Статья

Крок: В корпоративном сегменте 100% «облаков» будут гибридными

Облачные технологии
мобильная версия

Бизнес уже оценил преимущества облачных технологий – 94% компаний используют какие-либо решения или инфраструктуру как сервис (по данным исследования RightScale). Гибридные «облака» доминируют в корпоративном сегменте, эту стратегию выбирает большинство организаций (74%), поскольку она обеспечивает наилучший баланс между удобством использования и защищенностью данных. О возможностях и особенностях использования гибридных «облаков» в бизнесе рассказал Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка облачных решений в прошлом году и что можно сказать по текущему году — ведь почти половина его уже прошла?

Руслан Заединов: В этом году облачное направление КРОК снова показало рост. Думаю, к концу года оно увеличится не менее чем два раза. В прошлом же году выручка от облачных услуг взлетела почти в 4 раза.

Аналитики говорят, что рынок в среднем растет на 50–70% в год, но мы несколько опережаем его, потому что инвестируем в «облака» давно, с 2009 года. Конечно, первое время было непросто — облачная инфраструктура уже была построена, а заказчики все еще сомневались. Теперь ситуация поменялась с точностью до наоборот — теперь мы подтягиваем наши технические возможности, чтобы отвечать требованиям наших заказчиков.

CNews: Можно ли сказать, что консьюмеризация ИТ влияет на этот процесс? Ведь руководители бизнеса в личной жизни пользуются множеством облачных сервисов, и это должно влиять на их решение о переходе к корпоративным «облакам».

Руслан Заединов: Отчасти соглашусь, что привычка пользоваться «облаками» в личной жизни снимает психологический барьер, помогает сделать первый шаг. А на втором шаге все равно начинается обычная корпоративная история: решение вопросов информационной безопасности, поиск гибких средств настройки, обсуждение скидок. Даже если первый шаг на пути к «облакам» был обусловлен не совсем позитивными факторами (ограниченностью бюджета или невозможностью быстро развернуть у себя какое-то решение), впоследствии, если провайдер обеспечивает требуемый уровень сервиса, ни о каком страхе перед «облаками» речь не идет. Речь идет о нормальной штатной работе в облачной инфраструктуре.

CNews: Что такое в вашем понимании гибридные «облака»?

Руслан Заединов: Гибридное «облако» — это такое решение, при котором собственная инфраструктура заказчика прозрачным образом интегрируется с облачной инфраструктурой провайдера. При этом не важно, где находится собственная инфраструктура, — в собственном ЦОДе или у того же провайдера.

У нас есть такой инструмент в «облаке», как VPC (Virtual Private Cloud). Работает он следующим образом: клиенты настраивают VPN-канал и дальше пользуются своей облачной инфраструктурой в нашем «облаке» как частью своей локальной инфраструктуры, вплоть до локальной IP-адресации и полной прозрачности сети. Получается плоская L2-сеть. Это очень удобно. Наладив VPN-канал, можно начать в автоматическом режиме пользоваться «облаком» как пулом своих собственных серверов, это делается в несколько кликов. Почти все заказчики применяют этот функционал, превращая нашу услугу в гибридное решение. Для построения той части «гибрида», которая остается на стороне заказчика, часто применяется платформа HP CloudSystem. Уникальность этого решения состоит в объединении гибкости и открытости OpenStack-а с надежностью корпоративных решений HP. На его базе работают серверы, СХД, сетевые компоненты, прикладное ПО. Создание всей инфраструктуры с помощью HP CloudSystem происходит очень быстро, при этом оно автоматизировано — для этого не требуется длительная «ручная» работа администратора.

CNews: А чей продукт вы используете у себя в «облаке»?

Руслан Заединов: Это наша собственная разработка.

CNews: Заказчики какого типа всегда будут использовать гибридные решения, не передавая всю ИТ-инфраструктуру внешнему провайдеру?

