Последний опрос IATA показал, что в первую очередь пассажиров интересует возможность получать точную информацию вовремя – в этом заинтересовано 98% опрошенных.
Какой бы способ получения информации опрошенные не выбрали, очевидно, что пассажиры хотели бы получать ее не по запросу со своей стороны, а по инициативе авиакомпании. Грег Фордхем, управляющий директор в Airbiz, считает, что текстовые сообщения, говорящие пассажирам, когда пройти на посадку, скоро станут нормой. Конечно, авиакомпаниям еще нужно будет понять, какую информацию пассажиры хотят получать, И особенно, какую – не хотят.
Предпочтительные каналы оповещения об изменениях в рейсе
Источник: IATA, 2013
В случае продолжительных задержек пассажиры часто не знают, на каком самолете им предстоит лететь и где остановиться в ожидании рейса. Для решения этой проблемы авиаперевозчик Иберия снабдил iPad-ами сотрудников, работающих на территории терминала. В любой момент пассажиры могут попросить их загрузить интересующую информацию.
NFC, биометрия и Natural Language Processing
Роб Гирлинг, глава и один из основателей компании Artefact Group, выделил 3 технологии, совместное развитие которых приведет к многообещающим результатам на мобильных и носимых (wearable) устройствах. Гирлинг утверждает, что рынок сейчас предлагает огромное количество разных технологий, и один из главных вопросов, который стоит себе задать игрокам индустрии туризма – это в какие же именно инновационные технологии стоит инвестировать.
Основные тенденции развития инфраструктуры к 2016 г.
Источник: SITA, 2013
Первой из них Роб Гирлинг считает NFC, технологию, которая обеспечивает беспроводную высокочастотную связь малого радиуса действия. По словам эксперта, хотя об NFС говорят уже давно, индустрия туризма пока не готова к массовому внедрению подобных разработок. По прогнозам SITA, более 50% аэропортов планируют реализовать проекты, связанные с NFC в ближайшие несколько лет.
В аэропорту устройство с поддержкой NFC может быть использовано как идентификатор личности, для хранения и чтения посадочного талона, как средство оплаты в магазинах, кафе и зонах отдыха на территории аэропорта. Кроме того, такие устройства могут передавать дополнительные данные о пассажире системе аэропорта, чтобы обеспечить персонализированный подход. Последний опрос IATA показал, что 79% пассажиров по всему миру заинтересованы в предоставлении дополнительной информации, если это уменьшит время прохождения контроля в аэропорте. По мнению Роба Гирлинга, биометрия в сочетании с NFC способна создать безопасное мобильное hands free устройство, предназначенное для оплаты и самоидентификации, которое позволяет получить доступ к множеству сервисов и услуг.
Аэропорты и авиаперевозчики | Год внедрения | Страна внедрения | Тип сервиса |
---|---|---|---|
Авиаперевозчик Иберия | 2012 | Испания | Обеспечение сотрудников терминала iPad-ами для увеличения степени информированности пассажиров |
Аэропорты Мальпенса и Линате | 2013 | Италия | Мобильный сопровождающий по аэропорту и главным трассам Милана. Подключается к камерам наблюдения за дорогами |
Аэропорт Гонконга | 2007 | Китай | Виртуальный гольф для развлечения во время ожидания |
Авиалиния Jetstar | 2011 | Австралия | Система создания и распознавания посадочных талонов, отправленных в виде текстовых сообщений |
Аэропорт Чанги | 2010 | Сингапур | Система оценки качества обслуживания на touch-screen экранах |
Аэропорт Копенгаген | 2013 | Дания | Виртуальный 3D тур по аэропорту |
Аэропорт Гатвик | 2013 | Великобритания | Карта аэропорта доступна через сервисы Google |
Natural Language Processing, или обработка естественного языка, как раз и "вызовет все (ключевые) перемены, – утверждает Роб Гирлинг. – Когда дело доходит до бронирования проезда и отеля на период отпуска, вы часто проводите часы, отправляя сотни запросов на массе сайтов. Но что, если технология, похожая на Siri, могла бы сделать всю работу за вас? Технология, которая не просто правильно поймет комплексный запрос, заданный устройству, но и создаст сотни других запросов, просмотрит и сравнит расписания, цены, отзывы и оценки пользователей и сформулирует для вас несколько графиков".
