Спецпроекты

oбзор

Обзор: Телеком 2013

Решат ли госуслуги «цифровое неравенство» в России?

Решат ли госуслуги «цифровое неравенство» в России?

Развитие рынка телекоммуникаций в мире неизменно упирается в «цифровое неравенство» — слишком много еще на планете мест, не охваченных в должной мере телекоммуникационными сервисами. С появлением порталов электронных госуслуг, жители этих «белых пятен» на карте мире лишаются не только полезных интернет-сервисов, но и своих прав. При этом многие исследователи сходятся на том, что граждане в этих регионах и сами не жаждут получать паспорта через интернет.

По оценкам Boston Consulting Group и Google, опубликованным в исследовании «Россия онлайн: влияние Интернета на российскую экономику», Российская Федерация, занимающая 7 место в мире по населению, самый крупный интернет-рынок в Европе по количеству пользователей. В 2009 г. доля интернет-экономики в России составляла 1,6 % ВВП страны ($19,3 млрд) или 2,1% ВВП без учета нефтегазового сектора, который оценивается в четверть всей российской экономики. Это значительно меньше среднего показателя стран «большой двадцатки» (4,1 %), и если Китай занимает третье место от начала, то Россия — на третьем с конца. К 2015 г. доля интернет-отрасли в ВВП нашей страны может увеличиться более чем вдвое — до 3,7 % ВВП. Тот факт, что на оплату доступа к интернету российские пользователи тратят почти столько же, сколько на покупку товаров и услуг онлайн, отражает относительную неразвитость электронной коммерции в России.

Другие исследователи более сдержаны в абсолютных показателях, но не менее оптимистичны с точки зрения темпов качественного роста. В октябре 2012 г. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) презентовали совместное исследование «Экономика Рунета в 2011-2012 гг.» Объем российского интернет-рынка в 2011 г. составил 553,8 млрд руб. и достиг, таким образом, 1% ВВП. По итогам 2012 г. он может вырасти еще на 30%. Первые места в рунете по уровню вложения денежных средств пользователей занимают электронная торговля и электронные платежи. Аудитория рунета — более 44 млн пользователей в месяц. Согласно оценкам ВЦИОМ, больше 58 % россиян пользуются интернетом, 38 % из них заходят в интернет каждый день. По данным различных источников, ежегодно рунет увеличивается на 15-20%, и есть все основания полагать, что эта тенденция распространится и на текущий год.


Госуслуги как индикатор


Типичный показатель «цифрового неравенства» – доступ к информационным системам государственных органов, поскольку именно они позволяют «уравнивать» граждан стран в своих правах на получение информации. Для зарегулированной Америки, Бельгии, Германии, Франции, Великобритании или Финляндии подобные сервисы являются обычным явлением, существующим уже больше 10-15 лет в том или ином виде. В этих странах «цифровое неравенство» выражается в ратовании за недискриминационный доступ к медиа различного уровня, а также за улучшение качества телекоммуникационных услуг.

В России же госуслуги в электронном виде существуют пока не так долго, чтобы превратиться в нечто «коммунальное» и обыденное. Вместе с тем, именно в задачах Минкомсвязи до 2018 г. числится ликвидация «цифрового неравенства» в плане доступа к сервисам электронного правительства для всех жителей России. Эту задачу взял на себя оператор «Ростелеком», строивший сами сервисы, доступные сейчас на сайте госуслуг.

Согласно данным чиновников министерства, в ближайшие годы территория страны будет покрыта высокоскоростной технологией связи. Ежегодное подключение к широкополосному интернету около 5 млн домохозяйств в РФ на скорости 100 МБ/с должно покрыть разрыв между регионами и центром.


Госуслуги как terra incognita


В 2012 г. по данным ФОМ осведомленность о возможности использовать государственные услуги через интернет выросла до 40% (годом ранее – 37%). При этом пользователей, имевших опыт хотя бы однократного применения данных сервисов, стало на 18% больше. В целом по стране около 75% населения знает о существовании электронного правительство в той или иной степени, однако реально пользовались данными сервисами преимущественно опытные интернет-пользователи в возрасте до 30 лет, живущие в городах-миллионниках СЗФО и ЦФО. Впрочем, показатели осведомленности в качественном измерении, как отмечают исследователи, особенно не растут – среди реальной аудитории сайта госуслуг новых посетителей не больше 3-4%. По мнению ФОМ, около 13% россиян, воспользовавшихся интернет-услугами госорганов, составляют примерно 15 млн человек (25% от средней численности аудитории рунета).

С одной стороны, можно отметить, что за 2012 г. «цифровое неравенство» уменьшилось — доля людей, которые не определились в необходимости использования госуслуг, а также тех, кто принципиально не хочет ими пользоваться, мизерна (несколько процентов). Таким образом, уже сейчас доля реальных и потенциальных пользователей госуслуг через интернет растет быстрее, чем доля «несогласных». Ключевыми факторами такой популярности являются удобство и быстрота, поскольку именно для существующей аудитории интернет-пользователей нет проблем с оплатой услуг и круглосуточным доступом в сеть.

Социологи отмечают, что среди тех, кто не признает необходимость госуслуг в сети, в основном люди с низкими доходами, живущие в малых городах или деревнях в отдаленных районах СФО, ЮФО и СКФО. Для них традиционный доступ к госуслугам выглядит более удобным. Вместе с тем, эти люди достаточно грамотны, чтобы использовать компьютер и интернет-сервисы – просто, как замечают исследователи, у них нет желания работать с услугами электронного правительства. Определенное отторжение вызывает и процесс регистрации на ресурсе, связанный с получением кодов активации, а также многоступенчатость процесса оформления заявок на доступ к услугам. В частности, известно, что для совершения некоторых операций на сайте госуслуг (выписка из ЕГРИП, доступы к реестрам) требуется получение персональной ЭЦП на платной основе, которую нужно ежегодно обновлять. В Москве и Петербурге ее выдают всего 5 офисов «Ростелекома», работающих по будням, при этом за час до получения данного токена посетителю необходимо проконсультироваться с операторам «горячей линии» госуслуг на предмет отсутствия регламентных работ на сайте, проводящихся регулярно.


Категории госуслуг по популярности


g1.PNG

Источник: ФОМ, РАЭК, 2013

По данным ФОМ и РАЭК, наиболее популярные в сети госуслуги — это регулярные платежи за ЖКХ, телекоммуникационные сервисы, оформление документов (паспортов российского и заграничного), уплата сборов в госбюджет (налоги, штрафы), запись на прием к врачу и другие присутственные места, а также получение справок и выписок. У части аудитории госуслуги смешиваются с продажей товаров через интернет и покупкой билетов на сайтах транспортных компаний. Отчасти такое смешение связано с тем, что вышеописанные «несогласные» пользователи все же периодически пользуются сетью и приобретают в ней товары и услуги, получая не всегда ожидаемые результаты. После этого они и переходят в группу «отказников» по части госуслуг. На основании этого исследователи делают вывод, что эта категория пользователей еще не потеряна и может в дальнейшем перейти в группу «активных» или «осведомленных».

Екатерина Немерич

Вернуться на главную страницу обзора