Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Внедрению облаков мешает переизбыток решений

Внедрению облаков мешает переизбыток решений

Розничный бизнес активнее других секторов экономики переходит в облака, но миграции препятствует наличие на рынке большого «зоопарка» решений при малом количестве внедрений. В этой ситуации лучше не торопиться, а тщательно изучить рынок или подождать, когда облачные продукты «созреют» для внедрений.

Розничная торговля является одной из наиболее прогрессивных отраслей в области использования облачных технологий. Причина этого явления кроется в совокупности нескольких факторов. Во-первых, это один из немногих в России рынков с высокой конкуренцией, поэтому владельцы магазинов вынуждены считать каждый рубль. Услуги внешних облачных провайдеров позволяют оптимизировать затраты на ИТ, хотя это не всегда приводит к сокращению ИТ-бюджета. Все зависит от качества услуги, которая закреплена в договоре SLA – чем выше уровень отказоустойчивости, тем выше стоимость. Кроме того, иногда при использовании внешнего провайдера растет потребление услуг, что также ведет к росту расходов даже при более низкой цене.

Во-вторых, торговый бизнес носит сезонный характер, а это означает, что инфраструктура должна строиться под пиковые нагрузки, а в остальное время будет простаивать, что ведет к неоправданным издержкам. «Многие рознич­ные сети имеют в декабре оборот, рав­ный 50% от годовых продаж, и созда­ли ИТ-инфраструктуру, которая может выдержать декабрьские нагрузки. Это означает, что большую часть года эта инфраструктура загружена менее, чем на 30%. Возможность только один раз наладить процессы и ИТ-системы делает себестоимость вычислений в облаках значительно меньшей, чем создание аналогичных мощностей на предпри­ятии. Отказ от собственных серверов в офисе значительно улучшает экономи­ку большинства компаний», – объясняет Леонид Аникин, руководитель направления облачной инфраструктуры департамента облачных технологий Softline.

В-третьих, на розничном рынке представлено огромное количество небольших компаний сегмента SMB, которые охотнее других обращаются к облачных сервисам. В таких фирмах нет средств на построение собственной ИТ-инфраструктуры, поэтому внешние провайдеры представляют собой единственно возможный вариант потребления ИТ-услуг. В случае крупного бизнеса, все не так однозначно. «Если стоит выбор между развертыванием в облаке или on-premises, варианты максимально взвешиваются – подсчитывается стоимость владения, всевозможные риски, и только в совокупности критериев принимается решение», – говорит Андрей Мелузов, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга компании «Корус Консалтинг».

Ведущие розничные сети уже вложили существенные средства в строительство ИТ-инфраструктуры, поэтому для них предпочтительной является гибридная модель, когда в дополнение к собственным мощностям закупаются ресурсы внешнего провайдера, а потом на их основе создается единая облачная среда. Андрей Мелузов приводит пример такого проекта в 2013 г. : «Мы реализовывали для клиента построение гибридной инфраструктуры на базе IaaS-сервиса, производили “сращивание” локальной инфраструктуры с облачной – у заказчика был свой ЦОД, который использовался для бизнес-критичных процессов, второстепенные задачи мигрировали в облако. Даже в случае, если решение развернуто в ЦОДе, в случае возникновения неполадок всегда есть возможность мигрировать в облака, которые в данном случае могут служить некой резервной площадкой».

Психология ритейлеров меняется

Несмотря на то, что интерес к облакам в ритейле выше, чем в других отраслях, здесь также приходится преодолевать консерватизм пользователей. Системные интеграторы по-разному оценивает сложившуюся на рынке ситуацию.

«Как известно, существуют стадии принятия аудиторией новых технологий. Я считаю, что в прошлом году мы наблюдали некий переломный момент на рынке, когда стадия недоверия сменялась лояльным, более позитивным восприятием, – рассказывает Андрей Мелузов. – Эту тенденцию несложно объяснить – появились компании-первопроходцы, которые свои примером внедрения тех или иных облачных технологий доказали бизнес-преимущества и довольно высокий уровень безопасности подобных решений. Вслед за этими компаниями потянулись и более консервативные пользователи. Есть все основания прогнозировать, что в этом году тенденция продолжится, и консерватизма в отношении облачных сервисов будет все меньше и меньше, интерес к таким решениям будет расти дальше».

