Спецпроекты

Информатизация банков: следующий год обещает быть грустным

Информатизация банков: следующий год обещает быть грустным

В условиях, когда российская экономика балансирует между стагнацией и рецессией, а украинский кризис создает все новые риски, банки переживают не лучшие времена. Рост активов и кредитного портфеля банковского сектора замедляется. С рынка уходят слабые игроки, в результате повышается концентрация рынка. В этих условиях спрос банков на новые технологии меняется: кредитные учреждения ищут недорогие решения, дающие быстрый эффект. Растущие лидеры всерьез берутся за оптимизацию.

В 2013 г. рост российского ИТ-рынка, наблюдавшийся на протяжении последних лет, остановился. Один из самых лакомых кусков рыночного «пирога» – сегмент банковской информатизации – стал меньше, говорят эксперты. При этом мнения участников рынка разделились. Одни бьют в колокол и ждут по итогам 2014 г. проседания до 30%. Другие не исключают рост до 20%. Эксперты соглашаются в одном – банки начали экономить.

По инерции

Режим экономии ощущается интеграторами особенно сильно в части новых проектов и модернизации оборудования. При этом крупных комплексных проектов меньше не стало, отмечают в ИТ-компаниях. «Рынок ощутимо сократил объем, но все же движется по инерции, а вот действительно грустным для интеграторов и разработчиков будет 2015 г.», – предрекает Максим Процко, заместитель руководителя объединенной банковской дирекции «Ланита».

По усредненным оценкам, в 2013 г. выручка интеграторов в этом секторе снизилась на 10–15%. Банки преимущественно сократили инвестиции в развитие. ИТ-бюджеты на поддержку в основном остались на прежнем уровне или выросли. В 2014 г. ожидается дальнейшее сокращение рынка банковских ИТ примерно на 20%.

Представители финансовых учреждений все меньше говорят о росте и ищут способы поддержания объема бизнеса на текущем уровне. «Зарабатывать стало сложнее, поэтому идет поиск дополнительных, скрытых ресурсов и путей для поддержания эффективности, во многом как раз за счет ИТ-решений», – рассказывает Роман Стятюгин, директор по развитию компании Cleverdata.

Быстрые проекты

В сложившейся ситуации банки скорее склонны тратить деньги на краткосрочные проекты, дающие быстрый эффект: ощутимый результат нужен в течение первого же года или даже быстрее. Этому есть целый ряд причин. С одной стороны, без уверенности в завтрашнем дне кредитные учреждения не могут финансировать большие проекты. Многие банки уже несколько лет подряд работают в режиме «кризисных бюджетов», рассказывает Илья Шулипин, директор управления департамента по работе с финансовыми учреждениями компании «Ай-Теко».

С другой стороны, начинать длительные внедрения в текущих экономических условиях невыгодно. «Ситуация в банковской индустрии настолько динамична, что долгосрочные проекты через некоторое время после запуска могут оказаться нецелесообразными», – считает Ольга Рубцова, заместитель генерального директора по работе с финансовым сектором «Техносерв Консалтинг».

Таким образом, масштабные проекты сегодня не в моде, число тендеров на комплексную автоматизацию заметно уменьшается. Многие проекты этого года носят локальный характер. «Понятно, сейчас не может быть речи о длительных, тяжелых внедрениях полнофункциональных «монолитных» систем – время диктует необходимость «точечного» решения актуальных задач, незамедлительной бизнес-отдачи. Именно этого требует рынок, и наши клиенты уже начали строить свои ИТ-системы в парадигме компонентности», – рассказывает Александр Глазков, председатель совета директоров компании «Диасофт».

Прекрасным примером «быстрого» проекта служит внедрение в ВТБ24 коллекторской системы, на которое у «Ай-Теко» ушло три месяца. Это рекордно короткий срок для ИТ-проектов в банках первой тридцатки.

Сильный фронт

Короткий горизонт окупаемости, который сегодня так востребован банками, чаще всего обеспечивают проекты в сфере клиентского обслуживания или в сфере работы с продуктовым портфелем. Именно ИТ-проекты, нацеленные на повышение качества клиентских сервисов, сегодня находятся в фокусе внимания банков.

Если до недавнего времени банки преимущественно занимались оптимизацией бэк-офисов, то сейчас на первый план вышло совершенствование фронт-офисных систем. Значительную долю в структуре затрат занимают оптимизация бизнес-процессов, внедрение и модернизация кредитного конвейера, колл-центра, систем ДБО и CRM.

Крупные банки, например ВТБ24 и «Альфа-банк», приступили к внедрению единой шины сервисов. Директор по развитию бизнеса INLINE Technologies Игорь Стуканов связывает востребованность проектов интеграции информационных систем с укрупнением отечественных банков и объединением финансовых структур вследствие покупки, слияния или санации.

