 млрд в год. Такой вывод можно было сделать, сопоставив заявления директора по ИТ РЖД Евгения Чаркина, сделанные им на прошедшем 10 ноября CNews Forum 2016.

«Вчера президент РЖД встречался с президентом РФ и анонсировал, что наша компания покажет сокращение затрат по итогам 2016 г. на 100 миллиардов рублей, — сообщил он в своем пленарном выступлении. — И в рамках этой суммы более миллиарда рублей приходится на хозяйство ИТ и связи».

Позже, в беседе с журналистом CNews, Чаркин пояснил, что упомянутый p1 млрд — это величина сокращения операционных ИТ-расходов (по сравнению с 2015 г.). Чуть позже по ходу разговора он добавил, что сокращение этой статьи трат составило порядка 5%. Из этого можно заключить, что общая сумма данных трат как раз примерно и равняется вышеупомянутым p20 млрд в год.

В пресс-службе РЖД впоследствии затруднились прокомментировать CNews справедливость данных расчетов. «Думаю, вы можете ссылаться на те заявления, которые Чаркин сделал в рамках форума», — отметил представитель этого подразделения компании.

Евгений Чаркин считает ключевые принципами бизнеса своей компании в разрезе ИТ эффективность, клиенториентированность и безопасность

Отметим, что операционные расходы составляют лишь часть ИТ-бюджета РЖД. «С точки зрения инвестиционных вложений в ИТ мы примерно остались на уровне 2015 г.», — заявил CNews Евгений Чаркин. О величине этих трат можно судить по его заявлению, которое он сделал на встрече с журналистами в марте 2016 г. В частности, было сказано, что объем инвестиций в ИТ-структуру РЖД на текущий год был заложен на уровне p8 млрд.

«При этом мы отчетливо понимаем, что с точки зрения развития компании инвестиции в технологии, в людей, в оборудование нужно будет постепенно увеличивать, — рассказал Чаркин на форуме CNews. — Поэтому мы очень серьезно занимаемся тем, что оптимизируем существующие расходы, чтобы, не увеличивая общую базу, иметь возможность, перераспределяя ресурсы, тратить на современные технологии».

Насколько прозрачен ИТ-бюджет РЖД

Попытку напрямую узнать величину ИТ-расходов российского железнодорожного монополиста CNews предпринял еще в конце 2015 г. Тогда в пресс-службе компании ответили, что они составляют коммерческую тайну.

Евгений Чаркин, получивший свое назначение уже после этих комментариев, заверил CNews на форуме, что это не так. «Все расходы нашей компании публичные, они должны быть на сайте, — сказал он. — Никто никакой тайны из этого не делает».

Евгений Чаркин: «Наши главные задачи на 2017 г. — все, что касается работы с клиентами»

Отметим, что на своем сайте компания, действительно исправно публикует информацию о проводимых ею ИТ-тендерах, параллельно размещая все соответствующие сведения на сайте госзакупок. Однако проведенный CNews по итогам 2015 г. анализ заключенных ИТ-контрактов, выявил суммарные расходы РЖД по данной тематике только на уровне p2,4 млрд.

Комментируя слова Чаркина об открытости бюджета, в пресс-службе РЖД сообщили CNews, что с этим вопросом «все не так просто». «Общая структура расходов компании отражается в годовых и квартальных отчетах, тендеры по ИТ также в открытом доступе, однако наши контракты с контрагентами, например, действительно являются коммерческой тайной», — заявили в пресс-службе.

Расходы РЖД на информатизацию в полупрозрачные годы

Как показывает анализ новостной ленты на сайте РЖД, программа информатизации компании изначально была принята в 1996 г., а затем неоднократно корректировалась и переформатировалась.

Открытые данные об ИТ-расходах обрывочны и скудны. Так, в конце 2004 г. в РЖД заявляли о намерении в 2005 г. инвестировать в развитие информатизации компании p6,254 млрд, в 2006 г. — p4,629 млрд, в 2007 г. — p5,795 млрд. То есть p16,678 млрд за три года.

После 2007 г. какие-либо новостные данные по данной тематике на сайте РЖД не публиковались, поэтому упомянутые здесь заявления Чаркина, сделанные им в марте и ноябре (на форуме) 2016 г., — это видимо первые публичные сообщения компании в отношении размера ИТ-расходов за много лет.

На что именно тратятся деньги

Говоря о первоочередных задачах, которые ИТ-служба РЖД поставила перед собой на 2016 г., Евгений Чаркин сообщил, в частности, что до конца текущего года компания намерена сформировать новую ИТ-стратегию. Параллельно с этим осуществляется модернизация ИТ-инфраструктуры. «Мы подготовили программу, чтобы в долгосрочной перспективе не допускать сбоев, — рассказал топ-менеджер. — Хотим обеспечить качественную связь, информационную безопасность и непрерывность бизнеса».

Выступление Евгения Чаркина на CNews Forum 2016

Рассуждая о планах на будущий год, Чаркин отметил стремление своей компании дать в максимально короткие сроки новое качество услуг для своих клиентов. По его словам, в первом квартале 2017 г. увидит свет единое мобильное клиентское приложение, которое позволит не только приобрести билеты, но и получить информации о расписании, о вокзальных и иных дополнительных услугах.

«Мы уже начали заниматься редизайном нашего корпоративного сайта, чтобы им удобнее было пользоваться, — добавил топ-менеджер. — Также мы запустили построение качественной WiFi-связи — как в подвижном составе, так и на вокзальном комплексе. В течение трех лет планируем внедрить WiFi на поездах дальнего следования и параллельно охватить вокзалы».

Кроме того, РЖД намерены активно трансформировать работу с клиентами в области грузоперевозок, перейдя с ними на безбумажный документооборот и разработав мобильные решения для их оперативного доступа к данным и связи с РЖД.

Еще одной важной задачей для себя компания видит вывод разработок РЖД на международный рынок. «Многие наши технологии являются поистине уникальными, — уверен Чаркин. — В первую очередь те, что касаются управления технологическим процессом, управления движением. И мы чувствуем, что рынок хочет с нами работать. Поэтому мы будем формировать из наших технологий рыночный продукт и предлагать его партнерам в других странах».

Как прошел CNews Forum 2016

В 2016 г. крупнейшая независимая площадка CNews Forum 2016 для встречи ИТ-директоров, руководителей ИТ-компаний и представителей органов власти собрала рекордное число гостей — порядка 1550. На форуме прозвучало более 100 экспертных докладов. В сессионной части было проведено рекордное для CNews Forum число тематических отраслевых секций. На выставке в рамках форума было развернуто более 50 стендов инновационных российских и зарубежных ИТ-компаний. Мероприятие привлекло спонсорскую поддержку порядка 40 структур. Его информационными партнерами выступили более 50 организаций.

На форуме помимо Евгения Чаркина выступили замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев, глава ДИТ Москвы Артем Ермолаев, зампредправления Пенсионного фонда Николай Елистратов, вице-президент, исполнительный директор ИТ-кластера «Сколково» Игорь Богачев, член правления и управляющий директор по денежному и срочному рынкам Московской биржи Игорь Марич, президент Microsoft в России Павел Бетсис, директор по ERP-решениям фирмы «1С» Алексей Нестеров, вице-президент и директор по ИТ банка «Открытие» Кирилл Меньшов, директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко, член правления и директор по ИТ Росбанка Денис Сотин и др.