Противоположной точки зрения придерживается заместитель директора центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет» Андрей Шапошников. По его словам, принципиальных перемен в отношении ритейлеров к облакам в 2013 г. не произошло. Правильнее говорить о постепенном развитии рынка. «2013 год не был каким-то революционным. Продолжается планомерное развитие тех технологий, которые возникли ранее. Растет интерес к мобильным приложениям, но кардинально ничего не меняется», – констатирует Мария Бартенева, директора по консалтингу компании «Телеком-Защита».

«Клиенты стали более информированными, понимающими преимущества облачных сервисов. Уже накоплена определенная практика использования таких сервисов от российских и зарубежных разработчиков, сами сервисы, исходя из практики рынка, непрерывно совершенствуются. Рост рынка, в среднем, составляет на 20-30% в год», – подводит итог Ирина Гришанова, директор по развитию массовых сервисов и продуктов компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»).

В облака уходят CRM и счета-фактуры

Спросом со стороны ритейлеров пользуется как аренда виртуальной инфраструктуры (IaaS, виртуальные машины, выделенные виртуальный ЦОД), так и аренда готовых сервисов. Проще всего вывести в облака второстепенные функции – такие как корпоративная почта, мессенджер, офисный пакет. Реже компании готовы отдать на аутсорсинг ключевые бизнес-системы. В сердце информационной среды розницы находятся решения CRM, в которых аккумулируются данные о клиентах. По данным Gartner, этот сегмент бизнес ПО является лидером по миграции в облако – в мире на решения класса SaaS приходится 40% всех систем CRM.

На российском рынке уже представлены облачные аналоги систем взаимоотношения с клиентами от ведущих мировых производителей (Microsoft, Oracle, SAP), а также большое количество локальных разработок. «Если ещё год назад на рынке было представлено всего несколько сервисов отечественного производства, то сегодня предложение уже достаточно широкое, включая, например, CRM Online от Microsoft. Помимо этого, облачные CRM-системы стали более зрелыми, появилась интеграция с системами безопасности и ERP-системами», – говорит генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко.

Тем не менее, уровень проникновения CRM из облака в России остается ниже, чем на Западе. «Наши клиенты – крупные игроки рынка ритейла – используют собственные CRM-системы. Причин тому можно назвать много. Но к числу основных можно отнести недостаточную адаптируемость облачных решений под потребности конкретного бизнеса. А также общее нежелание переносить в облако важнейший актив торговой компании – информацию о своих клиентах», – рассказывает Андрей Шапошников.

