Спецпроекты

На страницу обзора
Обучение и технологии в цифровой трансформации содействуют культуре перемен и инноваций

Сфера образования — одна из самых консервативных. Однако цифровая трансформация меняет понимание ведения бизнеса, обучения и развития с невероятной скоростью. Потенциальные заказчики услуг корректируют свои запросы в области корпоративного обучения и повышения квалификации специалистов. Для решения задач цифровой трансформации предприятиям нужны лидеры нового поколения и команды, готовые взяться за разработку цифровых продуктов и услуг. Обучение таких коллективов — вызов для участников рынка корпоративного образования. О подготовке специалистов, способных генерировать инновации и обеспечивать прорыв организаций во времена цифровой трансформации, о болевых точках в EdTech в интервью CNews рассказал ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов. 

Игорь Морозов«Академия АйТи»

CNews: Ваша компания не только развивает и использует технологии для образования, но и обучает непосредственных двигателей цифровой трансформации: ИТ-специалистов и управленцев. Вы со всех сторон находитесь в эпицентре информационных технологий. Что привнесла цифровая трансформация в сферу корпоративного образования?

Игорь Морозов: Первое, что можно совершенно определенно утверждать — компании осознали, что уровень владения цифровыми навыками экстремально низок как в обществе в целом, так и на конкретных предприятиях, в организациях. Несмотря на многолетнюю историю использования вычислительной техники, по-прежнему существуют различные виды цифрового неравенства. Ярко заметна неподготовленность людей к цифровым преобразованиям. Немногие готовы реализовать себя в профессиональном отношении, зарабатывая на жизнь с помощью цифровых навыков.

В свою очередь компании декларируют цифровые стратегии, разрабатывают цифровые продукты, услуги, понимая, что внутренние пользователи к ним не готовы. Огромное количество поступающих к нам запросов связано с необходимостью системного повышения цифровых навыков людей, причем элементарных. Далее: поскольку цифровизация сильно завязана на создание продуктов, нельзя не обойти вниманием вопрос огромного дефицита разработчиков. Поэтому тенденция, которую мы сейчас видим — это запросы буквально на формирование команд, которые вместе будут работать эффективно и обладать определенными компетенциями.

Один из способов изменить ситуацию, чтобы адаптироваться к новым условиям — участвовать в проекте «Цифровые профессии», который реализуется Университетом-2035 в партнерстве с «Академией АйТи» в числе образовательных организаций. Этот проект проводится уже не первый год и возник не на ровном месте, а для того, чтобы преодолеть дефицитную ситуацию с ИТ-кадрами. В рамках этого проекта любой гражданин может пройти профессиональную переподготовку по перспективным специальностям: например, специалист по BigData, системный аналитик, разработчик на языках Python, Java и другим, и получить льготу от государства минус 50% от стоимости обучения. Корпоративные заказчики могут также воспользоваться возможностями, обучить свои сотрудников в рамках проекта и получить компенсацию от государства.

«Технологии вторичны, первична способность человека управлять изменениями»

CNews: Серьезный вызов в цифровой трансформации это необходимость быть в лидерах, способных внедрять инновации. Какими качествами должен обладать сегодня руководитель по цифровой трансформации?

Игорь Морозов: Более 26 лет «Академия АйТи» ведет подготовку специалистов, которые управляют ИТ, автоматизируют процессы, разрабатывают продукты, обеспечивают применение технологий в самых разных сферах. Первую программу по обучению ИТ-директоров мы предложили еще в начале 2000-х. И на собственном опыте убедились в том, что технологии вторичны. На первом месте — способности управлять изменениями, soft-skills, эмоциональный интеллект. Без выстраивания эффективных коммуникаций, можно заверить, проваливаются абсолютно все процессы: начиная от автоматизации и заканчивая цифровизацией. Сегодня как никогда актуально говорить об «ИТ с человеческим лицом». В каком-то смысле вопрос «каким должен быть лидер цифровой трансформации?» стал темой нашего профессионального исследования.

