Статья

5 проблем интернета вещей, которые предстоит решить

Интернет Big Data
мобильная версия

Отшумели большие данные, и на пик интереса взошел интернет вещей. Какие проблемы предстоит решить новому стеку технологий, чтобы перейти от слов к делу?

Массовый интерес к анализу «кликстримов» и транзакций Стивен Бробст, главный технический директор Teradata, называет первой волной больших данных. За ней накатилась вторая волна – популярность пришла к аналитике социальных сетей, текстовой аналитике, распознаванию речи, лиц и т.п. Интернет вещей – один из самых модных ИТ-трендов на сегодняшний день – Стивен Бробст называет третьей волной больших данных. Если поведение своих клиентов на сайте анализируют чуть ли не все компании, и очень многие всерьез подходят к анализу неструктурированных данных, то тех, кто достиг ощутимых результатов, анализируя данные с сенсоров, пока немного.

Первые две волны подхватили преимущественно компании, работающие в секторе B2C. От интернета вещей, напротив, наибольшую выгоду получат B2B-компании, полагают аналитики McKinsey. По прогнозам аналитиков, рынок интернета вещей к 2020 году превысит $7 трлн, и самый большой кусок достанется не производителям устройств, а разработчикам алгоритмов и приложений для анализа сенсорных данных.

Как и для любой новой технологии, массовое внедрение интернета вещей сдерживается рядом проблем, которые предстоит решить.

1. Безопасность

До недавнего времени компьютеры для автомобилей, станки, роботы создавались с учетом изолированной среды. В этом смысле они были похожи на персональные компьютеры до широкого распространения интернета – тогда пользователей мало беспокоили компьютерные вирусы. Всевозможные машины лишь недавно получили доступ в интернет, а с ним пришли и проблемы информационной безопасности.

Хакеры захватывают управление машиной, мчащейся по оживленной магистрали – роликами с таким сюжетом пестрит сегодня интернет. «Безопасность инфраструктуры недалеко ушла со времен Средневековья», – констатирует Стивен Бробст. – Защита производственных объектов далека от необходимого уровня, когда мы можем быть спокойными». Последствия хакерских атак на атомную электростанцию, нефтяную скважину могут быть необратимыми.

Проблема настолько серьезна, что рассматривается на самом высоком уровне. В отчете Всемирного экономического форума говорится, что выработка единого подхода к решению проблемы безопасности – самый необходимый шаг для развития интернета вещей.

В первую очередь средствами защиты будут оснащаться умные автомобили, грузовой автотранспорт, коммерческие самолеты, а также сельскохозяйственное и строительное оборудование. По прогнозам Gartner, к 2020 г. более четверти кибератак на бизнес будут совершаться через инфраструктуру интернета вещей, при этом на обеспечение защиты этого сегмента будет выделено менее 10% ИТ-бюджетов. Рынок средств безопасности для интернета вещей сейчас мал, но его объем будет расти по мере того, как частные пользователи и бизнес будут использовать все большее число подключенных к сети устройств, ожидают аналитики. В 2016 г. на средства безопасности для интернета вещей будет потрачено $348 млн, что на 23,7% больше чем годом ранее, а к 2018 г. объем этого рынка достигнет $547 млн, прогнозируют в Gartner.

2. Город боится стать умным

Вена – один из самых «умных» городов в мире – столкнулась с проблемой: граждане опасаются, что интеллектуальные системы, решающие проблемы города, попутно собирают и информацию об их личной жизни. «Люди не хотят делиться данными, – сетует Доминик Вайс (Dominic Weiss), уполномоченный Венского агентства по умному городу. – Переубедить обычных людей – не из Силиконовой долины, без ученых степеней – несравнимо сложнее, чем просто написать приложение». Эксперт полагает, что только следующее поколение сможет поверить в эти решения, которые станут частью нового стиля жизни. Сейчас администрация города концентрируется на создании сервисов, которыми захочет пользоваться каждый житель Вены, а не небольшой процент «продвинутых» горожан.

Парадоксально, что люди охотнее делятся своими данными с такими компаниями, как Google или Apple, чем с государством. Здесь дело в тех преимуществах, которые пользователи получают взамен. Результат должен стать более весомым, чтобы граждане поддержали концепцию умного города.

