CNews: Максим, какие тенденции облачного рынка вам показались наиболее значимыми в прошлом году? В какую сторону развивался рынок до пандемии?
Максим Березин: Облачный рынок год от года трансформируется и взрослеет. 2019 год в этом плане не стал исключением. Если раньше к провайдеру приходили за базовыми технологиями: виртуальными машинами, дисками определенной производительности, сетями — одним словом, классическим IaaS, то теперь запросы стали более высокоуровневыми и сложными. Клиенты просят нас решить ту или иную задачу. А то, как именно это будет сделано, отходит на второй план. Например, наиболее популярными запросами являются внедрение и поддержка тестовых и продуктивных сред, развертывание кластеров Kubernetes для автоматизации разработки и деплоя приложений на микросервисных архитектурах, контейнерная виртуализация в облаке. Финальными результатами таких проектов становятся эффективное использование дорогостоящих ресурсов команды разработки и получение максимальной прибыли из расчета на одного разработчика. Мы помогаем выстроить DevOps-практику, предоставляем необходимую инфраструктуру, настраиваем и администрируем ее в ряде случаев. Но самое главное — выступаем профессиональным консультантом. На основе своей методологии построения микросервисных архитектур и существующем опыте подбираем наилучшие варианты реализации сервиса. Кроме того, в проектах миграции или в качестве самостоятельной услуги мы даем клиентам возможность протестировать различные модели облачных услуг: публичные, частные или гибридные. Благодаря этому заказчики могут оценить все плюсы и минусы каждого варианта, рассчитать экономическую выгоду в связке со своими бизнес-задачами.
CNews: Как все изменил коронавирус? Какие новые вызовы встали перед компаниями и какие требования в связи с этим они предъявляют к своим облачным инфраструктурам?
Максим Березин: Коронавирус стал проверкой на прочность для всех компаний. Их, к слову, можно разделить на три класса. Первые — работают на 100% в оффлайне, и именно сейчас их пытается спасти государство. Это промышленность, строительство. На диаметрально противоположном конце — игроки, работающие преимущественно в онлайне — в их числе ИТ-компании, маркетплейсы. Наконец, где-то посередине — предприятия, у которых есть и онлайн, и оффлайн. Классический пример — крупный ритейл с сетью магазинов по всей России. Практически у всех таких компаний выручка от онлайн-продаж составляет от долей процента до 20% у самых продвинутых игроков. Это совсем немного, как показала практика. Если представить, что весь бизнес стоит на двух ногах, то оффлайн — это мускулистая и накаченная нога, как у спринтера, а онлайн — тонкая и слабая ножка, как у годовалого ребенка, который только учится ходить. И вот именно на эту слабую ногу во время самоизоляции потребителей был перенесен весь вес тела. Кто смог — подстраховался с помощью облачных услуг, потому что нагрузка действительно колоссально выросла. Мы это видели по своим клиентам, которые стали потреблять больше ресурсов на 70-100 и более процентов. Толкаться локтями в облаке им не пришлось, благодаря тому, что мы не практикуем такие спорные вещи, как переподписка. Ресурсоемкость облачной платформы позволяет свободно разместить всех заказчиков, ведь «Облако «КРОК» мы масштабировали на 70% еще в конце 2019 года, используя продукты нашего стратегического партнера — Dell Technologies.
Вместе с ростом потребления ресурсов серьезно увеличилась наша ответственность как облачного провайдера с точки зрения производительности и доступности сервисов. Генерация новой выручки фактически осуществлялась только благодаря онлайну, поэтому вопросы непрерывности бизнес-систем, размещенных в облаке, были непосредственно связаны с вопросами жизни и смерти заказчиков.
CNews: По оценкам некоторых исследователей, затраты на облака в годовом исчислении подскочат на 35%. На что в первую очередь тратятся ваши заказчики? Можете ли вы подтвердить тенденцию к стремительному росту затрат?
Максим Березин: Мы проводили опрос среди 200 различных компаний и узнали, что более 70% из них пользуются облачными услугами: IaaS, SaaS, другие модели. С каждым годом эта цифра растет, если судить, в том числе, по нашим клиентам — в 2019 году их количество увеличилось на 30%. В целом наш бизнес вырос на 45%, что выше, чем в среднем по рынку (если ориентироваться на оценки аналитиков).