Прежде всего, главное качество, которое должно быть у этого человека — умение слушать и понимать, или, иначе говоря, эмпатия, что является проявлением высокого эмоционального интеллекта. Понимание того, что человеческие потребности стоят на первом месте, а технологии, которые удовлетворят потребности, на втором — это фундаментальное качество для руководителей цифровой трансформации. Но чаще всего в жизни мы сталкиваемся с обратной ситуацией, когда технология стоит на первом месте и заставляет «прогибаться» всех окружающих.

Принято считать, что с задачами цифровой трансформации лучше всего справятся специалисты в области информационных технологий — например, директора по ИТ. Их участие в процессе цифровых преобразований на предприятии, в ведомстве, отрасли или стране в целом, безусловно, очень нужно. Но не они здесь главные. В менеджменте есть понятие владельца процесса — это люди, которые проектируют и реализуют процесс, отлично в нем разбираются. Вот они и должны предлагать решение задач цифровой трансформации на любом уровне с использованием технологий для воплощения задуманного. Постепенно будут появляться люди, которые, возможно, и не связаны с технологиями, но понимают запрос времени.


CNews: Повсеместное введение должности CDTO (Chief Digital Transformation Officer) при явном дефиците профильных специалистов будет способствовать появлению таких лидеров в сфере цифровизации?

Игорь Морозов: Дискуссионный вопрос. С одной стороны — дань моде, а с другой — заметный маркер новой карьерной позиции. Важно избегать перегибов, когда в угоду требованиям обязанности по цифровизации возлагаются на менеджера в дополнение к имеющимся, а по сути, кого-то назначают крайним.

Ситуация разнится от организации к организации. В корпорации, группе компаний один человек не сможет все трансформировать — этот долгий командный процесс координируется с верхнего уровня. Корпорация по сути — это целая отрасль. На каждом предприятии нужен человек, отвечающий за решение поставленной задачи. Но это не означает, что CIO следует автоматически назначить CDTO, хотя в небольших компаниях подобный сценарий весьма вероятен. Стоит учитывать, что CIO часто ищут для себя новые карьерные возможности и позицию директора по цифровой трансформации рассматривают как шанс.

В любом случае лидеров CDTO нужно готовить. И, как я уже отметил, с акцентом на гибкие навыки. Типовых программ с четко расписанным планом нет, да и быть не может, в каждой отрасли ценится свой набор знаний и навыков. Объединяющий элемент — непрерывное повышение квалификации и расширение знаний в выбранной сфере. Если хочешь что-то изменить — изменись в первую очередь сам.

Краткая биография

Игорь Морозов

CNews: Можно ли подготовить CDTO в короткий срок — вопрос риторический?

Игорь Морозов: Нет, не риторический. Человек с точки зрения компетенцией — как паззл: для того, чтобы перейти из одной роли в другую — часто бывает достаточно дополнить общую картину каким-то совершенно небольшим кусочком. Есть люди технических специальностей, прекрасно подготовленные, но им не хватает каких-то знаний в области элементарного менеджмента, например, управления изменениями. Но ведь это же не изобретение вчерашнего или сегодняшнего дня, на этот счет существует огромное количество работ, курсов. Если человек повысил свою квалификацию, научился управлять изменениями — вот это может быть ровно тем, чего ему недоставало для того, чтобы стать хорошим CDTO. И наоборот: если человек — генеральный менеджер, то, может быть, нужно получить понимание современных технологий. Это тоже для него будет ответом на вопрос и попытка выйти за контур, на новый уровень.

CNews: Что происходит с цифровой трансформацией самого образования? На фоне пандемии отдельно стремительно расширяется круг участников рынка EdTech, можно ли структурировать современный рынок образовательных услуг?

Игорь Морозов: Роль цифровых технологий в образовании становится все более очевидной. Процесс обучения уже невозможно представить без использования онлайн-платформ, дополненной реальности и других технологических разработок. Однако важно понимать, что в вопросах цифровизации нужно руководствоваться принципом разумности и гармонично сочетать инновационные и традиционные начала для подготовки профессионалов.

