Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2019

Андрей Гущин, CUSTIS

Андрей Гущин, CUSTIS:

Проекты цифровизации требуют глубокого погружения в ИТ-стратегию госзаказчика

О том, как изменились требования государственных структур к ИТ-проектам, какие технологии обеспечивают взаимодействие игроков финансового рынка и как подрядчику выстроить партнерские отношения с ИТ-блоком госзаказчика, рассказал руководитель бизнес-направления «Государственный сектор» компании CUSTIS Андрей Гущин.

CNews: Ваша компания работает на рынке госсектора уже более 20 лет. Что глобально изменилось за это время?

Андрей Гущин: Во-первых, ИТ-блок в государственных организациях стал более зрелым и автономным. Сейчас это департаменты с развитыми технологиями и инфраструктурой. Эти подразделения определяют ИТ-стратегии ведомств и представляют интересы организаций на рынке. Если раньше ИТ-подрядчики напрямую взаимодействовали с функциональными заказчиками, то сейчас их главным агентом в коммуникациях становится ИТ-департамент, который нормирует и определяет форматы и цели сотрудничества.

Кроме того, изменились потребности клиентов: появляются запросы на комплексные решения, цифровые платформы и сервисы, а не монолитные системы и инструменты, как это было раньше.

ИТ-подрядчики должны уметь работать с новыми трендами. Им необходимо сохранять экспертизу в предметной области заказчика, понимать, как устроены его бизнес-процессы, и разбираться в потребностях конечных пользователей. Это помогает уточнять функциональные требования и предлагать клиенту то, что действительно развивает его деятельность. Кроме того, важно поддерживать современный уровень технологий, говорить на одном языке с представителями ИТ-департаментов, обосновывать ценность принятых решений с технологической точки зрения.

В деятельности нашей компании эти два трека работ синхронизированы: мы в равной мере развиваем компетенции и в бизнес-аналитике, и в системной инженерии.

CNews: Банк России — один из крупнейших заказчиков вашей компании. Какие направления автоматизации этот институт считает приоритетными?

Андрей Гущин: В течение нескольких лет Банк России проводил оздоровление банковской сферы. С точки зрения ИТ этот процесс стал стимулом для развития инструментов надзора, автоматизированного сбора отчетности, консолидации и оперативного анализа данных, которые поступают от всех российских финансовых организаций. Востребованными оказались решения, связанные с доставкой данных, системы для их анализа и проверки. Ключевой задачей для развития таких систем станет усовершенствование технологии экспресс-передачи данных конечным пользователям с учетом всех требований информационной безопасности.

Важно отметить, что в последние годы государственные заказчики, причем не только в финансовом секторе, заинтересованы в создании крупных платформ и экосистем. В таких инфраструктурных проектах используются сквозные технологии, которые помогают выстраивать межведомственный обмен данными и интегрировать информационные потоки различных институтов.

gushchin_a.3379dov5215.jpg
Андрей Гущин: Мы выбираем технологии исходя из потребностей и возможностей ИТ-ландшафта организации и используем как крупные вендорские платформы, так и новые open source инструменты

Банк России планирует запустить платформу «Маркетплейс», которая агрегирует площадки дистанционных продаж финансовых и страховых продуктов, обеспечивает онлайн-заключение сделок и упрощает надзор за этими операциями со стороны регуляторов. Платформа оснащена технологиями Системы быстрых платежей, а обмен данными с «Маркетплейсом» построен на спецификации OpenAPI, которая оптимизирует взаимодействие пользователей, поставщиков и регулятора.

CNews: Какие новые подходы помогают регулировать финансовый рынок?

Андрей Гущин: На финансовом рынке создаются решения в двух основных областях — RegTech и SupTech. Это ключевые направления развития технологий, которые утвердил Банк России.

Реализация включает не только разработку ИТ-продуктов, но и совершенствование правового регулирования финансовой сферы, развитие цифровой инфраструктуры, переход на электронный обмен данными, создание «песочницы» для тестирования новых способов взаимодействия. Для этого необходимо в первую очередь утвердить новые стандарты и нормативную базу, выстроить цифровую экосистему. Только затем можно будет заниматься разработкой специализированных цифровых продуктов, реализующих эти стандарты

В направлении RegTech развиваются технологии, оптимизирующие выполнение требований Банка России: мониторинг транзакций, консолидацию и анализ информации о них, а также подготовку отчетности. Эти инструменты упрощают регулирование финансовой сферы, обеспечивают кибербезопасность и контролируют уровень рисков.

SupTech включает технологии, которые повышают эффективность регулирования деятельности игроков финансового рынка и надзора за ними. Здесь основная задача — систематически собирать и анализировать данные, полученные от участников рынка, оптимизировать процессы взаимодействия организаций с Банком России, предотвращать мошеннические схемы и нарушения.

