Спецпроекты

На страницу обзора
Портал в иммерсивный мир связывает людей через аватары

Модель обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) — стандарт профессионального поведения специалистов, желающих быть востребованными. У них постоянная потребность в углублении и расширении компетенций, освоении дополнительных навыков, получении консультаций и обмене опытом. Сторонников такого подхода к обучению не испугали трудности, свойственные периоду коронавирусных ограничений. Напротив, в пандемию подскочил спрос на решения с дополненной реальностью, удаленное взаимодействие с AR и VR, коммуникационные платформы для общения, корпоративного обучения и мозговых штурмов. О возможностях иммерсивных технологий, их роли в трансформации системы образования и проекте Spectrum рассказал CEO компании «Омега» Ярослав Алейник.

Ярослав Алейник«Омега»

«Сотрудничество в интерактивном пространстве»

CNews: Инструменты полного или частичного погружения в виртуальный мир (иммерсивные технологии) еще скажут свое веское слово в цифровой трансформации образования?

Ярослав Алейник: Безусловно. Иммерсивные технологии подходят для обучения, передачи знаний и опыта. Разработанные на их основе решения и инструменты способствуют цифровой трансформации системы образования, причем на уровне не только процессов, но и подходов к хранению, обмену и передаче данных.

CNews: Ваш проект Spectrum развивается в русле этого направления?

Ярослав Алейник: Spectrum задуман и реализован как платформенное приложение для организации удаленного обучения, формирования навыков и передачи опыта через сотрудничество людей в едином интерактивном пространстве.

Платформа поддерживает приложения для VR-гарнитур, персональных компьютеров, ноутбуков и мобильных устройств. Spectrum объединяет систему аватаров, инструменты и настройки модерации, виртуальные пространства. Пользователям доступны опция брендирования элементов и дополнительный конструктор для создания индивидуальных сценариев.

Ярослав Алейник: Привычные средства связи и удаленного взаимодействия предлагают пользователям всего три инструмента для совместной работы

CNews: На какую аудиторию рассчитано приложение?

Ярослав Алейник: Приложение в равной степени интересно компаниям, организациям и индивидуальным пользователям. На этапе создания продукта наша команда фокусировалась на разработке технологии, удобной для организации дистанционного обучения в любом формате — дополнительного или обязательного образования, корпоративного обучения.

Примечательно, что виртуальная среда на базе Spectrum подходит для повседневного решения бизнес-задач сотрудниками, которые трудятся дистанционно. Удобно организовывать онлайн-взаимодействие рабочих и креативных групп. Создаваемая среда помогает продуктивно проводить стратегические сессии, воркшопы, презентации, марафоны, тимбилдинги, тестирование идеи или прототипа продукта (castdev), мозговые штурмы, дискуссионные клубы, фокус-группы и т. д.

«Портал в иммерсивный мир»

CNews: В чем уникальность решения?

Ярослав Алейник: Продукт представляет собой новую технологию связи. Существующие средства связи и удаленного взаимодействия предлагают пользователям всего три основных инструмента для совместной работы. Телефонный звонок дает возможность слышать голос другого человека и его интонации. В дополнение к этому звонок в мессенджере позволяет видеть лицо собеседника и воспринимать его эмоциональные реакции. Привычные Zoom и Skype разнообразят описанные способы взаимодействия с помощью общей доски для рисования, стикеров и инструмента демонстрации презентаций.

Краткая биография

Ярослав Алейник

  • Родился в г. Ленинград в 1981 г.
  • В 2002 г. окончил Гренобльский университет (Франция) со степенью бакалавра.
  • В 2003 г. окончил с отличием Санкт-Петербургский гос. университет экономики и финансов (факультет «Финансы и Кредит»).
  • С 1999 г. возглавляет компанию «Омега».
  • Эксперт в области ИИ, бизнес-аналитики и анализа больших данных, виртуальной и дополненной реальности, робототехники.

Таким образом, разговор, видео и ограниченный показ презентаций — все, что доступно пользователям. При этом они лишены возможности взаимодействия и ощущения эффекта присутствия, что предоставляет наше решение. Spectrum позволяет устроить полноценное сотрудничество и обмен опытом. Приложение — своеобразный портал в иммерсивный мир: связывает людей через аватары в одном виртуальном пространстве.