Вендор Модель поставки Цена за лицензию Порядок лицензир ов анпя Стоимость проекта в 10 и 15 лицензий (для облака - год)
amoCRM SaaS (облако) 1 польз./2500 контактов/50 откр. сделок - 350 р./мес. 3 польз./2500 контактов/100 откр. сделок - 600 р./мес. 10 польз./25000 контактов/неогр. откр. сделок - 1500 р./мес. Неограничено польз. - 3000р./мес. Лицензия привязывается к одному пользователю 10 лицензий - 18 000 р./год 15 лицензий - 36 000 р./год
ВРМ Online SaaS (облако) Пользовательская лицензия 250 ?= 11 380 р. пользователь / ежегодный платеж Конкурентная лицензия 375 ?= 17 070 р. пользователь / ежегодный платеж Лицензия привязывается к одному пользователю 10 лицензий - 113 800 р./год 15 лицензий - 1"0 "00 р./год
Клиентская База SaaS (облако) До 3 польз./ 3 Гб /3% натр, на сервер -750р./30 дней До 10 польз./ 5 Гб/ 6% натр, на сервер - 2100р./30 дней До 25 польз./10 Гб/10% натр, на сервер - 3300р./30 дней неогр. польз./25 Гб/35% натр, на сервер -4900р./30 дней Лицензия привязывается к одному пользователю 10 лицензий - 21 000 р./год 15 лицензий -49 500 р./год
Клиент Коммуникатор Desktop (классика) Продажи Light 5 000/7 500 р. (пл/кл) Продажи Prof 10 000/15 000 р.(пл/кл) Управление Базовая Light — 6 500/9 750 р.(пл/кл) Управление Базовая Prof— 11 000/16 500 р.(пл/кл) Управление Торговля Light — 8 000/12 000 р.(пл/кл) Управление Торговля Prof— 14 500/21 750 р.(пл/кл) Цены незначительно уменьшаются от 10+ мест(пл/кл) Персональная лицензия (пл), конкурентная лицензия (кл) 10 лицензий - 110 000 р. /165 000 р. 15 лицензий — 162 500 р. / 243 "50р. * для расчета взята версия Управление Базовая Prof
Terrasoft CRM Desktop (классика) ПЛ: 1 —4 лицензии — 349 ? (15 893 р.) 5 — 9 лицензии — 329 ? (14 982 р.) 10 — 24 лицензии — 314 ? (14 299 р.) Далее — уменьшение, от кол-ва мест К Л: 50+ лицензий — 419 ? (19 081 р.) Персональная лицензия (пл), конкурентная лицензия (кл) только от 50 мест 10 лицензий — 152 781 р. 15 лицензий - 224 2"6 р.
RegioiiS oft CRM Desktop (классика) Standart - от 5 500 р. до 3 700 р. Professional - от 9 500 р. до 6 650 р. Enterprise - от 12 100 р. до 8 500 р. Конкурентная лицензия 10 лицензий - 94 050 р. 15 лицензий - 136 050 р. *для расчета взята версия Professional с Remote Access
FreshOffice CRM Desktop (классика) 1 польз. - 12 800 р. До 5 польз. -7 500 р. До 10 польз. - 7 000 р. Свыше 11 польз. - 6 500 р. Конкурентная лицензия 10 лицензий - 112 800 р. 15 лицензий - 145 300 р.

Источник: Habrahabr.ru, 2014


Еще один важный пласт информации, которую обрабатывают системы ритейлеров, – это сведения о взаимоотношениях с подрядчиками. С точки зрения облаков это совсем свежий рынок, возможность работы на котором появилась около года назад. «Недавнее изменение законодательства – в мае 2013 г. был официально разрешен обмен электронными счетами-фактурами через доверенного оператора – открыло для ритейлеров новые возможности, а для поставщиков облачных сервисов – новый потенциал рынка сервисов, связанных с электронным юридически значимым документооборотом», – рассказывает Ирина Гришанова.

Насколько облачные продукты созрели для внедрения?

При выборе облачного продукта возникают сложности. Поскольку рынок находится в стадии формирования, на нем представлено множество продуктов, не все из которых могут похвастаться высоким качеством. При этом практика использования мала, поэтому приходится вкладывать значительные средства, чтобы изучить рынок и выбрать подходящее решение. «Рынок всех облачных сервисов сейчас находится в стадии формирования, а этот этап неизбежно связан с появлением “сырых” продуктов, эффективность и востребованность которых не всегда можно просчитать заранее», – говорит Ирина Гришанова.

При наличии большого количества различных предложений (например, по функционалу CRM) компаниям действительно сложно выбрать оптимальный вариант, утверждает Мария Бартенева: «Необходимо изучить функциональность, отделить “маркетинговые” лозунги от “реальности”, оценить устойчивость компании-поставщика решения. Это требует времени, знаний и трудозатрат со стороны потенциального клиента». Если сравнить с «классическим» рынком ИТ-решений, то там, как правило, есть определенные лидеры в каждой области (3-4 компании), и в случае, если бюджет позволяет, можно выбрать любое из решений-лидеров и ожидать успешного внедрения, подводит итог эксперт.

Павел Лебедев/СNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора