Спецпроекты

На страницу обзора
Беспилотники, смарт-контракты, управление запасами и биометрия станут основой цифровизации транспорта

Мировой рынок цифровой логистики будет расти ежегодно на 17,5% в до 2030 г. В прошлом году предполагалось, что аналогичный показатель для российского составит 21%, но оправдается ли этот прогноз в новых условиях пока непонятно. Главные направления в сфере цифровизации транспорта — беспилотные летательные аппараты и автомобили, электромобили, смарт-контракты, системы управления запасами, технологии биометрической аутентификации.

Мировой рынок цифровой логистики

Мировой рынок цифровой логистики, включающий в себя системы управления складом, трудовыми ресурсами и транспортом, в 2021 г. оценивается в $18,1 млрд, а к 2030 г. он вырастет до $77,52 млрд. Среднегодовой темп роста в этот период составит 17,5%, подсчитали в Strategic Market Research. 45% этого рынка приходится на Северную Америку. В списке ключевых драйверов развития цифровой логистики в 2021 г. — экспоненциальный рост рынка электронной коммерции, что привело к необходимости резко ускорить все логистические процессы посредством цифровизации цепочек поставок и внедрения цифровых платежей на фоне локдаунов, вызванных коронавирусом. Кроме того, авторы исследования отмечают востребованность на рынке решений для отслеживания отправлений в режиме реального времени, логистики третьего поколения (полный комплекс услуг, который провайдер-логистик предлагает клиентам), интернета вещей, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Аналитики MarketsandMarkets ожидают, что к 2025 г. мировой рынок цифровой логистики достигнет $45,6 млрд, до этого времени он будет расти в среднем на 21,7% в год. Быстрее всего будет расти рынок облачных решений. Также в списке лидеров по темпам роста управление данными и аналитика. Тормозом для развития рынка цифровой логистики является отсутствие единых стандартов управления на фоне высокой фрагментации используемых в отрасли решений. Аналитики MarketsandMarkets связывают будущее логистики с использованием беспилотного транспорта, однако отмечают, что цифровизация отрасли требует значительных капиталовложений.

Российский рынок транспорта и логистики

По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в России спрос на цифровые технологии в сфере транспорта и логистики будет расти на 21% ежегодно и к 2030 г. достигнет ₽626,6 млрд. В 2020 г. он оценивался в ₽89,4 млрд.

Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний

В 2021 г. суммарная выручка топ-40 участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор составила ₽45,9 млрд против ₽47,5 млрд годом ранее.

Выручка в 2021 г., ₽тыс с НДС
7 628 440
3 877 567
3 365 249
2 612 824
2 562 721
2 448 917
2 212 491
2 145 000
1 814 938
1 791 398

Перейти к полному рейтингу

Результаты опубликованного в октябре 2022 г. исследования свидетельствуют, что на сегодняшний день транспортная отрасль занимает 10 место из 18 возможных по уровню цифровизации с показателем 14,9. Индекс цифровизации, разработанный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, отражает уровень использования цифровых технологий, цифровизации бизнес-процессов, цифровых навыков персонала, затрат на внедрение и использование цифровых технологий и кибербезопасности. Интегральное значение Индекса по итогам 2021 г. составило 15,7 пункта, максимальное присвоено ИТ-отрасли (33,9 пункта), минимальное — сфере операций с недвижимостью (11 пунктов).

Перспективные технологии

По мнению специалистов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, изменить отрасль может внедрение цифровых технологий. Топ-15 наиболее перспективных технологий было определено путем интеллектуального анализа более 500 млн открытых источников: научных публикаций, патентов, нормативной правовой базы, рыночной аналитики, отраслевых медиа, материалов международных организаций, вакансий и т.д. Интересно, что авторы исследования составили два рейтинга — первый отражает мнение ученых, второй — мнение бизнеса.

Топ-15 технологий транспорта и логистики по мнению ученых

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2022

Главный вывод — интерес ученых преимущественно сфокусирован на воздушном транспорте, а бизнеса — на автомобильном. В обоих рейтингах в числе наиболее популярных оказались беспилотные летательные аппараты и автомобили, электромобили, смарт-контракты, обеспечивающие прозрачность операций и автоматическое исполнение обязательств в цепочке поставок, системы управления запасами, технологии биометрической аутентификации.

Топ-15 технологий транспорта и логистики по мнению бизнеса

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2022

Транспортная стратегия России

Перспективы цифровой трансформации отрасли нашли свое отражение в утвержденной 27 ноября 2021 г. Транспортной стратегии РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.

В документе отмечается, что цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Наибольший прогресс наблюдается в таких областях, как взаимодействие с клиентами, в том числе посредством цифровых каналов и развития платформ-агрегаторов, и управление изменениями. Создание цифровых бизнес-моделей, внедрение цифровых платформ и гибких методов разработки внутри организаций демонстрируют средние показатели уровня внедрения. Отстающими областями являются цифровизация поддерживающих функций и операций внутри организации. Также наблюдается дефицит кадров, обладающих необходимыми цифровыми навыками.

Внедрение беспилотных технологий на транспорте

Источник: Минтранс, 2022

Процесс цифровизации транспортной отрасли идет медленно в связи с большим разрывом между крупными и иными компаниями, а также органами власти. Высокий уровень цифровизации наблюдается среди компаний сектора пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом. Средний уровень цифровизации демонстрируют секторы перевозок пассажирским транспортом общего пользования в городах, грузовых перевозок автомобильным транспортом и грузовой логистики в целом. Низкий уровень цифровизации наблюдается в секторе грузовых перевозок внутренним водным и морским транспортом.

Основными барьерами цифровизации отрасли являются нехватка специализированных кадров и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка.

Направления цифровой трансформации транспорта

  • внедрение интегрированных транспортных сервисов, позволяющих цифровизовать процессы для участников перевозки и повысить эффективность взаимодействия участников, сервисной модели «мобильность как услуга», электронных площадок заказа грузовых, логистических услуг и услуг электронной коммерции (в формате «груз как услуга», Freight-as-a-Service), а также внедрение цифровых транспортных коридоров;
  • цифровизация грузопотоков, предусматривающая: создание систем отслеживания перемещения грузов, инфраструктуры считывания и мониторинга прохождения грузов через транспортные узлы и логистические терминалы;
  • анализ грузопотоков и планирование транспортных коридоров;
  • цифровизация транспортных средств, включая внедрение продвинутых систем помощи водителю, высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств на всех видах транспорта (беспилотные автомобили, автономный железнодорожный транспорт, автономный водный транспорт, беспилотные воздушные суда, автономные транспортные средства и погрузчики для транспортных терминалов, беспилотные колесные средства для доставки по улично-дорожной сети);
  • мониторинг транспортных средств и транспортной инфраструктуры, их предиктивное техническое обслуживание и ремонт;
  • цифровизация транспортной инфраструктуры, предусматривающая: интеллектуальные транспортные системы (все виды транспорта, включая городскую сеть общественного транспорта);
  • создание цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры;
  • создание интеллектуальных терминалов (пассажирских, грузовых, пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);
  • цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли, предусматривающая предоставление государственных услуг в электронном виде; создание ситуационных центров и моделирование развития транспортной отрасли; создание цифровых платформ как базового условия для цифровой трансформации, включая государственную информационную систему «Электронные перевозочные документы»; создание инфраструктуры для обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством; создание системы отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок с применением специализированных устройств, меток и иного оборудования; создание цифровых профилей пассажиров; создание защищенных технологических сетей транспортного комплекса; создание цифровых решений для обеспечения транспортной безопасности; внедрение биометрических технологий.

В Транспортной стратегии описаны основные направления цифровой трансформации отрасли. Благодаря им планируется к 2025 г. добиться роста производительности труда в 2 раза. Скорость мультимодальных перевозок увеличится в 4 раза, время прохождения таможенных процедур сократится в 10 раз, а прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта — в 5 раз.

Наталья Рудычева

Интервью обзора