Спецпроекты

На страницу обзора
Популярность RFID-меток в России продиктована необходимостью тотальной маркировки
О том, почему ID-персонализация стала одним из главных смыслов цифровизации, как RFID-метки можно использовать для обеспечения безопасности на производстве и будет ли этот рынок расти на десятки процентов ежегодно, в интервью CNews рассказал директор департамента технологий сохранности группы компаний «Силтэк» Максим Селиванов.

Максим Селиванов, «Силтэк»

CNews: Максим, какие основные глобальные ИТ-тренды вы можете отметить как наиболее перспективные?

Максим Селиванов: На самом деле, глобальных трендов достаточно много, но все их можно объединить одним словом — «цифровизация». Одним из наиболее любопытных ее проявлений я бы назвал цифровизацию через ID-персонализацию. В том числе — людей: с помощью видеонаблюдения, магнитных пропусков и транспортных билетов, например. Что мы видим? Учет стал быстрым, дистанционным, незаметным, не приносящим дискомфорта и тому, кого идентифицируют, и самому инициатору идентификации.

CNews: Какие конкретные технологии будут определять изменения в области корпоративной информатизации в 2020 году?

Максим Селиванов: Сейчас на первый план выходят ценность жизни и здоровье человека, что актуально, как никогда прежде. Поэтому в области корпоративной информатизации становится важной цифровизация техники безопасности и культуры производства персонала, особенно на производстве. Информационные системы на предприятиях могут отслеживать передвижения сотрудников между рабочими участками, а также давать им отдельные поручения и проверять их выполнение; могут контролировать правильность применения и оборот средств индивидуальной защиты. Конечно, речь идет об использовании радиочастотной идентификации (RFID) как одного из элементов интегрированной ИТ-системы. В 2019 году сформировалось много запросов на эту тему, поэтому в 2020 году RFID будет важным рыночным трендом. Тем более, что уже в этом мы столкнулись с реальными угрозами безопасности труда не только на производстве, но и просто в офисе.

Максим Селиванов: Сейчас на первый план выходят ценность жизни и здоровье человека, что актуально, как никогда прежде

CNews: Ваши ключевые проекты прошлого года тоже связаны с RFID-метками?

Максим Селиванов: Наш основной проект прошлого года — внутренний. Мы расширили производственные мощности по изготовлению корпусированных RFID-меток, оборудовали проектный отдел современнейшей лабораторией по изучению свойств радиометок и контролю их качества. Разработали и запустили в серийное производство около двух десятков радиометок под задачи различных отраслей.

Можно сказать, что мы закрываем потребности всех сфер экономики и промышленности. У нас есть RFID-продукты для банковского сектора, транспорта и логистики, ритейла, сельского и лесного хозяйства, ТЭК и нефтегаза, городской инфраструктуры, предприятий любого вида и уровня сложности, в том числе — для работающих в экстремальных климатических условиях. «Силтэк» остается единственным в России производителем корпусированных RFID-меток, который способен делать это крупносерийно, с высокой производительностью, на пресс-формах собственного изготовления.

CNews: А если говорить о внешних проектах?

Максим Селиванов: Здесь самым заметным проектом стала RFID-метка QUEST, созданная нами совместно с ПАО «Микрон». Она используется, в частности, для маркировки для маркировки опор наружного освещения на МКАДе. Это метка с оригинальной конфигурацией для закрепления с помощью стреп-лент, металлических лент, стяжек и т.д. В чем ее ключевая особенность? Вспомните, как выглядят эти опоры в период с октября по апрель — все сплошь грязные и похожие друг на друга. Как их отличить? Пятый столб от заправки на 15-м километре? Визуальная идентификация в таких условиях сомнительна. RFID делает ее простой и точной, а обслуживание — быстрым и массовым. Оператор сервиса едет ночью в машине с мобильным ридером и считывает номера неработающих фонарей. Днем меняются лампы. Все!

CNews: А у вас были какие-то проекты с технологией RFID для других отраслей?

Максим Селиванов: Конечно, например, открылась целая линейка идентификаторов для животноводства и сельского хозяйства в целом. Эту тему мы освоили полностью, поэтому готовы целиком заменить весь импорт на рынке. Один из продуктов — электронная ушная бирка с чипом в самом прогрессивном стандарте ультравысоких частот (UHF).

Что еще? Мы расширили линейку корпусированных RFID-меток для сложных условий эксплуатации. Например, для работы в щелочных и кислотных средах, что актуально для целлюлозно-бумажных комбинатов. Кстати, у нас есть специальные продукты, созданные с применением пластика, который легко переносит сверхвысокие температуры — до 300 градусов. Они же выдерживают чрезмерные ударные и вибрационные нагрузки. Таким образом, мы предусмотрели в ассортименте продукты для любых условий окружающей среды и внешних воздействий, и метки не теряют своих радиофизических свойств после воздействия этих сред.

CNews: Еще вы создали эластичную метку. Кому она может пригодиться?

Максим Селиванов: RFID-метка ELASTIC создана из эластомера, ее можно использовать на неровных или скругленных поверхностях. Кстати, из этого же материала мы сделали еще две метки побольше — ELASTIC MEGA 100 и ELASTIC MAXI 60 — для маркировки мягких контейнеров. Это такие большие мешки, в которые помещается сыпучий или жидкий груз, весом до нескольких тонн. Раньше мешки идентифицировали посредством вышивания индивидуального номера. RFID-технология, конечно, все значительно упрощает. В метке может содержаться вся необходимая информация не только о содержимом мешка, но и о нем самом, как о таре. Наши метки позволяют идентифицировать сразу несколько объектов, находящихся на расстоянии нескольких метров.