Руслан Заединов: Если говорить о крупном корпоративном сегменте, то такими заказчиками могут быть все компании, потому что в любой организации всегда найдутся данные, которые лучше хранить и обрабатывать у себя. Пропорции передаваемых данных и тех, что заказчики предпочитают оставить в своей инфраструктуре, могут быть самые различные. Например, некоторые финансовые организации отдают в «облако» только среды разработки и больше ничего. Есть другой конец спектра, когда заказчик, наоборот, переносит в «облако» почти все сервисы. Но чаще всего встречается нечто среднее. В том, что касается построения облачной инфраструктуры, черно-белая логика не работает.

CNews: Что в первую очередь отдают в «облако»? Какие работы выполняют интеграторы при создании гибридных решений, то есть что уходит к провайдеру и что компании оставляют у себя — тот самый «баланс серого» в отношении гибридности?

Руслан Заединов: Как правило, отдают провайдеру инфраструктурные сервисы — от резервного копирования до электронной почты. Работать с ними в «облаке» заказчики уже не боятся, несмотря на то, что данная услуга связана с хранением данных, может быть даже конфиденциальных. Но если резервная копия должным образом зашифрована, ее легко восстановить, при этом регулярность выполнения копирования налажена и доказана. В результате страх уходит. То же самое касается систем, обеспечивающих отказоустойчивость и катастрофоустойчивость: люди видят, что в случае внешних происшествий система нормально переключается между ЦОДами, и перестают задавать вопросы, надежный ли это сервис. Подобные инфраструктурные решения первыми стали пользоваться спросом, а далее на эту прослойку, как кирпичи, начали укладываться разные прикладные сервисы.

Их конкретный набор зависит от отрасли заказчика. Мы предлагаем и систему транспортной логистики, и CRM, и систему оценки состоятельности заемщиков. Также в нашем «облаке» размещаются аналитические системы, которые помогают торговым сетям оптимальным образом планировать количество товаров на полках магазинов и на складах, в зависимости от сезонности, спроса, от продуктовой категории.

Интересный пример из практики — один наш заказчик из финансовой сферы, перенеся в «облако» ряд ИТ-систем, аттестовал их на соответствие закону о персональных данных. Это доказывает, что есть технические средства, которые обеспечивают защиту данных в «облаке». Более того — у компетентных органов нет сомнений в надежности таких средств.

CNews: Как вы делите ответственность между собой и заказчиком?

Руслан Заединов: Разумеется, в основе нормальных отношений лежит SLA. Не в оправдание интеграторов и не в пику заказчикам, но просто в качестве наблюдения могу сказать: хороший SLA возникает не только от желания провайдера, но на 50% — от зрелости заказчика. Многие люди не привыкли работать по формальным правилам. Между тем, если эти правила детально не обговорить и не прописать в SLA, то очень сложно перестроиться на формализованный способ работы с провайдером. А другого способа быть не может.

CNews: То есть должна быть достаточно высокая зрелость бизнес-процессов.

Руслан Заединов: Да, бизнес-процессы должны быть выстроены на высоком уровне и со стороны заказчика, и со стороны провайдера. У нас SLA четко определяет термин «доступности системы», способы информирования провайдера и заказчика о событиях, которые в «облаке» происходят. Например, о начале и окончании периода недоступности, метриках его измерения. Есть конкретная формула финансовых последствий для нас в случае нарушения параметров доступности, причем для особо критичных для бизнеса систем мы можем установить повышающий коэффициент. Чем дольше мы не можем исправить поломку, тем большие штрафы применяются по отношению к нам.

CNews: Как меняются требования и отношения пользователей к облачным сервисам от провайдера с течением времени?

Руслан Заединов: Требования только растут. Заказчики хотят больше сервисов и больше гарантий. И мы пытаемся ответить на новые запросы. Например, решили предложить совершенно новую услугу для своих клиентов — подсистему хранения с гарантированной производительностью на базе flash-памяти. Этого нет ни у кого на рынке, запуск услуги запланирован на сентябрь. Услуга уникальна, она выводит отношения в рамках SLA на новый уровень — мы гарантируем не просто бесперебойность работы, а высокую производительность.

CNews: Пожалуй, здесь стоит обратить внимание на новое явление. При продаже традиционных лицензий на ПО, вендор стремится максимально ограничить свою ответственность – если в случае сбоя в системе компания понесет убытки, счет предъявить некому. А вот в случае с «облаком», ситуация, по всей видимости, меняется, и ответственность распределяется более равномерно между провайдером и заказчиком.