Наши клиенты активнее всего используют IaaS и PaaS для запуска и развития онлайн-сервисов. Как уже было сказано, без них в эпоху коронавируса и цифровой экономики — никуда. У подобных сервисов есть своя специфика — их надо надежно защищать, а потому параллельно растет спрос на такие инструменты как анти-DDoS из облака и WAF — сервис защиты веб-приложений. У традиционных компаний, в которых digital-направления бизнеса возникли относительно недавно, на первый план выход параметр time-to-market, потому что им важно догнать в конкурентной гонке молодых онлайн-игроков. Брать на себя решение инфраструктурных задач они не хотят, вместо этого предпочитают концентрироваться на профильном бизнесе, а поддержку развития инфраструктуры передать на откуп облачному провайдеру. Все это — те услуги, на которые растут затраты у наших клиентов.
CNews: Что предпочитают компании — полный уход в облака или создание гибридных инфраструктур?
Максим Березин: Это зависит от масштаба компаний. Малый и средний бизнес часто уходит полностью в публичные облака. У них небольшие инфраструктуры, их легко передать провайдеру. Для крупных игроков, работающих на рынке 20-30 лет, — это фактически невозможно и даже вредно. Во-первых, у них много унаследованных систем, которые надо полностью переписывать, чтобы перенести в облако, либо же не трогать вообще. Во-вторых, публичные облака выгоднее всего использовать при работе систем с плавающей нагрузкой, остальное лучше держать на физическом железе или в выделенной инфраструктуре коммерческого ЦОД. Поэтому среди наших клиентов, а это, в основном, крупные компании, самым популярным сценарием является гибридное облако, где публичные ресурсы используются для сервисов с динамической нагрузкой.
Однако далеко не все компании видят пользу от такой модели. В исследовании, проведенном Enterprise Strategy Group по заказу Dell Technologies и Intel, говорится, что некоторые организации не смогли извлечь преимущества из облачных вычислений. Они объясняют это сложностью одновременного использования публичных облаков и развития локальных инфраструктур. Решение проблемы в этом случае достаточно простое — если компания не находит собственных ресурсов, чтобы заняться администрированием сложной мультиоблачной инфраструктуры, она всегда может обратиться к облачному провайдеру. В формате управляемого сервиса поставщик облачных услуг возьмет на себя рутинные процессы, чтобы клиент получил максимум отдачи от гибридного облака.
CNews: Можете ли вы предположить, как изменится процент использующих облака компаний в России по итогам пандемии?
Максим Березин: Понятно, что некоторый отток клиентской базы после окончания коронавируса будет. Как в примере с Zoom: количество пользователей сервиса во время пандемии увеличилось в 20 раз. Но как только люди вернутся в офисы, это число, естественно, уменьшится. Во время карантина из-за ограничений в передвижениях компаниям стало сложнее обслуживать свои инфраструктуры. Многие стали обращаться к облаку, так как ресурсы можно получить в тот же день. После нормализации некоторые клиенты, возможно, отменят подписку на услуги. Но тут важно заметить другое: коронавирус ускорил некоторые намечавшиеся ранее, но не набравшие силу тенденции — сервисную модель потребления и формирование новых пользовательских привычек. Если однажды пользователям понадобится Zoom или другой сервис видеоконференцсвязи, они снова воспользуются им, так как это проверенный продукт. Эта тенденция видна даже в госсекторе. Один наш клиент планировал закупку оборудования, но не успел осуществить поставку до резкого роста курса валют. Закупку в итоге отменили, так как цена перестала соответствовать требованиям конкурса, но ИТ-задача не была решена. Нужно было реализовать проект в сжатые сроки, и облако для этого подошло лучше всего. По словам заказчика, теперь он готов размещаться у нас на постоянной основе. Раньше его сдерживало в этом вопросе отсутствие опыта, но как только этот опыт появился, возникла и лояльность к облачным услугам.
CNews: В каких сферах сейчас наблюдается наиболее активный рост и какие модели предпочитают ваши заказчики?
Максим Березин: Рост виден практически во всех сегментах, но особенно заметен среди финансовых компаний, ритейла, ИТ-компаний. Среди моделей потребления ресурсов стоит отметить IaaS и PaaS. Как уже было сказано, коммерческие компании с помощью облаков развивают новые онлайн-сервисы и концентрируются на корневом бизнесе, передавая поддержку инфраструктуры провайдеру. В госсекторе мы наблюдаем постепенный переход на сервисную модель. В этом году мы заключили несколько долгосрочных контрактов на аренду выделенных частных инфраструктур в нашем ЦОДе для работы государственных информационных систем.