CNews: В чем выражается эффект присутствия в едином пространстве?

Ярослав Алейник: Благодаря трехмерной передаче направленности звуков и голосов пространство дает ощущение беседы в реальности. За счет ослабления громкости на расстоянии пространственный звук помогает представить, где находятся другие пользователи. Например, вы подключились к конференции, где 16 человек по четыре в группе находятся на разном удалении от вас и друг друга. В виртуальном пространстве, почти как в обычном помещении, будет понятно, на каком расстоянии общаются команды одна ближе к вам, другая дальше. Так что и слышать их вы будете по-разному сильнее или более приглушенно.

Технология позволяет избежать ловушки конференц-звонков, когда участникам приходится с переменным успехом по очереди угадывать, когда уместно взять слово, чтобы донести свою мысль.

CNews: А визуальная часть общения как решена?

Ярослав Алейник: Возможности платформы дополнены красочными 3D-моделями аватаров, которые транслируют жесты и основную мимику пользователя. Предусмотрены также короткие эмоциональные реакции, например, воодушевление, удивление, злость и др., что облегчает невербальное общение.

Образовательным учреждениям нужны решения, помогающие педагогам со стажем приспособиться к новым технологиям

CNews: Есть ли инструмент контроля продолжительности общения?

Ярослав Алейник: Приложение предлагает варианты виртуальных пространств с постоянной и гибкой внутренней средой. К слову, это еще одно отличие от традиционных аудио- и видеозвонков, безразмерных по времени. Среда обеспечивает эффект присутствия, освобождая ресурс внимания пользователя для концентрации на взаимодействии и кооперации.

В наборе инструментов приложения — стикеры, доски и 3D-рисунки, сделанные от руки. Мы позаботились о том, чтобы участники общения могли транслировать идеи и быть услышанными.

«Выбрать виртуальное пространство или создать собственное»

CNews: Приоткройте, пожалуйста, алгоритм создания виртуального пространства для персональных или корпоративных задач.

Ярослав Алейник: Иммерсивные пространства представляют собой заранее организованную для конкретной цели среду. Предусмотрена возможность корпоративного брендирования отдельных элементов комнаты. Модератор сессии занимается оформлением перед началом встречи. Пользователю предлагается выбрать пространство из предложенных или создать собственное (можно определенные элементы) в дополнительном редакторе.

Платформы доступа к Spectrum

— Windows 10, SteamVR для Windows;

— Oculus Quest 2 и Android для мобильных устройств;

— к виртуальной сессии можно подключиться через платформенное приложение на SteamVR

— портативная работа доступна на VR-гарнитурах Oculus Quest 2, персональных компьютерах и ноутбуках с Windows 10 или других современных процессорах (достаточно 4 Гб памяти и 2 Гб дискового пространства);

— доступ к сессиям возможен через приложение на мобильном устройстве с операционной системой на Android 6.0+.

Конструктор приобретается как отдельный продукт на одного человека. Пользователь самостоятельно обучается моделированию и разрабатывает удобное для себя пространство. Такой 3D-конструктор — это фактически приложение для создания трехмерного контента: статического, анимированного и интерактивного. Для этого используются предустановленные окружение и библиотеки предметов. В набор инструментов для работы с объектами входят продвинутая система анимации и поддержка виртуальной реальности. В библиотеке собрано более 1500 готовых трехмерных объектов, эффектов и анимаций. Всем хватит.

CNews: Где востребована сегодня опция создания собственной 3D-сцены в конструкторе? Какие возможности она открывает перед пользователем?

Ярослав Алейник: Собственные пространства создаются на этапе проектирования симуляторов hard skills, необходимых для эксплуатации заводского оборудования или обучения технике безопасности в пространстве, приближенном к рабочим условиям. С помощью такого конструктора предприятие может моделировать нужные сценарии для любого вида корпоративного обучения. Для этого достаточно одного приложения. Конструктор подходит для создания уроков, проведения безопасных экспериментов и опытов, обучения 3D-моделированию, анимации и дизайну.