Касательно EdTech — да, очень важно структурировать рынок и выделить определенные сегменты, очертить границы. Так как само понятие достаточно «размылось» и превратилось, скорее, в спекуляцию бизнеса вокруг образования, отошло от сути термина, который, является симбиозом образования и технологий. И чем популярнее термин EDTech — тем все менее четкими становятся его контуры. Сказал бы, даже в некоторой степени эти контуры искажаются относительно того исходного смысла, который когда-то закладывался при его появлении.

Однако то, что мы сейчас наблюдаем с точки зрения составления рейтингов, попыток анализа, то видим наконец-то правильный вектор. Раньше скопом все компании, которые назывались EdTech, записывали в какие-то непонятные рейтинги, и сложно было разобраться, когда сравнивали «мокрое и холодное». Но сейчас начинается корректная тенденция — выделять что-то одно. Например, такой всегда существующий сегмент, как программное обеспечение для онлайн-обучения. Элементарно сюда можно отнести те же LMS-системы, которые достаточно давно разрабатываются. Плюс сюда же включаются средства разработки мультимедийных курсов.

Отдельный сегмент — онлайн-курсы как таковые, то есть электронный учебный контент. Но его можно разделить на два подвида. Первый из них — разработка электронных курсов на заказ. Мы можем утверждать по нашей практике, что большинство крупных корпораций этим занимается. Они редко используют готовый контент, и, как правило, заказывают курсы, заточенные под потребности бизнеса. Второй сегмент — рынок онлайн-курсов, которые являются унифицированными, типовыми. Доступ к ним часто предоставляется по подписке, как к библиотеке.

«Человек с точки зрения компетенцией — как паззл: для того, чтобы перейти из одной роли в другую, часто бывает достаточно дополнить общую картину каким-то совершенно небольшим кусочком»

Следующее направление — это то, что сейчас принято называть онлайн обучение. Хотя в нем тоже можно выявлять подвиды, потому что есть такие понятия, как синхронное онлайн-обучение, есть асинхронное онлайн-обучение, смешанное обучение, микрообучение... Это наиболее сложный с точки зрения анализа сегмент и наиболее размытый. Потому что с развитием разных площадок, форм коммуникаций, учебный контент проник везде. Сложно как-то игнорировать тот факт, что, например, много учебного контента в социальных сетях. Но и трудно назвать эти ресурсы серьезными платформами для корпоративного образования. Но они же есть, этот факт нельзя игнорировать. Кстати, мы однажды получили замечательный запрос от заказчика: разработать курсы в формате Tik-Tok. Возможно, из-за консерватизма, свойственного профессиональному сообществу, пока сложно смириться с мыслью, что за 15 или даже 60 секунд можно чему-то научить. Поэтому где здесь найти границы — совершенно непонятно.

Современная поставка знаний приобретает разные формы. Есть формальные курсы и формальное обучение. Есть уже устоявшийся термин Informal learning — неформальное обучение. И в то же время не могу сказать, что неформальное обучение — это то, что было изобретено сейчас или год-два назад. Это термин, который достаточно широко используется и подразумевает собой все способы образовательного контента, который укладывается не только в типовые курсы, но и представляется в виде социальных сетей, неформальных дискуссий и так далее. Поэтому на этот счет существуют самые разные работы людей, которые специализируются в области образования. И все в принципе признают, что обучение — достаточно комплексный, сложный процесс: его очень сложно заключить в какие-то рамки и он может принимать совершенно разные форматы.

Остается только выбирать варианты, наиболее отвечающие современным цифровым вызовам и потребностям — что большинство крупных игроков и делают, используя преимущественно информационные и бизнес-технологии для масштабирования процессов.

В завершении подытожу, что обучение и технологии в цифровой трансформации — это не что иное как основа и содействие культуре перемен и инноваций. На это и должны быть направлены усилия современных образовательных компаний.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для образования 2020
№ 2020 Город (расположение центрального офиса) Выручка в 2020 г., включая НДС, ₽тыс.*
1 Москва, Сколково 1 710 093
2 Москва 1 261 348
3 Москва, Сколково 681 063
Подробнее