Совершенствование фронт-офиса зачастую затрагивает расширение функциональности систем дистанционного обслуживания клиентов, позволяющих банкам увеличивать свой комиссионный доход. Заметным трендом становится появление в ДБО небанковских сервисов. По данным CNews Analytics, в 73% банков первой сотни в системе ДБО для юридических и физических лиц реализованы дополнительные, в том числе облачные, сервисы, такие как коммерческие платежи, электронный документооборот, доступ к государственным и муниципальным услугам.

Например, СКБ-банк в своей системе дистанционного обслуживания реализовал и сдачу отчетности, и финансовую аналитику, и систему электронного документооборота. «На наш взгляд, в России сформировался спрос на систему ДБО, которая позволяет тем же корпоративным клиентам выполнять все свои задачи хозяйственной деятельности, не прибегая к другим решениям», – говорит Виталий Патешман, директор по продажам компании BSS.

Кризисный аутсорсинг

В условиях кризиса тема аутсорсинга для сокращения издержек зазвучала с новой силой. Однако мнения разделись: одни эксперты считают, что передача части функций ИТ-поставщикам позволяет экономить, другие уверены, что делать все своими силами дешевле.

«Аутсорсинг поддержки ИТ-систем часто стоит дороже, чем сопровождение собственными силами. Однако нужно учитывать все сопутствующие факторы – снятие оборудования с баланса и перевод затрат из капитальных в операционные, более квалифицированное сопровождение ИТ с оговоренными SLA. Получается, что в кризисные периоды держать на аутсорсинге инфраструктуру и даже процессы выгоднее», – считает Дмитрий Яковлев, директор по работе с корпоративными заказчиками компании «Крок». С ним согласен Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ЦФТ. По его данным, доля аутсорсинговых проектов растет.

До лучших времен

Еще один банковский ИТ-тренд – смена парадигмы в отношении к инновациям. «До недавнего времени финансовые организации выбирали для решения тех или иных задач лучшие решения в своем классе. В итоге они получили сложное и дорогое сопровождение масштабного парка ИТ-систем», – говорит Ольга Рубцова. По наблюдениям участников рынка, банкиры перестали с ажиотажем начала 2000-х гоняться за самыми современными технологиями. Былой запал охладили растущие требования к эффективности.

Банки стали более пристально отслеживать отдачу от внедренных решений. «Они выжидают, и для многих игроков инновации оставлены до лучших времен. Большинство думают о том, как эффективнее работать с уже имеющейся клиентской базой, точнее и содержательнее с ней коммуницировать, делая новые предложения целенаправленно», – рассказывает Роман Стятюгин.

Новые тренды

Новомодные тенденции, такие как большие данные, облака и т.д., касаются преимущественно интеграторов, а не их клиентов из банков, считает Максим Процко. Действительно, главные ИТ-тренды этого года, объявленные вендорами, – мобильность, социальность, облака и большие данные – широко обсуждаются, идут первые внедрения, но этими красивыми словами пока нельзя описать ИТ-ландшафт подавляющего числа банков.

Отечественные кредитные учреждения продолжают изучать возможности социальных сетей. «Создается впечатление, что острота обсуждения спадает, сформировались определенные ниши и ожидания. Это «обогащение» скоринга и управления фродом, работа с негативом, продвижение», – говорит Илья Шулипин.

Перспективы персонализированного общения способны увлечь банки в анализ социальных сетей, как один из способов укрепить фронт. Вслед за ритейлерами банки хотят учитывать не только данные о предыдущих обращениях клиента, статистику его транзакций, но и такие факторы, как семейное положение, режим дня, хобби и привычки, рассказывает Мария Бар-Бирюкова, руководитель департамента CRM «Корус Консалтинг».

Большие данные помогают снижать издержки на маркетинг, считают в Cleverdata. Интеграторы отмечают растущий интерес к решениям класса marketing campaign management, приложениям для анализа поведения пользователей на онлайн-площадках банка, системам управления маркетинговыми коммуникациями в режиме реального времени.

Несмотря на кризис, технологичность банков и их клиентов растет. При банках появляются собственные инновационные лаборатории, развиваются мобильные приложения, растут объемы бесконтактных платежей – рынку есть, куда двигаться. Ведущие игроки банковской информатизации как со стороны финансовых учреждений, так и со стороны интеграторов, рассматривают текущую ситуацию как проверку на прочность и готовятся к лучшим временам, когда можно будет задействовать весь свой ИТ-потенциал для покорения новых высот.

Александра Кирьянова

Вернуться на главную страницу обзора