Оба направления предполагают работу с большими данными, внедрение новых инструментов анализа информации и предсказательных алгоритмов как на стороне регулятора, так и у поднадзорных организаций.

CNews: Как вы учитываете новые тенденции при работе с заказчиками из госсектора?

Андрей Гущин: Мы делаем ставку на создание высоконагруженных сервисов, позволяющих организациям получать информацию из внешних источников и анализировать ее. Наша компания уже реализовала решения, которые передают данные о рынке из торговых сервисов Bloomberg и Reuters и информационных сервисов «Интерфакса» во внутренние системы клиентов.

Наши решения позволяют заказчику непрерывно отслеживать потоки данных, делать сложный анализ и моделирование процессов, проводить стресс-тестирование и контролировать риски. Мы используем полноценную инфраструктуру для тестирования интеграционных инструментов. Мы проверяем не только функционирование решения самого по себе, но и его работу в системном окружении, а также качество потоков данных, проходящих через него.

CNews: Эксперты прогнозировали значительное увеличение государственных бюджетов на поддержку национального проекта «Цифровая экономика». Рынок уже почувствовал эти изменения?

Андрей Гущин: В современных государственных проектах увеличивается масштаб изменений и, как следствие, возрастает сложность технологической составляющей. Звучат требования о внедрении новых инструментов: облачных сервисов, систем для работы с большими данными, алгоритмов машинного обучения.

Программа «Цифровая экономика» стала закономерным ответом на эти вызовы. Она предполагает комплексную модернизацию отраслей и государственных институтов с помощью новых технологий. Для реализации этой инициативы государство выделило внушительный бюджет — триллион рублей. И это только на ближайшие три года.

В июле правительство подписало соглашения о намерениях с крупнейшими финансовыми и промышленными корпорациями: они возглавят создание дорожных карт реализации инициативы. Это означает, что сейчас программа находится на стадии разработки и говорить о реальных инвестициях преждевременно.

До конца 2019 года из числа крупнейших российских корпораций будут выбираться генеральные подрядчики, и на их площадках сформируют проектные офисы. В них стратегические планы пройдут декомпозицию и станут основой для конкретных проектов и закупок, которые будут выполнять ИТ-подрядчики под контролем курирующих корпораций. Начала реализации проектов следует ожидать не раньше 2020 года.

CNews: Каков уровень технологического развития государственных структур по сравнению с бизнес-сегментом? Какие модные технологии «прижились» в госсекторе?

Андрей Гущин: По уровню технологического развития государственные ведомства сейчас не уступают крупным российским корпорациям. Важными критериями оценки ИТ-оснащенности являются не только использование современных технологий, но и зрелость ИТ-департамента: наличие ИТ-стратегии и планов изменения информационного ландшафта, полнота описания автоматизируемых бизнес-процессов, развитые практики ведения ИТ-проектов. Не менее значимое условие — эффективное взаимодействие аналитиков в бизнес-подразделениях с представителями ИТ-блока при работе над функциональными требованиями.

Аспекты технологического развития государственных и коммерческих структур различаются. В бизнес-среде основной движущей силой являются рыночные метрики и инструменты: маркетинговые стратегии, time-to-market, рентабельность инвестиций. В государственном секторе характер и средства модернизации обусловлены стратегиями, которые определяют ИТ-ландшафт организации на несколько лет вперед, вокруг него выстраивается стабильная и защищенная информационная экосистема. Новые, не обкатанные на рынке технологии воспринимаются в госсекторе как факторы риска и поэтому приживаются значительно позже.

Госзаказчики успешно осваивают технологии непрерывной разработки и поставки функционала и активно внедряют облачные платформы. А вот блокчейн или машинное обучение широкого распространения в этом сегменте рынка пока не получили.

CNews: Импортозамещение продолжает оказывать влияние на отечественный сегмент ИТ-разработок?

Андрей Гущин: Дискуссии вокруг тренда импортозамещения не утихают. Правительство выдвигает соответствующие требования, государственные структуры и крупный бизнес присматриваются к возможностям отечественных поставщиков ИТ-решений, однако крупных сделок в этой сфере за прошедший год не состоялось.

Переход на отечественные программы и компоненты имеет две основных проблемы.

Первая заключается в том, что существенные изменения ИТ-ландшафта всегда требуют затрат на повторное внедрение систем и несут серьезные риски для организаций, в которых зарубежный софт поддерживает значительную часть процессов. Поэтому наиболее частым случаем импортозамещения остается замена небольших, часто устаревших западных систем и инструментов на более современные отечественные разработки.

Вторая проблема — отсутствие конкурентного предложения со стороны российских вендоров. Отечественным поставщикам сегодня сложно заработать на тренде импортозамещения: заказчики осторожно подходят к выбору поставщиков и продуктов на рынке. Отдельный случай — ОПК и силовые структуры. Там по соображениям национальной безопасности российские разработки занимают значительную долю ИТ-оснащения. На создание зрелых отечественных технологий требуются время и инвестиции. Если в развитие решений вкладывается сама компания-разработчик, ей неизбежно приходится стремиться к качеству и функциональности, сопоставимым по уровню с зарубежными ИТ-системами, обеспечивать продукту тираж, достаточный для возврата вложений.

