Путин поручил сделать из ГЛОНАСС коммерческий проект

Телеком Бизнес Интеграция Инфраструктура Навигация ИТ в госсекторе Законодательство
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
Эксплуатацией и коммерциализацией системы «ЭРА-ГЛОНАСС» по поручению Владимира Путина займется вновь созданная госкомпания.

Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений по развитию государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Система, предназначенная для оповещения спасателей об автомобильных авариях, создавалась в 2010-2013 гг. Из федерального бюджета на нее было израсходовано около i3,9 млрд (см. подробнее).

Полноценный запуск «ЭРА-ГЛОНАСС» должен состояться в 2015 г. С этого года все транспортные средства в странах Таможенного союза, которые впервые проходят процедуру одобрения типа, должны будут оснащаться бортовыми устройствами с поддержкой «ЭРА-ГЛОНАСС».

С 1 января 2016 г. это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 г. – на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.

Новый игрок

Правительству Владимир Путин поручил разработать и утвердить дорожную карту по созданию открытого акционерного общества «ГЛОНАСС» со 100-процентным государственным участием, предусмотрев разработку стратегии развития этой компании, говорится в сообщении на сайте Кремля.

Компания «ГЛОНАСС» будет выполнять функции оператора «ЭРА-ГЛОНАСС» - получать, обрабатывать, хранить и передавать в оперативные службы информацию об автомобильных авариях, а также развивать инфраструктуру этой системы.

Инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет использоваться в интересах государственных и иных информационных систем, осуществляющих сбор и обработку навигационной информации, поступающей от транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, следует из поручений Путина.

Правительство должно будет разработать организационно-функциональную модель деятельности ОАО «ГЛОНАСС», финансовую модель обеспечения компании, «включая оценку финансовых затрат (как бюджетных, так и внебюджетных), необходимых для реализации проекта, а также входящие денежные потоки от реализации возможных коммерческих услуг на базе созданной инфраструктуры».

Навигационные услуги «ГЛОНАСС» будет предоставлять как государственным, так и коммерческим заказчикам. Для развития дополнительных сервисов и привлечения инвестиций госкомпания сможет создавать совместные предприятия, говорится в поручении.

Помимо разработки стратегии ОАО «ГЛОНАСС» Владимир Путин поручил Правительству подготовить и внести в Думу изменения в 395 федеральный закон «О системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

В законе должна быть предусмотрена возможность использования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в коммерческих целях, определение ОАО «ГЛОНАСС» оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС», передача имущественного комплекса системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в уставный капитал ОАО «ГЛОНАСС».

Кроме того, обновленный закон должен накладывать ограничения на отчуждение имущества ОАО «ГЛОНАСС» в части программно-технических средств, участвующих в передаче и обработке информации для осуществления государственных функций.

Как превратить ГЛОНАСС в коммерческий проект

Создателем системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС», в числе учредителей которого – сотовые операторы «большой тройки», «Ростелеком», «Яндекс» и другие компании.

Создание ОАО "ГЛОНАСС" "позволит реализовать высокий коммерческий потенциал созданной высокотехнологичной инфраструктуры, привлечь инвестиции в ее развитие, снизить нагрузку на федеральный бюджет", - заявили CNews в НП.

Само партнерство после учреждения ОАО "ГЛОНАСС" планирует участвовать в создании дочерних предприятий для развития дополнительных сервисов на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» и привлечения инвестиций.

Президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко ранее рассказывал CNews о перспективах коммерциализации навигационной системы.

Нажмите, чтобы увеличить

Источник: CNews, 2013

Дополнительные сервисы на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» могут оказываться в интересах разных категорий потребителей, говорил Гурко: «Например, государство может использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» для обеспечения работы создаваемой сейчас системы возмещения ущерба от большегрузных автомобилей. Именно они наносят максимальный ущерб дорогам, и работа системы призвана создать справедливую основу для расчета величины конкретной компенсации этого ущерба – собранные средства поступят в дорожные фонды».

«Это новый большой российский проект, который сейчас только начинается, – добавлял президент НП «ГЛОНАСС». – Сроки сжатые – начало функционирования на всех федеральных трассах уже в 2015 г. Учитывая это, с целью экономии средств на инвестиции, эксплуатацию и бортовое оборудование для приема и передачи информации о движении большегрузов, целесообразно использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС». Это система уже фактически создана и действует на всех дорогах страны. Кроме того, использование схемы MVNO обеспечивает максимальное покрытие, т.е. повышается надежность передачи данных».

Сегодня, по словам Гурко, все аналогичные системы в мире строятся с использованием спутниковой навигации. Причем системы, которые сейчас внедрены и внедряются в Евросоюзе, согласно рекомендациям, могут быть распространены и на все платные трассы, и на все автомобили. Таким образом, создаются технологические возможности взимания транспортного налога по справедливому принципу – «плати в зависимости от того, где, сколько и когда ты ездишь».