CNews: Есть ли планы объединить приложения в экосистему?

Ярослав Алейник: Сейчас вокруг приложения Spectrum создаем платформу, которая объединит обновления на разных устройствах, уменьшит вес каждого приложения благодаря внешнему серверу. А это, в свою очередь, облегчит жизнь сторонним разработчикам, они смогут адаптировать приложения для подключения к платформе.

«Одно дело — объяснить словами, другое — наглядно представить»

CNews: Каким опытом располагает команда Omega для развития проекта Spectrum?

Ярослав Алейник: Образовательные проекты — от идеи до воплощения — курирует департамент науки и инноваций компании Omega. При создании иммерсивной технологии Spectrum учитывался наш опыт разработки других продуктов для образования. Например, конструктор «Познавательная реальность» можно использовать для наглядной 3D-демонстрации, создания трехмерных уроков или проведения безопасных экспериментов. «Познавайка» предоставляет безграничные возможности для анимации любых объектов, их свойств в разных сценариях. Интерактивные уроки в такой системе позволяют ускорить процесс усвоения материала на 20%. Ведь одно дело объяснить словами, другое — дать наглядное представление.

Работе над Spectrum предшествовали такие тематически связанные проекты, как робототехническая платформа OmegaBot, цифровая платформа для кружкового движения «Кулибин», система автоматизированного прокторинга OMV:Exam, а также ИТ-продукты с говорящими названиями «Виртуальная аудитория» и «Медицинский атлас».

CNews: Как вы оцениваете потенциал решений для совместной работы в виртуальной реальности на российском рынке?

Ярослав Алейник: Сегодня востребованы решения для построения систем удаленного обучения. По данным Высшей школы экономики, 47% педагогов после пандемии продолжат пользоваться средствами для удаленного обучения. В условиях новой реальности школьные учителя интересуются дополнительными инструментами и техниками обучения. Руководству образовательных учреждений нужны решения, помогающие педагогам со стажем приспособиться к новым технологиям.

На российском рынке востребованы решения для построения систем удаленного обучения

CNews: Какие трудности возникают в процессе продвижения таких продуктов?

Ярослав Алейник: Основные трудности продиктованы нестабильным интернет-соединением и низким качеством Wi-Fi, что оказывает влияние на все инструменты удаленной связи. VR-разработки чувствительны к таким сбоям. На продвижении продукта среди пользователей сказывается отсутствие у них нужных устройств.

«Удаленная работа через VR-пространства»

CNews: Насколько активно иммерсивные технологии применяются в других странах? Чем зарубежный опыт может быть полезен российским разработчикам?

Ярослав Алейник: За рубежом во время карантина часть крупных компаний стали активно развивать сотрудничество с разработчиками иммерсивных пространств в других странах оценили преимущества постоянных виртуальных встреч рабочих групп. Например, Volvo Car, AirFrance, Microsoft и другие частично перевели команды на удаленное взаимодействие через VR-пространства. С учетом мирового опыта мы дорабатываем функциональные возможности решения и корректируем его позиционирование.

CNews: Каковы ближайшие планы компании?

Ярослав Алейник: Команда Omega создает и развивает решения по нескольким направлениям: комплексная цифровая трансформация государства и бизнеса, искусственный интеллект, бизнес-аналитика и анализ больших данных, виртуальная и дополненная реальность, робототехника. Мы не только внедряем готовые ИТ-продукты и сервисы, разрабатываем собственные, но и выступаем кроссплатформенным интегратором, строим сложные интеллектуальные решения. На мой взгляд, все это должно способствовать эффективности управленческих решений, органично интегрироваться в производственный и образовательный процессы.

Сейчас усилия нашей команды сосредоточены на разработке комплекса решений для концепции «Умный город». Хотелось бы, чтобы внедрение технологий, предусмотренных несколькими общенациональными программами, помогало не только создавать цифровую экосистему организации, города, региона, но и адаптировать среду для каждого пользователя.

Светлана Петрова

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для образования 2020
№ 2020 Название компании Город (расположение центрального офиса)
1 Учи.ру Москва, Сколково
2 Ланит Москва
3 Система Геткурс (1) Москва, Сколково
Подробнее