Поскольку мы создаем ИТ-решения для интеграции потоков данных у госзаказчиков, наши системы обладают достаточной гибкостью в работе с продуктами разных поставщиков. Мы выбираем технологии исходя из потребностей и возможностей ИТ-ландшафта организации, а не требований к отдельному проекту, и используем как крупные вендорские платформы, так и новые open source инструменты.

CNews: Госструктуры обычно долго принимают решения и не готовы к резким переменам. Как учитывать особенности работы в этом сегменте и не отставать от постоянно меняющихся трендов рынка ИТ?

Андрей Гущин: Ни одна крупная организация не готова к резким изменениям: это справедливо как для частных корпораций, так и для госструктур. Масштабное внедрение инноваций затрагивает много бизнес-процессов и поэтому не может происходить быстро.

При этом ИТ-блок в госструктурах действительно тратит больше времени на принятие долгосрочных решений, подготовку и согласование изменений, корректировку ИТ-стратегии. При рассмотрении ИТ-проектов крупные заказчики в госструктурах ориентируются на регламенты и законы, которые требуют дополнительной экспертизы проводимых преобразований.

Ключ к успеху проектов модернизации в государственном секторе — зрелость ИТ-блока заказчика. Если ответственные за автоматизацию подразделения умеют обосновывать целесообразность проектов, грамотно организовывать взаимодействие с подрядчиками — работа будет выполнена успешно. Подрядчикам, в свою очередь, нужно быть проактивными, заботиться о взаимном развитии, например обмениваться с заказчиком опытом и ИТ-практиками.

На старте проекта мы актуализируем перечень работ, учитывая все изменения, возникшие в ходе внутренних согласований у заказчика. Проектирование системы мы начинаем с тщательного анализа автоматизируемой области: функциональных требований, текущего оснащения заказчика, рыночных трендов, требований и планируемых изменений нормативно-правовой базы. Мы анализируем действительную потребность в новых технологиях и не предлагаем заменить устаревшие инструменты на новые, если те успешно справляются с поставленными задачами.

Наши продукты учитывают возможность принятия новых законов и регламентов, позволяют быстро адаптировать функционал к меняющимся условиям. В ходе внедрения мы бережно модернизируем информационную экосистему, контролируем функционирование текущих ресурсов, комбинируем инновационные и проверенные временем инструменты и поддерживаем системы на полном жизненном цикле.

С заказчиками — ИТ-департаментами и руководителями — мы проводим консультационные сессии и интервью. Во время них мы не только проектируем технологическую составляющую изменений, но и разрабатываем систему метрик для оценки эффективности процессов, рабочей загрузки персонала клиента, целевое видение ИТ-ландшафта организации. При создании решений мы детализируем функциональные требования до уровня сценариев работы с системой. Так мы избавляем будущих пользователей от необходимости разбираться в технических особенностях.

CNews: Как будет развиваться ИТ-рынок в госсекторе в ближайшие годы?

Андрей Гущин: Основными направлениями развития станут проекты по цифровой трансформации госсектора: улучшение сервисов для граждан и налаживание бесшовного информационного взаимодействия между различными структурами. В ближайшем будущем государство получит возможность оперировать в реальном времени полной и актуальной информацией о гражданах, организациях и собственных ведомствах, чтобы предоставлять весь спектр услуг без лишних затрат.

Для ИТ-рынка это означает, что бюджеты, сложность и объем работ будут расти, дополнительно на это повлияют импортозамещение и санкции. Цифровые проекты в госсекторе будут масштабными и сжатыми по срокам. Это может привести к консолидации ИТ-рынка вокруг крупнейших игроков, способных управлять реализацией таких проектов. Небольшие ИТ-компании займут нишу разработки меньших по масштабу цифровых продуктов и систем.

Вместе с увеличением объема и срочности проектов возрастет и уровень требований государственных заказчиков к подрядчикам. Базовыми условиями останутся соблюдение закона о закупках и умение учитывать повышенные требования к кибербезопасности. Кроме того, от исполнителей будут требовать развитых технологических и проектных компетенций, широкого арсенала ИТ-инструментов и собственных разработок, а также эффективной организации производства и управления.

Самыми успешными станут те игроки, которые не только смогут предложить более эффективные услуги, но и будут способны вместе с заказчиком выстраивать стратегию развития систем.

Мы в своей работе будем ориентироваться на проекты, где стратегическим приоритетом станет курс на цифровую трансформацию, а критерием успешности — возможность развивать ИТ-решения при сохранении оптимальной стоимости владения ими.

Вернуться на главную страницу обзора