Готовая инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС», как считает Гурко, может использоваться регионами и муниципалитетами в режиме 365/24 для контроля выполнения лицензионных соглашений пассажирскими перевозчиками, работы регионального и муниципального транспорта, транспорта ЖКХ, а также повышения эффективности работы машин скорой помощи, обеспечения безопасности работы школьных автобусов, решения других транспортных задач.

Вторая и самая массовая аудитория пользователей дополнительных сервисов – это автовладельцы. Например, желающие воспользоваться услугами страховой телематики по принципу «плати как ездишь».

«Если человек использует автомобиль только по выходным, то справедливый страховой тариф по ОСАГО для него должен быть ниже, – рассуждал президент НП «ГЛОНАСС». – Наша система может собирать и удостоверять эту информацию для страховой компании. Или в случае согласия собственника автомобиля система может отслеживать и передавать в страховую компанию информацию о стиле вождения, времени и месте поездок. В обмен на это собственник автомобиля может рассчитывать на индивидуальный страховой тариф КАСКО – по мировой статистике, скидка может достигать 40–50%».

«Мы исходим из того, что автопроизводители не будут устанавливать на автомобиле несколько связных модемов и несколько навигационных приемников: для экстренных вызовов, для страховой телематики, для платных дорог, для транспортного налога. Это дорого, повышает стоимость автомобиля, а на рынке жесткая конкуренция», – говорил Гурко.

Проще и дешевле использовать универсальное оборудование с поддержкой тех функций, которые необходимы данному транспортному средству по техническим регламентам (eCall, «ЭРА-ГЛОНАСС»), плюс тех, что выбраны собственником (страхование, охранно-поисковые и информационные сервисы). Т.е. в оборудовании должен быть обязательный набор требований, связанный с «ЭРА-ГЛОНАСС», и должен быть набор опций, который сам автопроизводитель или покупатель может выбрать.

«Формируется новый рынок – информационных услуг, связанных с эксплуатацией автомобиля. Каждый автомобиль становится connected: поддерживает выход в интернет, управление голосом, – рассуждал Гурко. – В основе каждого такого устройства лежит в том числе блок, который обязан быть на борту с точки зрения технического регулирования в каждой стране. В случае России это блок «ЭРА-ГЛОНАСС».

Таким образом, государственная политика по созданию подобных крупных систем безопасности и стимулированию роста вокруг них экосистемы востребованных потребителями услуг позволяет ускорить и развитие технологий автомобильной телематики в целом, утверждали в НП «ГЛОНАСС».

«Это новый рынок и для сотовых операторов, – добавлял Гурко. – Ведь, по сути, каждый автомобиль становится абонентом. Это новый рынок для сервис-провайдеров – можно оказывать дополнительные сервисы помощи на дорогах, охранно-поисковые услуги. У контент-провайдеров появляется возможность размещать рекламу исходя из положения автомобиля – «за поворотом магазин, на следующем перекрестке ресторан» и т.д. Меняется облик автомобиля, а вместе с ним и облик сервисов на основе авто. Для развития этих сервисов в России мы считаем правильным использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС».

Спорный вопрос

Желание НП «ГЛОНАСС» использовать систему реагирования для оказания дополнительных услуг вызывало беспокойство среди участников рынка. «Мы считаем, что инфраструктура проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» должна использоваться исключительно в интересах оказания базовой бесплатной для населения услуги – передачи и первичной обработки экстренного сигнала при аварии в службы экстренного реагирования. Именно на эти цели в настоящее время государство выделяет денежные средства», – ранее говорил CNews Александр Куканов, директор по работе с госсектором и стратегическим проектам «ВымпелКома» (бренд «Билайн»).

Развивать дополнительные коммерческие услуги, по его мнению, должны коммерческие организации – телематические сервис-провайдеры и операторы связи.

«Вся необходимая для оказания таких услуг инфраструктура (сетевая и програмно-аппаратная) имеется в распоряжении тандема, состоящего из оператора связи и телематического сервис-провайдера. И тандемы эти формируются сегодня в условиях свободной конкуренции, – говорил Куканов. – Операторы борются между собой за сотрудничество с сервис-провайдерами, сервис-провайдеры между собой за конечных клиентов, изобретаются и внедряются новые технические решения и бизнес-модели, направленные на удешевление сервиса для конечного потребителя и повышение проникновения данных услуг в базу потенциальных пользователей. Рынок растет и довольно динамично развивается самостоятельно».

Важно, чтобы инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» не превратилась в своего рода аналог «РЖД», когда эксплуатировать железную дорогу может либо одна, либо несколько аффилированных компаний, вторил ему Игорь Хереш, директор по развитию ГК «Цезарь Сателлит».

Модель создания супер-монополиста за счет средств из федерального бюджета и денег граждан, оплачивающих дополнительные услуги в один карман и не имеющих другой альтернативы, нежизнеспособна, указывали участники рынка.

В НП "ГЛОНАСС" считают, что поручение Владимира Путина открывает доступ для операторов и сервис-провайдеров навигационно-информационных услуг к техническим возможностям системы «ЭРА-ГЛОНАСС», и что оно позволит снизить для бизнеса барьер входа на этот перспективный массовый потребительский рынок.