Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Компании авиаотрасли превращаются в цифровые фабрики

Компании авиаотрасли превращаются в цифровые фабрики

Авиастроение переходит на цифровые фабрики; аэропорты и авиаперевозчики пробуют «на зуб» системы бизнес-аналитики, а мобильные устройства становятся основными средствами информирования пассажиров.

По данным компании IATA (International Air Transport Association), в 2013 г. пассажирооборот авиакомпаний мира вырос на 5,2%, что превысило рост мощностей авиакомпаний, составивший всего 4,8%. Загруженность пассажирских рейсов увеличилась на 0,4% и составила 79,5%. Наиболее высокие темпы роста у Китая (на 11,7%) и России (на 9,6%). «Несмотря на сложную экономическую обстановку, мы наблюдаем здоровый рост спроса в 2013 г., – комментирует результаты исследования генеральный директор IATA Тони Тайлер. – Показатели позапрошлого года, и загрузка рейсов на 79,5% в 2013, несомненно, говорят о том, что авиакомпании продолжают наращивать эффективность бизнеса».

Следует отметить, что по данным информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА, в России 60% пассажирооборота обеспечивают 4 лидирующие авиакомпании: Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь. При этом количество коммерческих авиакомпаний продолжает сокращаться. К концу 2013 г. оно упало до 119 единиц. 90% пассажирооборота приходится на 14 основных авиаперевозчиков.

Число российских авиакомпаний, по итогам 2013 г.

aviakompanii_rf.png

Источник: Программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.»

По сведениям ГосНИИ ГА, действующий на настоящий момент коммерческий парк воздушных судов в РФ насчитывает 2805 единиц. Доля воздушных средств зарубежного производства в парке пассажирских самолетов достигла 67% (по разным оценкам она составляет от 70% до 80%).

Состав действующего коммерческого парка ВС

sostav_dejstv_komm_parka.png

Источник: Программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.»

Состав парка воздушных судов, его рост, а также рост пассажирооборота обуславливают привлекательность рынка ТОиР в России и СНГ. Согласно моделям прогнозирования, применяемым в консалтинговой компании ICF SH&E, к 2022 г. общие затраты на ТО вырастут до $5,1 млрд. При этом совокупные темпы годового роста составят 8.3%. По прогнозам экспертов, темпы роста рынка СНГ могут превысить мировые в два раза.

Основными проблемами рынка ТОиР называют дефицит кадров. Впрочем, это проблема общая для всей сферы авиации и машиностроения. По словам экспертов, немногие вузы выпускают ИТ-специалистов для авиации. Другой проблемой заключается в том, что большое количество авиаперевозчиков (по данным Минтранса России) находится в зоне финансового риска. О том же говорят данные ГосНИИ ГА.

Основные ИТ-тенденции авиапрома

Авиапром стремится стать безбумажным, переходит на автоматизированные системы разработки и управления, что, в свою очередь, требует централизации ИТ-инфраструктуры. Под этот тренд подпадают и системы ускоренного контроля в аэропортах (биометрические системы контроля доступа пассажиров, электронные билеты), и стремление к унификации форматов передачи данных и хранения документации в ТОиР, и создание цифровых фабрик в авиастроении.

Как отметил в интервью CNews Энрике Кафьеро, генеральный директор итальянской авиастроительной компании Piaggio Aero, наиболее критичными ИТ в авиапроме являются системы управления жизненным циклом изделия (PLM – от Product Lifecycle Management), управления документооборотом и бизнес-аналитики. Чем больше людей пользуется интернетом и мобильными устройствами во время путешествий, тем более перспективным становится рынок решений для бизнес-аналитики. Бронируя билеты через интернет, выбирая места и время полета, планируя маршруты и обращаясь за специальными услугами, пользователи оставляют за собой вполне четкий след и, тем самым, формируют огромную базу данных. Системы бизнес-аналитики в состоянии не только помочь специалистам авиакомпаний составить специальные предложения на базе собранных данных, но и предложить клиенту наилучшее предложение.

Кроме того, гражданская авиация в мире перестраивает приоритеты: на первый план выходит клиент и его удобство, с чем также помогут системы бизнес-аналитики. Мобильные устройства играют все более значимую роль как каналы связи информирования клиентов, поэтому многие аэропорты, авиаперевозчики и поставщики решений для авиа-бизнеса разрабатывают собственные мобильные приложения, предназначенные для решения ряда задач.

Среди них и российская группа «Астерос», поставщик ИТ-решений для авиации. Как рассказал CNews президент компании Андрей Черемных, «Астерос» работает над собственным мобильным приложением для предприятий отечественной авиации.