CNews: Как реагируют на ситуацию технологические гиганты? Какие новые решения появляются на мировом рынке?
Максим Березин: Ведущие инфраструктурные вендоры активно разрабатывают как свои собственные гибридные облачные предложения, так и решения для интеграции с публичными облаками. Так поступает, в частности, один из наших стратегических партнеров. Компания Dell Technologies анонсировала в мае новую платформу хранения PowerStore, используя опыт решения задач «эпохи данных» в режиме высокой доступности (уровня «шесть девяток», 99,9999%). С помощью PowerStore организации могут ускорить принятие решений, упростить доступ к данным и увеличить производительность приложений. Заказчики могут развертывать платформу PowerStore согласно их облачной стратегии и потребностям бизнеса: валидированные архитектуры Dell Technologies Cloud Validated Designs for PowerStore обеспечивают гибкость развертывания сложных и требовательных рабочих нагрузок в гибридных облачных средах, сервисы Dell EMC Cloud Storage Services позволяют напрямую подключать PowerStore ко всем основным публичным облакам. При этом PowerStore можно развернуть как вариант хранилища в автономной инфраструктуре Dell EMC PowerOne, что ускоряет переход организации на операции по облачной модели.
CNews: Как на ситуацию реагируете вы? Есть ли у вас какие-то новые актуальные разработки?
Максим Березин: В прошлом году мы провели серьезный апгрейд «Облака «КРОК»: сделали его производительнее, надежнее и функциональнее. Сами того не зная, подготовились к новой реальности и смогли принять в облаке всех новых клиентов, которых к нам привел коронавирус. Параллельно с этим, в рамках всей компании «КРОК» был подготовлен портфель антикризисных решений, которые можно разделить на два больших класса: для снижения затрат и повышения устойчивости бизнеса и для развития и поиска новых точек роста. Некоторые из решений мы готовы предлагать на базе своего ЦОДа или облака. Это, например, VDI, сервис бронирования рабочих мест в офисе (актуально при соблюдении требований к дистанцированию сотрудников) и система для мониторинга загрузки персонала — для эффективного контроля задач и их перераспределения в условиях «удаленки».
CNews: Что будет происходить с облаками после пандемии?
Максим Березин: У компаний уже сформировалась привычка, многие сервисы начали жить в облаке, и эту модель высоко оценил бизнес. Иными словами, увеличился объем потребления ресурсов, и он никуда не денется в будущем. Параллельно с этим вырос курс доллара, а вместе с ним — и лицензионные отчисления провайдеров, у которых облака построены на проприетарном ПО. К чему это может привести? Либо к повышению тарифов, либо к ухудшению качества сервисов через переподписку ресурсов. Такую тенденцию мы уже заметили у тех игроков, которые не успели нарастить свою инфраструктуру в прежние годы. Ресурсоемкие задачи клиентов, например, работа систем на «1С», серьезно деградировали в таких облаках. Прогнозировать стабилизацию в этой ситуации трудно, поэтому общая рекомендация клиентам — проверять качество сервисов (во время демо-доступа, используя скрипты для оценки переподписки или опираясь на отзывы коллег по рынку) и менять провайдера в поисках оптимального поставщика услуги, благо, миграция из облака в облако — процесс, на самом деле, совсем не сложный.
CNews: Gartner считает, что в результате пандемии просядут фактически все сегменты ИТ-рынка, но облака — одно из немногих направлений, которое будет чувствовать себя относительно неплохо. Согласны ли вы с этим? И почему у облаков такое выигрышное положение?
Максим Березин: Облаками легко воспользоваться без каких-либо дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Свернуть проект в облаке также не составляет труда. Благодаря этому модель публичных облаков востребована для проверки различных гипотез и старта нового бизнеса или направления, когда нет четкого понимания перспектив этих начинаний. В кризис компании (из тех, кто ищет новые точки роста и готов вкладываться в развитие) начинают запускать различные бизнес-инициативы и чаще всего используют для этого именно облака. И эти же компании стремятся сократить издержки, оставив в удаленном формате часть своего персонала. А в качестве поддержки процессов используют облачные сервисы: телефонии, конференцсвязи, виртуальных рабочих мест, мониторинга и т.д. Именно об этом говорит Gartner в своем прогнозе. На наш взгляд, мнение аналитиков соответствует ситуации. В условиях кризиса облака превращаются в универсальный инструмент. Он помогает компаниям одновременно и оптимизировать затраты, сбалансировав текущее положение, и приступить к реализации стратегических проектов для роста бизнеса в будущем.