«Лучшее, что может сделать правительство, – это не делать ничего, – призывает Карло Ратти (Carlo Ratti), директор Senseable City Lab. – Отдайте контроль гражданам. Основная проблема умных городов лежит не в технологической плоскости, а кроется в недостаточном уровне взаимодействия между людьми. Именно оно делает города “умными”».

Примечательно, что проблема будет обсуждаться на Петербургском Международном Экономическом Форуме 2016, куда Стивен Бробст приглашен в качестве эксперта.

3. Форматы данных

«Сенсоров и приложений АСУ ТП очень много, но как взять из них данные – одна из основных проблем, – отмечает Андрей Алексеенко, генеральный директор Teradata в России. – Системы, построенные 20, 30 или даже 40 лет назад, умеют делиться данными, но в очень “кривом”, тяжело потребляемом виде. Просто потому что все вокруг начали заниматься интернетом вещей, менять инфраструктуру АСУ ТП, включая датчики, никто не будет, так как это влечет за собой высокие капзатраты. Ради новых специалистов по данным никто не будет менять инфраструктуру. Надо уметь брать то, что есть и преобразовывать в понятные форматы». Так в «Газпромнефти» помимо данных с датчиков к удалось получить к аналитике даже рукописные журналы.

Тут на помощь приходят и новые решения, подобно Teradata Listener, которые позволяют в режиме реального времени конфигурировать и подключать к аналитике потоки самой разной информации.

4. Связь

Идея подключенных, и в перспективе автономных, автомобилей шагает по миру. Беспилотникам пророчат большое будущее, потому что автономное управление может оказаться более безопасным. Некоторые пророчат запрет на управление автомобилями людьми не в таком уж далеком будущем. Сегодня 6 млн машин марки BMW уже подключены к интернет. Однако, как рассказал Ян Вассен (Jan Wassén), директор по бизнес-аналитике Volvo, лишь 10 процентов из числа машин, имеющих возможность выхода в интернет, подключены к Сети. Помимо безопасности подключенные автомобили упираются в еще одну проблему – сеть. С одной стороны, необходима устойчивая связь и полное покрытие, с другой – не решена проблема оплаты связи в роуминге. Цены на услуги связи в роуминге остаются достаточно высокими, и путешествие на подключенном автомобиле может влететь в копеечку.

5. Нехватка кадров

Для проектов в сфере интернета вещей нужны соответствующие специалисты, которых, естественным образом, не хватает. Во-первых, существует высокая потребность в аналитиках данных, data scientists. Это скорее ученые-математики, которые разрабатывают и применяют к данным различные алгоритмы и инструменты анализа.

Во-вторых, в ИВ-проектах необходимы техники, которые умеют подготовить данные для анализа. Эта задача зачастую оказывается не менее сложной и творческой, чем собственно анализ.

И, наконец, для проектов по интернету вещей нужны отраслевые специалисты, которые хотят извлечь прибыль и создавать принципиально новые бизнес-модели. «Важно, чтобы специалисты, работающие с данными, действовали в тесной связке с профессионалами, которые знают, что это за бизнес-проблема», – подчеркивает Андрей Алексеенко.

Как уже говорилось, на сегодняшний день не хватает специалистов по всем трем ролям. Помимо подготовки новых кадров, важно создавать интуитивно понятные инструменты. Эксперты видят будущее за максимальной демократизацией технологий. «Россия – это большая страна, большая инфраструктура, поддержка и развитие которой стоит колоссальных средств. Потребность в умной и бережливой модернизации железных дорог, ЖКХ и других ее элементов сейчас высока, и неоднократно подчеркивалась президентом. – говорит Андрей Алексененко. – В стране уже есть точечные прорывные проекты в этом направлении. Мы ожидаем, что первые проекты мы увидим в скором времени в сравнительно небольших компаниях, и они будут решать конкрентые задачи с понятным экономическим эффектом. Потребность в решениях из сферы интернета вещей в России есть, но на пути к массовым масштабным проектам предстоит пройти еще долгую дорогу».