Разделы

Телеком B2B

Мобильный интернет в России: игра по правилам бизнеса

Тренд мобилизации бизнеса затронул не только клиентские сервисы, но и корпоративную структуру управления. Компании совершенно разного масштаба деятельности активно "обрастают" мобильными приложениями, портальными решениями. Удобство их использования диктует необходимость обеспечения корпоративного мобильного ШПД, на что и делают ставку телекоммуникационные операторы.

Аналитики прогнозируют, что к 2016 г. доход от передачи данных в России достигнет $20,6 млрд, показывая ежегодный рост в среднем на 5,7%. Основным драйвером в секторах и фиксированной, и мобильной связи является именно широкополосный интернет-доступ (ШПД). И спрос со стороны бизнеса играет тут не последнюю роль.

Основным драйвером рынка передачи данных в целом стал мобильный ШПД. Например, суммарный объем дата-трафика, переданного компанией "ВымпелКом", за первый квартал 2012 г. вырос на 117% по сравнению с 1 кварталом 2011 г. При этом, по данным оператора, наибольшая доля пришлась на мобильный интернет, доступ к которому происходил через USB-модемы. Рост трафика пользователей мобильного интернета с телефона за тот же период составил 289%, а количество интернет-пользователей с беспроводных устройств увеличилось на 21%.

Структура рынка телекоммуникационных услуг России

Источник: J’son & Partners Consulting, 2011

Рынок показывает очень хорошую динамику, даже несмотря на то, что пользователи не всегда довольны качеством сигнала, и операторы еще только осваивают значительные территории страны и наращивают сети. По оценкам Pyramid Research, доля выручки от передачи данных в общем объеме дохода телекоммуникационных операторов вырастет с нынешних 25% до 35% к 2016 г. При этом сектор мобильной передачи данных будет ежегодно расти на 13,5% до 336,6 млрд руб. в 2016 г.

Корпоративное отражение

Операторы констатируют уверенный рост количества смартфонов, используемых корпоративными заказчиками. По данным "ВымпелКома", в российском B2B-сегменте количество "умных телефонов" за 2012 г. выросло на 29%. Катализаторами увеличения спроса на услуги передачи данных стали специализированные сервисы. Например, в 3 квартале 2012 г. спрос на услугу "Центр управления М2М" вырос в 5,4 раза по сравнению с 3 кварталом прошлого года, а выручка от услуг мобильного VPN выросла в 2,5 раза за тот же период.

Эксперты полагают, что важную роль в развитии направления фиксированного ШПД в «ВымпелКоме» сыграл запуск новых пакетных предложений, включающих доступ в интернет и ориентированных на сегмент СМБ. И действительно, J'son & Partners отмечают, что в России сегодня наблюдается тренд к переходу от количественного роста числа абонентов к качественному развитию сервисов, а операторы стремятся сохранить ARPU на прежнем уровне. Одни увеличивают скорости, другие вводят новые услуги.

Однако рынок, согласно прогнозам, будет продолжать расти и в количественном выражении, поскольку абоненты часто используют услуги 2-х или более провайдеров, например, устанавливая в смартфон корпоративную и личную сим-карты. Некоторые же компании, например BGTrade, используют сим-карты сразу нескольких поставщиков связи, тестируя качество услуг каждого из операторов "большой тройки" ежедневно.

Большие перспективы бизнеса

J’son & Partners Consulting констатировали существенный рост доходов операторов сотовой связи от передачи данных во всех секторах. По итогам 2011 г. доходы от мобильного доступа в интернет в сегменте B2B составили 8 млрд руб., что на 39% больше, чем в предыдущем году.

Динамика доходов от мобильного интернета, 2010-2013гг.

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012

Такой рост во многом вызван увеличением продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК, а также ростом продаж 3G-USB модемов. Однако его стимулирует и изменение в модели потребления услуг со смартфонов. Корпоративные абоненты все больше привыкают к тому, что с телефона можно не только звонить. Важную роль играют улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернета, характерных для B2B.

Впрочем, некоторым аналитикам кажется, что рынок мобильной передачи данных достиг того этапа, когда рост потребления уже не компенсирует сезонную динамику, а 2 кварталу всегда присущ некоторый спад. Такое впечатление, что сектор застыл на грани насыщения. Во 2 квартале 2012 г. выручка мобильных операторов по направлению VAS впервые за 2 года показала отрицательную поквартальную динамику. По данным AC&M-Consulting, в 1 квартале 2012 г. операторы заработали $754,8 млн., а во 2-ом – $753,7 млн. В рублевом выражении выручка от передачи данных выросла, но рост оказался самым незначительным за последние 2 года.

Замглавы Минпромторга Василий Шпак в интервью CNews: Таких темпов роста нашей электронной отрасли не было никогда
импортонезависимость

Тем не менее, сектор корпоративных клиентов остается лакомым кусочком для операторов. По мнению Евгении Григорьевой, руководителя департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "ВымпелКом", выручка от мобильного интернета В2В продолжает показывать положительную динамику. Рост доходов от услуг мобильного интернета в бизнес-сегменте, без учета международного роуминга, в 3 квартале 2012 г. составил около 20% по сравнению со 2 кварталом.

С этим согласны и в пресс-службе "Ростелекома". По словам представителя компании, мобильная передача данных – один из основных драйверов роста бизнеса оператора. Появление новых и развитие текущих сервисов B2B на базе мобильной передачи данных будет положительно влиять на динамику роста выручки.

LTE – для имиджа или бизнеса?

Главным событием для направления мобильного ШПД, безусловно, является запуск LTE. С появлением сетей 4G у мобильных интернет-провайдеров появилась возможность дифференцировать тарифы на ШПД, предоставляя клиенту нужный уровень сервиса за соответствующую плату. Однако, консультант AC&M-Consulting Михаил Алексеев полагает: "LTE – не технология, а путь эволюции мобильной связи. Ее уникальность в том, что пакеты данных могут одновременно передаваться по нескольким частотным каналам. Так что у LTE нет своего бизнес-кейса, так же как нет его у 3G".

Согласно данным отчета Analyson Mason, у операторов существуют 3 бизнес-модели внедрения LTE: повсеместное развитие LTE, ставка на hot-зоны с ограничением по покрытию и LTE для маркетинга – для общего развития бренда оператора.

Бизнес-модели распространения LTE

Наиболее вероятно, что в престижных районах Москвы и других городов-миллионников будет обеспечено сплошное покрытие LTE, для чего придется решить задачу по созданию единой или нескольких сетей, работающих в различных диапазонах. Политика "Ростелекома" пока остается тайной за 7 печатями. "Скартел" должен получить самые лакомые части спектра. LTE-бизнес-кейс компании, в конечном счете, зависит от того, чем закончится дележка рынка.

Источник: Analyson Mason, 2012

Первые коммерческие сети LTE, которые обеспечивают наилучшие на сегодняшний день характеристики передачи данных в мобильных сетях, как известно, появились в России только летом 2012 г. Инноватором стала именно компания "Скартел" (работающая под брендом Yota). Физически в Москве существует пока только одна LTE-сеть – от "Скартела", которой, однако, пользуются абоненты "МегаФона" и "Ростелекома", так как последние предоставляют на ней услуги в качестве виртуального оператора. Безусловное преимущество "МегаФона" в данном контексте состоит в том, что у него есть собственные GSM- и 3G-сети. Соответственно, его абоненты обслуживаются сразу в нескольких сетях, а тарификация работы с LTE-устройствами "МегаФона" зависит от того, в какой сети в настоящий момент находится пользователь.

"ВымпелКом" будет запускать LTE в первую очередь в тех регионах, где возможен высокий спрос на сервисы высокоскоростной передачи данных, обеспечиваемые технологией. При этом нельзя снимать со счетов два фактора: низкое проникновение LTE-девайсов сейчас и в краткосрочной перспективе, а также ограничения по загруженности частотного спектра.

План оператора по запуску LTE в регионах на 2013 г. учитывает оба этих обстоятельства и нюансы процесса лицензирования. Как пояснили в компании, сеть активно готовится к запуску LTE, но наибольший потенциал развития руководство все же видит за технологиями 3G/HSPA/HSPA+, на которые до конца 2012 г. было переведено 40% сети "Билайн". В отличие от рынка LTE, который в ближайшее время останется рынком USB-модемов, у технологии HSPA+ есть больший потенциал на рынке Medium Screen, который растет сейчас самыми высокими темпами. Чей бизнес-кейс окажется наиболее выгодным для сегмента СМБ – покажет время.

Андрей Шуклин