Спецпроекты

oбзор

Обзор: Телеком 2013

Государство стимулирует производство телеком-оборудования в России

Государство стимулирует производство телеком-оборудования в России

Производство телеком-оборудования – одна из «больных» тем отечественной промышленности, хотя она и декларируется как важная для всего рынка. Вместе с тем, далеко не всегда ожидания специалистов из Минсвязи соответствуют действительности, создаваемой чиновниками других ведомств.

Лейтмотивом всего 2012 г. на рынке телеком-оборудования продолжала оставаться тема поддержки отечественного производства. Речь шла о системе сдержек и противовесов рынка в виде льгот одним вендорам и пошлинам на продукцию других. Недавно Минкомсвязи подготовило предложения по поддержке российского оборудования связи и направило их на согласование в Минпромторг. Предполагалось, что предложения будут стимулировать разработку телеком-оборудования в России. В частности, рассматривалось возможное снижение ставки страховых взносов для российских разработчиков оборудования на 15-25%. Кроме того, в качестве идей были предложены введение дифференцированного налога на прибыль (для компаний, использующих российское оборудование, в первые несколько лет налог может быть понижен), применение ускоренной амортизации, рефинансирование кредитов и дотирование ставок при взятии кредита. Еще один вариант, по данным Минкомсвязи, – заставлять победителей конкурсов на частоты использовать российское оборудование; в противном случае оператору придется найти серьезные аргументы, объясняющие его выбор.

Причины этого очевидны и лежат на поверхности. Разработка телеком-оборудования именно в России имеет большое значение для национальной безопасности и с экономической точки зрения. Компаниям сложно покупать компоненты за границей, так как, например, американцы требуют импортировать системы целиком. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на безопасности страны. Внутри таких систем можно обнаружить различные шпионские решения, а в свете истории со Сноуденом у России уже есть все основания беспокоиться.

Проблема безопасности

Проблема безопасности уже неоднократно поднималась и рассматривалась с разных сторон, ведь с помощью телеком-оборудования другие страны могут шпионить за Россией. Еще в конце прошлого года один из авторитетных игроков рынка VoIP сообщил CNews, что американские производители аппаратуры связи практикуют шпионаж. Интересно, что в марте 2013 г. президент США Барак Обама запретил правительствам и ведомствам закупать оборудование из Китая по причине массовых хакерских атак на предприятия, виновниками которых американцы считают китайских военных.

О необходимости пользоваться собственным, а не иностранным телеком-оборудованием заявлял еще год назад тогдашний и.о. заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Он, в частности, говорил, что в состав сетей общего пользования, являющихся основой для построения сетей специального назначения, входит иностранное телеком-оборудование, которое не проверялось с точки зрения ИБ. По этой причине еще тогда Рогозин рекомендовал разрабатывать и активно внедрять отечественную радиоэлектронную элементную базу.

Российские СМИ писали, что с весны 2013 г. Минкомсвязи ведет переговоры с иностранными производителями о раскрытии исходных кодов установленного в их системах ПО, но производители пока отказываются.

Стимулирование производителей

Телеком-операторы не оспаривают идею стимулирования производства российского оборудования. Локализация производства может сократить конечную стоимость оборудования для операторов, время его производства и доставки, а это, в свою очередь, ускорит запуск новых сетей. Вместе с тем, необходимо, чтобы у операторов оставалась возможность руководствоваться при выборе поставщика конкурентными преимуществами, а не лицензионными ограничениями или налоговыми преференциями. Сейчас в России нет полноценных локальных производителей активного операторского оборудования — базовых станций, контроллеров, коммутаторов.

По данным аналитического отдела компании Zelax, в 2012 г. основными зарубежными участниками российского рынка были Cisco, Siemens, Alcatel-Lucent, Huawei, ZTE, D-Link, ZyXEL. Так, в апреле 2012 г. компания D-Link открыла собственное производство по выпуску межсетевых экранов, сертифицированное в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) в Рязани, общей площадью более 1,7 тыс. кв.м. Помещения были приобретены в собственность, открыт офис, оборудован складской комплекс и ЦОВ. Максимальная производительность — 1 тыс. устройств в месяц. На рязанском заводе D-Link выпускает межсетевые экраны DFL-260E/FSTEK, DFL-860E/FSTEK, DFL-1660/FSTEK и DFL-2560/FSTEK, сертифицированные ФСТЭК РФ. Здесь же происходят разработка и кастомизация ПО для маршрутизаторов в соответствии с требованиями российских операторов.

Вместе с тем, вендоры оборудования отдают себе отчет в том, что экономическая эффективность проекта — определяющий аргумент при принятии решения об открытии собственного производства на территории России. Пока у большинства из них ответ «скорее нет, чем да». Причинами этого являются кадровый голод инженерных специальностей, более низкая управляемость, чем на производстве в Тайване, и разная технологическая оснащенность (следовательно, и сложность перестройки российского производства под специфические требования). Государство к локализации производства ИТ-продукции в России относится с безразличием, это приводит к тому, что инженеры, выращенные на отечественных предприятиях, в итоге перекупаются западниками ввиду более адекватных зарплат и общего уровня организации труда. Кроме того, в стране до сих пор не решены логистические проблемы, а также отсутствует прогнозируемая система взаимоотношений бизнеса и естественных монополий в части тарифов на энергоносители, землю и так далее. На фоне этого себестоимость чисто российских продуктов начинает возрастать в разы, и такие производства становятся бессмысленными.

Очевидно, что производство российского оборудования нужно стимулировать, однако пока непонятно, как именно это осуществить и какие схемы в реальности будут работать. Если предложения Минкомсвязи будут приняты, потребуется четко определить, что понимается под «российским оборудованием», и как быть в случае использования российскими поставщиками зарубежных комплектующих. Соответствующие нормативы должны появиться для составления нужной тендерной документации. На данный момент российским вендорам не обещаются и не гарантируются никакие льготы в госзаказе, что сводит на «нет» усилия по поддержке имиджа России как хай-тек державы с собственными производствами. Помимо этого невыясненным остается финансовая сторона вопросам ввиду фискальной политики государства по наполнению бюджета новыми доходами, а не тратой средств на разные стимулирующие льготы. Тем не менее, ситуация в стране пока заставляет сомневаться в том, что идеи Минкомсвязи будут одобрены другими госорганами.

Анатолий Ковалевский

Вернуться на главную страницу обзора