Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Как заместить импорт в ИТ: мнения разделились

Профильный комитет Госдумы намерен инициировать подготовку ряда федеральных законов, направленных на реализацию политики импортозамещения в стратегических информационных системах. Но прежде экспертам предстоит определить понятие «отечественного производителя», которого предполагается поддерживать такими законами.

Импортозамещение — как ответ внешним вызовам

В Госдуме состоялось расширенное заседание Комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при парламентском комитете по науке и наукоемким технологиям на тему «Импортозамещение технологий в стратегических информационных системах (СИС). Законодательные аспекты».

Ключевыми фигурами комиссии, насчитывающей 12 человек, можно считать первого заместителя председателя комитета ГД по науке и наукоемким технологиям, коммуниста Дмитрия Новикова и президента группы компаний Cognitive Technologies, руководитель НАИРИТ Ольгу Ускову.

Их совокупное мнение по обсуждаемому вопросу выглядит следующим образом. Отсутствие до недавнего времени ощутимой промышленной политики в ИТ привело к фактической монополизации этой сферы ведущими западными разработчиками (по разным данным, доля используемого в России зарубежного ПО составляет 67%, а аппаратной части — 90%).

В комиссии уверены, что в связи с этим возник целый ряд негативных факторов. Во-первых, речь идет о высокой уязвимости СИС, установленных на отечественных предприятиях, по отношению к внешнему воздействию. Во-вторых, тесное взаимодействие отечественных ИТ-компаний с иностранными вендорами привело к значительному оттоку финансовых средств из России за рубеж.


Дмитрий Новиков: «Вопрос импортозамещения технологий в стратегических информационных системах представляется исключительно важным, и его важность возрастает в условиях осложнения международной обстановки»

По данным, которыми оперирует комиссия, ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейших иностранных компаний (Microsoft, SAP, Oracle, Hewlett-Packard, IBM, Cisco) в России достигает порядка i285 млрд, что составляет более 40% общего объема российского рынка ИТ (по данным Минэкономразвития, в 2013 году он достиг i762,3 млрд). Более i85 млрд из этой суммы приходится на расходы государственных организаций, что, как считают в комиссии, составляет прямые потери федерального бюджета.

Ежегодный объем выручки крупнейших иностранных компаний отрасли ИКТ в РФ


Источник: ИСА РАН, НАИРИТ, ИСЭМ

Широкое проникновение на российский рынок крупных западных ИТ-компаний, по мнению представителей комиссии, привело к серьезному росту коррупции в среде чиновников и топ-менеджеров, отвечающих за формирование государственного и корпоративного заказов. Причем инициаторами «теневых» схем зачастую выступали иностранные бизнесмены. Такое положение дел существенно влияет на эффективность внедрений, а также приводит к финансовым потерям рынка, которые в комиссии оценивают в 30-40% от суммы сделки.

В текущих условиях ключевым фактором повышения устойчивости страны к внешнему воздействию и защиты ее безопасности призвана стать именно программа импортозамещения, основой которой должно стать обеспечение преференций отечественным разработчикам, уверены члены комиссии.

Как отмечает ответственный секретарь комиссии Андрей Черногоров, работа в данном направлении осложнена тем фактом, что в описываемой области отсутствует субъект государственной поддержки. Понятие отечественного разработчика в сфере ИТ законодательно не определено.

Критерии «отечественности»

В Минкомсвязи данная тема обсуждалась 8 апреля 2014 г. на заседании Экспертного совета по развитию ИТ-отрасли. Замминистра Марк Шмулевич, покинувший недавно свой пост, обещал тогда провести соответствующую работу и дать определение в диалоге с экспертным сообществом.

Как сейчас сообщили CNews в Минкомсвязи, работа в данном направлении продолжается, но еще не завершена.

В самой комиссии предлагают считать ИТ-разработчика отечественной компанией, если доля иностранного капитала в ней не превышает 25% минус 1 акция, а также если более 75% ее продаж проходит в России, она является налоговым и юридическим резидентом РФ, и доля иностранных граждан в составе ее персонала не превышает 25%.

При этом ИТ-продукт предлагается считать российским, если он не содержит компонентов, которые требуют лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ.