От двери до двери
В последнее время авиалинии стремятся сопровождать пассажира от покупки билета до того момента, как он покидает аэропорт по прибытии на место назначения. Джорджио Медици, который отвечает за обслуживание клиентов в двух аэропортах Милана, Мальпенса и Линате, рассказал изданию Future Travel Experience, что уже сейчас происходит революция, меняющая каналы общения между пассажирами и аэропортами. "Как только пассажиры станут более уверены в мобильных технологиях, взаимодействие с аэропортами через мобильные приложения станет привычным каналом связи" – считает он.
Для обоих аэропортов было разработано приложение для iOS и Android. У него очень приличный базовый функционал: показ расписания полетов, инструмент планирования полетов, вывод push-оповещений, уведомляющих пассажиров об изменениях, связанных с их рейсом. С помощью приложения можно также расплатиться в кафе и оплатить парковку в аэропорте, доступ в ВИП-зону и WiFi в аэропорте.
Но наиболее впечатляющими остаются возможности приложения, призванные помочь пассажиру добраться до аэропорта: оно позволяет проложить оптимальный маршрут для публичного или частного транспорта от заданной точки до дверей Мальпенса или Линате, показывает расписание движения по железной дороге, метро или на автобусе в реальном времени, а также свежую информацию о пробках на дороге. Пассажиры даже могут увидеть движение на дорогах Милана своими глазами до того, как выйдут из дома, т.к. приложение получает информацию с веб-камер, установленных на магистралях города.
Фокус на пассажирах
Внедряя новые технологии, аэропорты стремятся ускорить путешествие пассажиров до дверей самолета, и изменить опыт взаимодействия пассажиров. В Международном Аэропорте Гонконга установлена виртуальная система для игры в гольф, призванная скрасить для пассажиров ожидание рейса.
Jetstar, австралийская бюджетная авиакомпания, рассмотрела общий тренд по использованию мобильных телефонов для прохождения контроля в другом ключе. Поскольку только 35% австралийцев владеет смартфонами, пользователям мобильных телефонов компания отсылает посадочный талон по SMS. Владельцы телефонов, не способных отображать QR коды, могут воспользоваться специальными считывающими устройствами, установленными в аэропорту.
Аэропорт Чанги в Сингапуре считается одним из самых технологичных аэропортов мира. На FTE Asia Conference and Exhibition вице президент аэропорта по ИТ Ю Кхи Льонг рассказал о том, что "hardware" помогает сотрудникам аэропорта реализовать концепцию "heartware", или же обеспечение клиентов аэропорта сердечным и компетентным обслуживанием именно в том месте и в то время, когда оно необходимо. В аэропорте установлена система мгновенной обратной связи, с помощью которой пассажиры могут оповестить сотрудников аэропорта о возникших проблемах. Touchscreen экраны показывают систему оценки, в которой баллы выставляются смайлами. С ее помощью можно сообщить сотрудникам аэропорта, что туалету требуется уборка, рассказать о неисправностях, и т.д.
Стефан Раст, основатель и генеральный директор компании Exicon, в своем выступлении на FTE Asia 2013 рассказал о Коппенгагенском аэропорте, пионере тренда внедрения технологий дополненной реальности. У аэропорта есть виртуальный тур по всем территориям, предназначенным для пассажиров. Иммерсивная 3D-карта, позволяющая пассажирам осмотреться на все 360 градусов и найти дорогу до интересующей точки еще из дома на стационарном ПК или же по пути в аэропорт с мобильного устройства. Приложение также позволяет отмечать интересные места (такие, как магазины, рестораны, информационные доски и т.д.) и визуально информирует пассажиров, в каком направлении и через сколько метров находится то или иное из них.
Пассажиры, вылетающие из аэропорта Гатвик, также могут отправиться в виртуальный тур по терминалам благодаря Google Streetview и Google Indoor Maps. Для реализации проекта было снято и соединено более 2 тыс. фотографий. Сервис позволяет пассажирам исследовать зоны контроля и залы отправки и прибытия, магазины и кафе удаленно. Сервис доступен для браузеров, а также мобильных устройств на iOS и Android.