Руслан Заединов: Соглашусь, но есть важная оговорка по разграничению ответственности, которую, кстати, многие заказчики понимают и принимают. Как в страховых договорах всегда есть сноски, которые не позволяют конечному потребителю спровоцировать страховой случай и получить страховку.

CNews: Да, но и мошенничество со страховками всегда было.

Руслан Заединов: В нашем случае невозможно точно оценить урон для бизнеса из-за недоступности системы, и мы не можем взять на себя абсолютно все риски. Поэтому мы всегда делаем оговорку: мы несем ответственность, но только за прямой ущерб.

CNews: Вы могли бы рассказать о некоторых интересных проектах?

Руслан Заединов: Не так давно мы реализовали проект для крупного агропромышленного предприятия по производству свинины в Республике Башкортостан — компании «Таврос». Данный пример интересен тем, что заказчик полностью перенес к нам свою инфраструктуру всего за пять дней. Это наша «Формула-1».

CNews: Пять дней, включая планирование?

Руслан Заединов: Да, от первого звонка менеджеру, включая планирование и заключение контракта. Многим казалось невозможным организовать переезд в «облако» в такие сроки, но у нас все получилось.

CNews: Давайте поговорим об отраслевой сегментации заказчиков — кто был первопоходцем, какая динамика в проникновении «облаков» по отраслям прослеживается и т.д.

Руслан Заединов: Первым заказчиком у нас в «облаке» стала одна компания-нефтетрейдер. Потом стали появляться финансовые организации, затем — ритейл, сейчас мы видим рост интереса к «облакам» со стороны пищевой промышленности. Развивается тема транспортной логистики, даже не в инфраструктурном ключе, а как бизнес-сервис. Кто будет следующим? Сложно сказать, посмотрим.

CNews: Как глобальные тренды — мобильность, социальность и большие данные влияют на «облака», и как это проявляется в корпоративном сегменте?

Руслан Заединов: Мы пока находимся на стадии переноса в «облака» инфраструктуры, а это означает, что тезис, утверждающий, будто мобильность, социальность и большие данные поддерживают облачный тренд, пока не работает. Но это вопрос времени. Сейчас мы скорее создаем рынок и только начинаем предлагать услуги из числа глобальных трендов Gartner. Например, что касается big data, то мы запустили аналитику из «облака» на платформе, которая подходит под определение больших данных.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка облачных сервисов?

Руслан Заединов: Рынок стремительно взрослеет, совершенно однозначно. Но нам сейчас просто не хватает публичных историй успеха. Нужно, чтобы крупные заказчики, которые уже пользуются нашими «облакам», все-таки раскрылись, потому что недостаток информации — это единственное, что сдерживает дальнейший рост рынка.

Все спрашивают: зрелый у нас рынок или нет? Он зрелый уже давно, но об этом никто не знает. Наши собственные заявления на эту тему звучат громко и часто, но это все же заявления заинтересованной стороны, поэтому к ним относятся с вполне понятным уровнем скептицизма. Гораздо лучше, чтобы конечный заказчик сам рассказал о своем опыте.

CNews: Публика привыкла сомневаться в словах поставщиков.

Руслан Заединов: Это нормально. Мы тоже, когда покупаем что-нибудь для себя, на рекламу стараемся не очень реагировать. Год назад была конференция по «облакам» и ЦОДам, по аутсорсингу, я там выступал. Перед конференцией я посчитал в программе доклады конечных заказчиков и поставщиков, счет был 5:18 в пользу последних. Очень надеюсь, что счет будет меняться.

CNews: Вы желаете победы заказчикам в этом матче?

Руслан Заединов: Да, мы желаем победы заказчикам! Тем более что заказчики есть, просто, может быть, они сами еще не поняли, что им есть чем гордиться. Может быть, их удерживает то, что «облака» — это настолько естественная вещь, что это не выглядит чем-то экстраординарным. Ведь тому, чем пользуются каждый день, не придают значения.