Какая CRM подойдет вашей компании? Тест
Цифровизация

Часть российских ИТ-ассоциаций на данный момент выработали внутри себя во многом схожие определения, хотя и с некоторыми численными различиями. Президент «Руссофт» Валентин Макаров склоняется к тому, что отечественными производителями ПО могут быть признаны российские юрлица, в которых не менее 51% инструментов корпоративного контроля прямо или косвенно принадлежат Российской Федерации, ее субъектам, гражданам или госпредприятиям. Также ими можно считать физических лиц, являющихся гражданами и налоговыми резидентами РФ.

При этом в «Руссофте» дополнительно оперируют термином «отечественное ПО», которым предлагается считать программные продукты, исключительные права на которые принадлежат российскому производителю, а также продукты, произведенные отечественными компаниями по заказу государства, если исключительные права на них принадлежат заказчику.

Этими же критериями на данный момент пользуются в Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», чью позицию в рамках заседания отразила исполнительный директор данной организации Евгения Василенко.

А вот исполнительный директор ассоциации АПКИТ Николай Комлев, обсуждая в начале апреля данную тему в рамках российского СПО-саммита, был склонен подходить к ней в принципе в ином ключе. В его понимании, государству следовало бы озаботиться не столько поддержкой российского производства, сколько содействием производству (и разработке) в России. Если софт пишется у нас в стране, здесь же создаются рабочие места, и здесь же платятся налоги, то юридические вопросы территориальной принадлежности для развития отрасли становятся вторичными.

BPM-проект года создан на платформе Digital Q.BPM от «Диасофт»
цифровизация

Позиции профильных ведомств

Советник министра связи и массовых коммуникаций Игорь Милашевский считает обсуждение темы импортозамещения в рамках специальной комиссии знаковым. По его словам, министерство эту тему рассматривает как важнейший аспект в деле повышения безопасности средств ИКТ и их использования. В усилиях регулятора вопрос импортозамещения отражается прежде всего в рамках стимулирования деятельности российских разработчиков и производителей средств связи и информационного оборудования двойного назначения.

Чиновник напоминает, что также эти вопросы нашли отражение в стратегии развития ИТ-отрасли и в плане соответствующих мероприятий. Они, в частности, предусматривают разработку Минкомсвязью и Минпромторгом программы импортазамещения продукции ИКТ в оборонно-промышленном комплексе и других специализированных областях.

Милашевский считает, что в России уже есть хороший задел в законодательстве. Так, закон о контрактной системе позволяет устанавливать и ограничения для иностранных поставщиков, и преференции для российских. Важно продолжать совершенствование в данной сфере, говорит он.

Выражая свое личное экспертное мнение, Милашевский отметил, что сейчас разговоры о технологической безопасности ведутся в терминологии ПО и аппаратных средств, в то время как разумнее говорить об ИТ-решениях, потому что отделить софт от железа сейчас сложно.

На эту же тему высказался и участвовавший в заседании заместитель начальника Центра ФСБ Николай Мурашов. В его понимании, создание отечественного ПО проблему информационной и национальной безопасности не решает. Нужна также и отечественная элементная база, которой у нас нет по причине отсутствия тонкого химического производства кристаллов для процессоров.

В отношении обсуждаемой терминологии Мурашов отметил факт существенного разброса мнений и посоветовал разобраться с вопросом в ходе широкой общественной дискуссии.

Проект рекомендаций

Накануне прошедшего заседания комиссией был подготовлен проект рекомендаций Госдуме, Правительству и Открытому правительству. После завершения мероприятия (а оно носило расширенный характер — с привлечением сторонних экспертов), его участникам было предложен направлять свои предложения в оргкомитет комиссии до 10 июля.

В ожидании формирования итогового документа, который планируется также направить Президенту России, в комиссии ведется работа по выработке секции законодательных поправок (к закону о госзакупках и пр.). И также несколько менее структурированная деятельность протекает по части вынесения на рассмотрение депутатов определения российского разработчика и продукта. На данный момент единого нормативного акта, куда это определение могло бы быть внесено, не существует, поэтому сроки завершения данной работы в комиссии определить не готовы даже приблизительно.

Денис Воейков