Разделы

Веб-сервисы Искусственный интеллект axenix

Россияне не боятся искусственного интеллекта и используют его чаще, чем им кажется

Россияне не боятся искусственного интеллекта и используют его чаще, чем им кажется. Исследование, включавшее девять фокус-групп в Москве, Новосибирске, Ярославле и Владивостоке, было направлено на выявление спонтанных ассоциаций, ожиданий, опасений и опыта использования ИИ среди различных категорий пользователей. Об этом CNews сообщили представители Aquarelle Research.

Спонтанные ассоциации с понятием ИИ

Чаще всего участники исследования связывают ИИ с реальными технологиями и продуктами, с которыми сталкиваются в повседневной жизни (голосовые помощники, чат-боты), феноменами массовой культуры и эмоциональным отношением.

ИИ ассоциируется с огромным культурным пластом, от Теста Тьюринга до киберпанка, и вызывает при этом очень противоречивые эмоции: с одной стороны, это упрощение жизни, инновации и оперативность, с другой – инфоцыганство и угроза безопасности.

Отношение к ИИ можно представить в формате дихотомии: для кого-то это всего лишь «очередной этап развития программ», для кого-то – персонализированный помощник-энциклопедия, а для некоторых – живое, одухотворенное, «магия под железными мозгами».

Источники получения информации про ИИ

И пользователи, и не-пользователи узнают новую информацию преимущественно из соцсетей и блогов, новостных подборок – либо периодически читают тематические подписки, либо открывают то, что рекомендуют алгоритмы.

Зачастую не ищут информацию специально – она «находит тебя сама», об ИИ говорят много, часто и практически везде.

Сферы применения искусственного интеллекта

Респонденты считают, что постоянно сталкиваются с ИИ. Для них очевидно, что он используется в голосовых помощниках, генерирует картинки и обрабатывает фото, представлен в чат-ботах самыми разными организациями (банками, сотовыми операторами).

Многие респонденты активно увлечены устройствами умного дома: колонки, робот-пылесос, лампочки, смарт-часы однозначно воспринимаются как ИИ.

Переводчики позволяют преодолеть языковой барьер, многие вспоминают автономный транспорт, а жители Москвы часто упоминают системы оплаты в общественном транспорте и роботов-курьеров.

Реже вспоминается, но тем не менее не вызывает сомнений использование ИИ в промышленном производстве, медицине, компьютерных играх, светофорах и камерах на дорогах.

При этом примечательно, что поисковики, карты и рекомендательные системы (например, кино или музыка) с ИИ пока что не ассоциируются. Для респондентов это технологии, существующие очень давно – еще до массового распространения ИИ, а значит, на него они не опираются.

Использование ИИ

Для личного использования респонденты чаще всего пользуются устройствами умного дома и голосовыми помощниками, а также ищут, потребляют и генерируют контент: активно пользуются нейропоиском, переводчиками текста и видео, создают картинки, тексты и музыку.

Артем Лопацкий, «Спикател»: Заказчик понял, что закупленных несколько лет назад «костылей» уже недостаточно
Телеком

Многие используют ИИ и для работы, руководствуясь двумя ключевыми преимуществами: во-первых, он позволяет сэкономить время на поиск и обработку информации (респонденты используют его для редактирования текстов, создания презентаций), во-вторых, он позволяет автоматизировать рутину, связанную с базовой аналитикой и подсчетами, и выступить в качестве ассистента-помощника (напоминания в календаре, структурирование дня).

Отношение к ИИ

В повседневном использовании ИИ видят множество преимуществ. Помимо упомянутых выше возможностей в глазах респондентов ИИ также способен к безошибочной обработке больших массивов данных, открывает новые горизонты для путешествий – нивелирует языковой барьер, а также большинство верят, что ИИ может использоваться для заботы о человеке (например, поставить будильник, напомнить о приеме лекарств, поиграть с ребенком). Отмечают, что ИИ способен помочь в экстренных случаях, как вызов скорой помощи, полиции и пожарной.

При этом интересно, что зачастую идеи о возможности заботы применимы не к себе как пользователю, а к людям, которые не могут о себе позаботиться самостоятельно – в больницах или для помощи пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.

У многих есть опасения, связанные с потерей рабочих мест, но при этом остается и надежда, что с исчезновением старых профессий появятся новые – человечество уже переживало несколько волн прогресса, переживет и эту.

Гузелия Мошнина, Cloud.ru: Чтобы ИИ заработал, нужны качественные данные
Цифровизация

Несмотря на опасения по поводу возможностей, которые ИИ открывает преступникам (дипфейки, мошеннические схемы), люди верят, что любую технологию можно использовать как во благо, так и для преступных целей. При этом этичность применения ИИ всегда остается на совести применяющего его человека.

Примечательно, что ошибки ИИ воспринимаются респондентами как повод для дальнейшей работы над обучением, а не для отказа от инструмента – это отмечали даже те, кто относится к ИИ с опасением.

Регулирование ИИ

В вопросах регулирования ИИ единого мнения нет, но большинство опрашиваемых считают, что нужна маркировка в сферах, затрагивающих авторское право (тексты, музыка, научные работы), во избежание приватизации и неэтичного использования чужого материала. Также маркировку хотелось бы видеть в творчестве – невозможность отличить изображение, сгенерированное ИИ, от человеческого труда вызывает у некоторых чувство обмана.

Восприятие брендов, использующие ИИ

Респонденты однозначно положительно относятся к компаниям, использующим ИИ в работе – они воспринимаются как более развитые и продвинутые, к ним больше доверия: если у компании есть деньги на развитие таких технологий, значит, дела идут хорошо.

Ключевыми брендами, ассоциирующимися с ИИ на данный момент, стали «Яндекс», Сбербанк, а также «Авито», ВК, мобильные операторы, банки и «Госуслуги» (благодаря виртуальным ассистентам).



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153