По словам эксперта, авиапредприятия во всем мире стремятся сделать время пребывания в аэропорту легким и приятным, помочь передвигаться по его территории и решать все связанные с авиаперелетом вопросы. «Для этого также создаются мобильные приложения, позволяющие без проблем ориентироваться в любом незнакомом аэропорте, совершать покупки, пользоваться услугами, бронировать места в аэроотелях, зонах отдыха и т.д.», – рассказал Андрей Черемных.

На пути к цифровому авиастроению

Как рассказал CNews Андрей Тимошкин, директор департамента информационных технологий Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), проблемы ИТ в авиастроении типичны для всей отрасли машиностроения и связаны, в первую очередь, с нехваткой кадров. Многие отечественные авиастроительные предприятия долгое время работали при ограниченном финансировании, это привело к утечке кадров и износу оборудования. Около 10 лет ИТ-системы авиапрома развивались силами самих предприятий и представляли собой лоскутное одеяло из ПО разных возрастов и степеней совместимости. Ранее такой подход себя оправдывал, но теперь этот период закончился. «Любая собственная разработка – это достаточно серьезный риск для бизнеса, связанный, прежде всего, с недостаточной документированностью программных продуктов, – комментирует эксперт. – По этой причине ИТ-приложения могут обслуживать только их разработчики, которые автоматически становятся критическим ресурсом».

Для решения этой проблемы ряд предприятий отечественного авиапрома внедряет PLM-решения (программное обеспечение для управления жизненным циклом изделия). Так, «Вертолеты России», «Объединенная двигательная корпорация», предприятия ОАК («Компания «Сухой» и «Корпорация «Иркут»), НПК «Уралвагонзавод», аэропортовый комплекс «Домодедово» и многие другие установили Siemens PLM Software.

Внедрение PLM-системы – весомый шаг на пути к созданию полноценной «цифровой фабрики» по производству изделия. При планировании, разработке проекта воздушного судна и его реализации используется метод 3D-моделирования. Тепловые и термодинамические расчеты, виртуальные испытания на прочность, аэродинамические вычисления – все это реализуется с помощью цифрового макета.

В процессе создания самолета задействовано несколько сотен специалистов разных профессий, работающих на предприятиях, часто расположенных в разных точках страны. Часть работает с фюзеляжем, другая проектирует двигатели, или систему управления судном, и т.д. PLM-система позволяет «собрать» специалистов вместе. Кроме того, все изменения, вносимые в проект, хранятся все в том же цифровом макете.

В результате компании-производители снижают себестоимости изделия, сокращают время производства и производственные риски, переходят на безбумажный формат хранения всей документации. Кроме того, снижаются финансовые риски, улучшается планирование: по словам представителей Siemens, использование их системы помогает заранее определить 70% финальной стоимости изделия еще на стадии разработки.

Умные очки «Аэрофлота»

Мобильные устройства могут служить авиаперевозчикам для самых разных целей: от сбора информации о предпочтениях клиентов до тренировки пилотов и оптимизации корпоративного сайта. Примером такого технического ноу-хау является разработка компании «Аэрофлот»: умные очки, распознающие, куда смотрит надевший их человек. По словам заместителя генерального директора по информационным технологиям «Аэрофлота» Кирилла Богданова, их внедрение в бизнес-процесс «сулит прямо-таки революционные преимущества».

Эксперт рассказал CNews, как можно эффективнее контролировать реакции пилотов во время их обучения на тренажере. В самолете определенного типа летчик должен, следуя четкому алгоритму, отслеживать показания определенных групп приборов. К примеру, с альтиметра в течение 20 секунд нужно перевести взгляд на вариометр, затем на авиагоризонт, датчики скоростей и датчики углов атаки. По словам Богданова, очки помогают инструкторам увидеть, как, когда, в какой последовательности, на какие приборы смотрит пилот и сколько времени этому уделяет. В результате, инструктор может в ряде случаев дать подсказки: «знаешь, сейчас боковой ветер, ты не на это смотри, а вот сюда. Именно этот прибор тебе более точно покажет, как управлять самолетом».

Что касается оптимизации корпоративного сайта, механизм довольно очевиден: Аэрофлот привлек добровольцев и попросил их «почитать» сайт. При этом очки отследили, какие участки наиболее заинтересовали участников эксперимента, а какие – остались в тени. После этого участников попросили найти на сайте ту или иную информацию. По результатам можно было оценить общую «читаемость» и удобство пользования сайтом. Впрочем, на рынке существует множество разных сервисов, позволяющих в той или иной степени добиться аналогичного эффекта.

Екатерина Кочеткова/CNews

Вернуться на главную страницу обзора