Спецпроекты

На страницу обзора
ИТ в здравоохранении 2015: главная роль отдана регионам

По итогам 2014 г. объем финансирования ИТ-проектов в сфере здравоохранения превысил i6,5 млрд. В 2015 г. он был снижен, однако заказчики не собираются полностью отказываться от запланированных ранее работ, а лишь более внимательно оценивают их эффективность. Рынок ИТ в здравоохранении по-прежнему остается одним из самых непростых, консервативных, но одновременно и перспективных. 

Согласно данным, полученным изданием Vademecum на основании опроса около 100 представителей государственных органов здравоохранения, крупнейших игроков этого рынка и анализа информации, размещенной на портале государственных закупок, по итогам 2014 г. объем финансирования ИТ-проектов в этой сфере превысил i6,5 млрд.

ИТ-затраты федерального уровня издание Vademecum оценивает в i745 млн, i315 млн из которых получила корпорация «Ростех», по i200 млн досталось НИИ «Восход» и «Ростелекому». «Ростех» отвечает за развитие интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК) и федеральной электронной регистратуры (ФЭР). НИИ «Восход» и «Ростелеком» обеспечивают работу основного и резервного ЦОДов. Как сообщила изданию Елена Бойко, руководитель департамента информационных технологий и связи Минздрава, в системе интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК) уже находится 21,6 млн электронных медицинских карт. До конца 2015 г. их число увеличится до 38 млн. Сама ИЭМК занимает 20% мощностей ЦОДа, а на 80% будут размещены другие федеральные компоненты ЕГИСЗ.

Российские регионы израсходовали на информатизацию здравоохранения в общей сложности около i5,8 млрд. Одновременно 19 субъектов федерации в 2014 г. не потратили на ИТ в здравоохранении ни копейки, переложив обязанность финансировать ИТ-проекты на сами медицинские учреждения.

Регион Затраты на ИТ в здравоохранении, iмлн
Москва 3 500
Московская область 272
Новосибирская область 200
Брянская область 180
Санкт-Петербург 113
Красноярский край 107
Челябинская область 90
Белгородская область 81
Камчатский край 75
Сахалинская область 64

Источник: Vademecum, 2015

Отдельной статьей в 2014 г. финансировались мероприятия по информатизации здравоохранения в Крыму. Из федерального бюджета на развитие ИТ в медучреждениях Севастополя было выделено i30,3 млн, еще 1,6 млн на это потратил сам город. Работы по созданию регионального сегмента ЕГИСЗ в Крыму, на которые в соответствии с ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 г.» планировалось направить i149 млн, были перенесены на 2015 г.

В наступившем 2015 г. ИТ-бюджет здравоохранения, как и других отраслей, был секвестрирован, однако оценить масштабы секвестра пока сложно. «Всем, кто работает в сегменте b2g, известно о сокращении бюджетов в 2015 г., в том числе и на информатизацию здравоохранения, – говорит Елена Штыкова, директор бизнес-центра «Медицина» компании «Барс Груп». – На b2b-рынке кризис тоже сказывается: клиники, которые планировали в 2015 г. расходы на информатизацию, их сократили или заморозили, ожидая уменьшения доходов вследствие снижения платежеспособности граждан».

По оценкам Алексея Карпинского, заместителя генерального директора компании iCore, бюджеты коммерческого сектора здравоохранения сократились до 50% в рублях. «Многие функции заказчики пытаются выполнить собственными силами. Большинство планов развития замораживаются, – уточняет он. – Данный тренд не касается только верхнего люксового сегмента, таких клиник как «Мать и Дитя» и EMC, так как их клиенты пока наименее восприимчивы к кризису и не готовы жертвовать своим здоровьем ради мнимой экономии». Что касается государственных медучреждений, то их ИТ-бюджеты пока сократились не столь явно и скорее всего будут исполнены. Однако Александр Гусев, заместитель директора по развитию «К-Мис», отмечает появление рисков задержек или сокращения финансирования по уже заключенным контрактам на техническую поддержку и развитие имеющихся проектов информатизации медицины.

Основные итоги 2014

Согласно планам Минздрава, 2014 г. должен был принести здравоохранению развитие уже имеющихся и появление новых ИТ-сервисов. Однако, этим планам не суждено было сбыться. На федеральном уровне новых решений не появилось – «Ростех», «Ростелеком» и НИИ «Восход» посвятили прошедший год поддержке уже созданных решений.

Не удалось добиться и существенного сдвига на пути интеграции федеральных и региональных сервисов. Тестовые работы по интеграции с ИЭМК и ФЭР провели 90% регионов, однако работают с ними только 20%. По состоянию на апрель 2015 г. к ИЭМК было подключено 4 459 из более чем 20 000 организаций здравоохранения. Среди лидеров по числу подключений Москва (380 ЛПУ), Краснодарский край (307 ЛПУ), Алтайский край (209 ЛПУ), Пермский край (178 ЛПУ), Нижегородская область (168 ЛПУ). Наиболее активно использует ИЭМК Республика Алтай – регион передает в федеральный ресурс 26% от запланированного объема данных. За ней следуют Калининградская область с показателем 24%, Тамбовская область (17%), Республика Адыгея (9%), Ульяновская область (5%).

Регион Доля передаваемых данных в общем объеме, %
Республика Алтай 26
Калининградская область 24
Тамбовская область 17
Республика Адыгея 9
Ульяновская область 5

Источник: Минздрав, 2015

Рабочие места медиков обеспечены необходимым оборудованием на 56%, почти во всех медицинских организациях, которые участвовали в программе модернизации здравоохранения, ведется электронное расписание работы врачей, во всех регионах заработал сервис удаленной записи на прием. Электронная медицинская карта доступна 15% пациентов. В Москве, Тюмени и Омске стартовали пилотные проекты по внедрению электронного рецепта, к выдаче электронного больничного переходят учреждения Москвы, Астраханской и Белгородской областей.

Несмотря на то, что функционал внедряемых решений позволяет формировать всевозможные статистические отчеты, значительная часть из них по-прежнему создается вручную и сдается в бумажном виде. ЛПУ фактически «утопают» в кипах бумаг, которые они обязаны сдавать в Пенсионный фонд, налоговую службу, Минфин, Росстат, страховые фонды и другие структуры при том, что существенная часть содержащейся в них информации дублируется. Также в бумажном виде ведутся и медицинские карты пациентов, выписываются назначения и рецепты.

Работы по интеграции с МИС оборудования носят единичный характер. Не до конца решены вопросы, связанные с защитой информации о состоянии здоровья пациентов и порядком обеспечения доступа к ней. В медицинских учреждения практически отсутствуют системы поддержки принятия решений как для врачей, так и для руководителей здравоохранения.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения по типам систем
Количество внедрений за период Количество реализованных рабочих мест за период
2014 МИС Электронная регистратура
1 800 321
2 185 80
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2014
Количество внедрений за период Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), iмлн
2014 Прогноз роста 2015, % 2013
1 800 35
2 185 10
Подробнее