Разделы

Бизнес Цифровизация

Юрий Генов, эксперт в области цифрового маркетинга: Использование ИИ в маркетинге позволяет понять потребности и предпочтения клиентов

Коллаборация любой области человеческой деятельности с ИИ — это всегда эффективное сопряжение профессионализма и возможностей анализа больших данных. Например, успешная карьера маркетолога в доцифровую эпоху не способна конкурировать сегодня с реальностью новых технологий. Маркетолог Юрий Юрьевич Генов в 2016 основал собственную маркетинговую компанию и одним из первых в России внедрил ИИ и нейронные сети в область маркетинга и продаж. Компании из его портфолио не только достигли значительного роста с нуля, но и заняли лидирующие позиции на российском и международном рынке, став признанными игроками в своих отраслях.

CNews: Что стало для вас в вашей карьере триггером успеха маркетинг или искусственный интеллект?

Юрий Генов: В моей карьере первоначальным триггером успеха стал маркетинг, где я активно применял свои знания и навыки на практике. Маркетинг как искусство продвижения товаров и услуг играет ключевую роль в бизнесе, опираясь на законы рынка и психологию потребителей. Впоследствии, интеграция маркетинга с искусственным интеллектом значительно усилила его эффективность, повысила точность прогнозов и оптимизировала взаимодействие с клиентами. Я был одним из первых в своей сфере, кто осознал потенциал этого синтеза. Искусственный интеллект и нейронные сети открыли возможности для анализа больших данных, прогнозирования поведения потребителей и автоматизации рутинных задач. В своих инновационных разработках я показываю, как с помощью этих технологий можно достичь существенного преимущества над конкурентами.

CNews: Как можно охарактеризовать маркетинг в доцифровую эпоху и после? Когда работать было удобнее, раньше или сейчас?

Юрий Генов: В современном маркетинге, по сравнению с доцифровой эпохой, произошли значительные изменения. Ранее маркетинг полагался на традиционные каналы, такие как печатная реклама, радио и телевидение, а также на прямое взаимодействие с клиентами. Сегодня, благодаря цифровой аналитике, маркетологи могут оценивать эффективность своих кампаний в реальном времени и корректировать стратегии на лету. Цифровые инструменты позволяют более точно настраивать таргетирование и улучшать взаимодействие с потребителями. Сфера деятельности сосредоточена на онлайн-продвижении, социальных медиа, цифровой аналитике и автоматизации процессов.

Юрий Генов: Цифровые инструменты позволяют более точно настраивать таргетирование и улучшать взаимодействие с потребителями

Однако, с появлением ИИ в маркетинге возникают новые вызовы: увеличивается конкуренция, рынок становится более изменчивым, а маркетологам необходимо постоянно обновлять свои навыки. К тому же, из-за огромного объема информации и продуктов на рынке становится сложнее выделить свой продукт или услугу. Несмотря на эти сложности, современные инновации и технологии значительно расширили возможности для успеха в маркетинге.

CNews: Поделитесь одним из своих успешных проектов, которые вы внедрили и реализовали с помощью маркетинговых технологий с использованием ИИ?

Юрий Генов: Один из таких проектов — моя собственная уникальная разработка интеллектуальной системы для персонализированного маркетинга с использованием искусственного интеллекта. Ее использовал в крупной розничной сети продуктовых магазинов, что привело к увеличению продаж на 35%. Система позволяет без участия человека анализировать поведение покупателей и предлагать им наиболее востребованные товары и услуги. Ключевым элементом этой системы стал мессенджер-маркетинг с возможностью реализации персонализированных рассылок клиентам. Клиенты получали сообщения с уникальными предложениями, составленными с учетом их интересов и предпочтений, также к предложениям подключалась реферальная программа «Пригласи друга и получи за это подарок». Покупатель бесплатно получал определенный набор продуктов из этой сети при условии, если по его реферальному коду его друг приобретал карту лояльности сети. Став новым покупателем сети, он, в свою очередь, также мог воспользоваться этой опцией.

Привлечение клиентов по принципу «Приведи друга и получи за это подарок» стимулирует клиентов делиться информацией о магазине с друзьями и увеличивает число новых покупателей. Этот метод позволил снизить стоимость привлечения новых клиентов и продемонстрировать рост клиентской базы в пять раз от начальных показателей за очень короткое время.

CNews: Можете более подробно рассказать, как эта ритейловая компания с помощью вашего участия вышла на новый уровень развития?

Юрий Генов: Моя работа в компании была направлена на интеграцию современных маркетинговых технологий для повышения эффективности бизнеса. Среди ключевых инициатив — разработка систем персонализированного маркетинга с применением ИИ, что помогло улучшить целевую направленность рекламных кампаний и значительно повысить конверсию, а также создание интеллектуальной CRM-системы, которая позволила компании более эффективно управлять клиентской базой и анализировать поведенческие паттерны. Особое внимание было уделено мессенджер-маркетингу, где мои стратегии позволили эффективно взаимодействовать с аудиторией в популярных платформах.

В период пандемии COVID-19 мы сумели оперативно адаптироваться к новым вызовам, внедрив сервис доставки продуктов питания, что помогло поддержать непрерывность бизнеса и обеспечить доступность товаров для клиентов. Это стало возможным благодаря гибкой маркетинговой стратегии и использованию цифровых каналов для оперативного информирования покупателей.

Кроме того, внедренная мной CRM-система с ИИ способствовала укреплению связи с клиентами и получению качественной обратной связи. Благодаря этому поступало очень много запросов на товары по более низкой стоимости без переплат за бренд. Такая обратная связь стала важным шагом для открытия собственного производства продуктов питания, что позволило компании контролировать качество товаров и расширить ассортимент предлагаемой продукции.

В результате моей работы компания в короткий срок открыла около 500 магазинов по всей стране, запустила собственное производство, зарегистрировала 22 торговые марки и не только удержать позиции на рынке в сложный период, но и вышла на новый уровень развития, укрепив свой статус ведущего ритейлера в сфере продуктов питания в России.

CNews: Вы помните своего первого крупного заказчика? Расскажите об этом, пожалуйста.

Юрий Генов: Я и моя команда успешно реализовали более 20 проектов для ведущих международных и российских компаний. В 2016 году я основал свое маркетинговое агентство, а уже в 2018 году мне и моей команде было предложено реализовать проект для технопарка в сфере высоких технологий «IT-парк». Технопарк в столице Татарстана имеет статус регионального оператора Фонда «Сколково» и является полноправным членом Международной ассоциации научных и технических парков (IASP). Это современная платформа для запуска стартап-проектов и IT-компаний на всех стадиях: от идеи до конечного продукта. В рамках развития и усовершенствования проекта я занимался внедрением массовых рассылок SMS-сообщений и личных сообщений в популярных менеджерах и социальных сетях, которые работают в связке с инновационными чат-ботами на базе ИИ. В результате, часть моих разработок легла в основу системы оповещения граждан о погодных катаклизмах и чрезвычайных ситуациях, а еще часть — помогла компаниям-партнерам «ВКонтакте» реализовать проекты по массовым рассылкам сообщений в данной сети. Работа над этим проектом подтвердила важность моей профессии в области цифрового маркетинга.

CNews: Чем отличается маркетинг и ИИ в зарубежных странах и в России, исходя из вашего опыта?

Юрий Генов: По оценкам многих российских и зарубежных экспертов в первую пятерку стран с большим объемом рынка маркетинга входят: США, Китай, Великобритания, Япония, Германия. Как видим, большая часть маркетингового рынка приходится на условные Запад (США и Европа) и Азию (Китай, Япония). России нет в числе лидеров, однако, объем рынка маркетинга в нашей стране также растет, методики и рекламные технологии совершенствуются, а специалисты перенимают опыт международных профессионалов.

По моему мнению, российские покупатели перед покупкой, в первую очередь, сравнивают цены, западные и американские — выясняют свои выгоды, так как для них важна эмоциональная составляющая продукта.

Мало кто в российском маркетинге использует стратегический подход в своей деятельности. Однако, я в своей работе как раз использую такой подход. Он позволяет в маркетинговой сфере быть более гибким и проактивным.

Набор основных инструментов маркетинга в России почти такой же, что и в США, например: контекстная реклама, социальные сети и таргетированная реклама, SEO, форумы, блоги, внешние партнерские и платные размещения, PR. Основное отличие российского маркетинга от маркетинга США заключается в тактике продвижения: какие каналы и инструменты используют маркетологи и как они их используют.

CNews: Когда родилась идея создания собственного маркетингового агентства? И как удалось добиться успехов?

Юрий Генов: Идея основания маркетингового агентства зародилась в 2016 году, тогда я уже обладал значительным опытом в области маркетинговых технологий и управления проектами. А растущий спрос на маркетинговые услуги, особенно на решения, интегрированные с искусственным интеллектом и нейронными сетями, подтолкнул меня к созданию собственной компании.

В основе моей работы лежит тщательный системный анализ рынка, исследование конкурентов и непрерывное взаимодействие с клиентами. Эти принципы позволяют мне выявлять уникальные конкурентные преимущества для наших партнеров. В частности, успешное применение email-маркетинга и чат-ботов значительно повысило качество обслуживания клиентов наших партнеров, сократило время ожидания ответов и увеличило конверсию в продажи.

Мой подход к внедрению искусственного интеллекта в маркетинговые стратегии позволяет автоматизировать множество запросов и адаптировать предложения к индивидуальным потребностям клиентов, что способствует росту бизнеса наших клиентов и повышению их узнаваемости на рынке.

CNews: Что дает бизнесу правильное применение ИИ в процессах?

Юрий Генов: Анализ больших объемов данных выявляет скрытые проблемы, помогает автоматизировать процессы и в итоге экономить время и ресурсы компании.

Использование ИИ в маркетинге позволяет понять потребности и предпочтения клиентов, создавая персонализированные рекламные кампании.

Например, за время своей карьеры я разработал и успешно внедрил интеллектуальные системы для персонализированного маркетинга, что способствовало значительному росту бизнеса и клиентуры. Речь идет о комплексной платформе, которая автоматизирует создание, запуск и анализ маркетинговых кампаний с помощью ИИ в различных каналах, включая электронную почту, мессенджеры, социальные сети и контекстную рекламу. Также разработанная и внедренная мной уникальная стратегия коммуникаций через мессенджеры, привела к значительному росту продаж моих партнеров, позволила увеличить конверсию.

Кроме того, ИИ может использоваться для прогнозирования трендов на рынке, оптимизации цен и управления запросами, что помогает более эффективно планировать маркетинговые стратегии и увеличивать конкурентоспособность компании. В итоге, правильное применение ИИ в процессах маркетинга способствует увеличению доходов и повышению эффективности бизнеса.

CNews: «В настоящее время поисковая выдача начинается с искусственного интеллекта, и эксперт способен оптимизировать сайты под эту выдачу» — что здесь имеется ввиду? И как вы осуществляете оптимизацию?

Юрий Генов: Вопрос о различиях между маркетингом и ИИ в России и зарубежом крайне актуален. На мой взгляд, основное отличие заключается в степени внедрения и интеграции технологий искусственного интеллекта в маркетинговые стратегии. Зарубежные страны, особенно США и страны Европы, уже достигли значительного прогресса в этой области. Там ИИ активно используется для анализа поведения потребителей, персонализации рекламных сообщений и оптимизации маркетинговых кампаний. В России же, несмотря на наличие талантливых специалистов и инновационных разработок, широкое применение ИИ в маркетинге еще находится на начальном этапе развития. Однако ситуация быстро меняется, и российские компании все чаще обращаются к интеллектуальным системам для повышения эффективности своих маркетинговых стратегий. Важным фактором является также развитие законодательной базы и инфраструктуры для безопасного и эффективного использования данных и ИИ в бизнесе. В целом, я вижу большие перспективы для роста и развития ИИ в маркетинге как в России, так и за рубежом.

Виктория Гладковская