Но при этом у нас есть большой выбор меток для использования на металлических поверхностях — это серия S-TAG 3D. Ее особенность в том, что в продуктах серии используются компоненты, которые усиливают радиосигнал именно на металле и позволяют добиться высокой дальности считывания, речь идет о десятках метров. В серию входят RFID-метки различных модификаций: универсальные с монтажными отверстиями, сверхкомпактные, с креплением на один винт, с аэродинамической поверхностью, низкопрофильные, с неодимовыми магнитами для мгновенного закрепления и так далее.

Кстати, помимо корпусированных RFID-меток мы выпускаем и другие продукты сферы технологий сохранности с радиометками. Это наши так называемые традиционные изделия — пломбировочные устройства, пломбы-наклейки, сейф-пакеты. На них спрос, в основном, у банков, курьерских служб, транспортных компаний, энергетиков.

CNews: Если говорить в целом, то какие российские отрасли больше других заинтересованы в RFID-устройствах?

Максим Селиванов: Я бы сказал, что это все отрасли и сферы экономики, о которых я упоминал. Везде же идет активный рост, регулярно открываются и новые направления. Скажем, в образовательных учреждениях очень широкий спектр применения RFID-меток: маркировка мебели, техники, учебного оборудования, библиотечного хозяйства, имущества кампусов и общежитий. Эта сфера сейчас считается одной из наиболее перспективных.

Другой новый рынок — стройматериалов, конкретнее — железобетонных конструкций. Эти изделия могут довольно значительно отличаться по составу при абсолютно одинаковом внешнем виде. Представьте себе склад ЖБИ: огромное количество этих плит, балок, свай, все это находится на очень большой территории, лежат просто на открытом воздухе, иногда достаточно долго, под дождем и снегом. Маркировка штрих-кодом (а мы понимаем, что это просто бумажная наклейка) приходит в негодность, затирается, комкается или вообще сползает и ее уносит ветром. Бывает, что номер изделия пишут прямо на нем маркером. Он или выцветает, или смывается осадками. Мы разработали метку B-TON, которая крепится к арматуре во время создания металлокаркаса. И в ней хранится уникальный код, с помощью которого можно отследить всю историю этого конкретного изделия: ингредиенты, вид арматуры, марка бетона, жизненный цикл (когда и на какой объект отгружено, кто получил и так далее). Так формируется электронный паспорт на каждую единицу продукции для мгновенного доступа.

CNews: Чем примечательны RFID-устройства для энергетики? Как они могут в ней применяться?

Максим Селиванов: Россия — огромная страна, и в ней миллионы приборов учета энергопотребления. Пломбировочные устройства разного типа (традиционные наклейки, роторные пломбы) с RFID-идентификацией позволяют обслуживать эти приборы в неблагоприятных климатических условиях и в темное время суток, потому что часто они находятся вне помещений, на открытом воздухе, и их идентификация затруднена. Это особенно сложно, когда приборы расположены на высоте. Конечно, оператору приходится лично проверять целостность пломб, но вот сверять соответствие — та ли пломба стоит или мошенники подменили ее другой, — можно очень быстро, сопоставив данные в системе с показаниями считывателя. Такой же способ идентификации можно использовать и на наклейках индикаторов магнитного поля (ИМП). Совмещенные с RFID-меткой, ИМП могут быть идентифицированы очень быстро, а данные автоматически передадут в диспетчерский пункт.

Это же относится и к коммутационным шкафам. Часто недобросовестные потребители энергии меняют коммутацию силовых кабелей и потребляют чужое неучтенное электричество. Масштаб таких хищений огромен и опечатывание с помощью RFID-наклеек помогает контролировать шкафы и их содержимое, предотвращая несанкционированные вмешательства злоумышленников. Например, в 2019 году специалисты астраханского филиала «Россети Юг» пресекли 1153 факта безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии на сумму более 93 млн рублей. В том числе — с помощью наших пломбировочных устройств.

CNews: Некоторые аналитики полагают, что Россия стоит на пороге RFID-бума. Вы согласны с ними?

Максим Селиванов: Давайте посмотрим на данные RAIN RFID Alliance, международной организации, которая содействует продвижению технологии RFID по всему миру. В 2019 году количество RFID-меток, используемых в мире, выросло на 15,6% по сравнению с 2018 годом и достигло 18,5 млрд. единиц. Прогнозируемый рост на 2020 год — уже до 22 млрд. Конечно, основной объем RFID-меток потребляют ритейлеры. Россия движется в этом же направлении, нас подталкивает внедрение общегосударственной системы маркировки — присвоение каждой единице товара уникального серийного номера. Когда этих товаров много, а учитывать их надо быстро, то взаимодействие с ним через штрих-код приводит к большим потерям времени. Компании, которые столкнулись с этими потерями, однозначно «голосуют» за применение RFID-технологий. Тот код, который выдает система маркировки, с проверочным крипто-хвостом (дополнительная шифровка каждого кода), используется всего лишь трижды: когда код присваивается конкретному товару на производстве (или при импорте), когда проходит проверка товара в торговой сети контролирующими органами, а также в момент продажи на кассе. Во всех остальных ситуациях крипто-хвост не имеет никакого смысла, его длинное значение не должно храниться в RFID-метке. Участков, на которых нужно контролировать этот товар, очень много. Это цеха и склады производства, склад дистрибьютора, потом — склад распределительного центра, магазина, далее — торговый зал и касса. И на всех этих этапах RFID позволяет быстро пересчитывать, перемещать и инвентаризировать товар. И в любой момент эта информация доступна — что где находится, куда перемещено, каким сотрудником. Поэтому RFID-технология как тренд в нашей стране будет активно использоваться в системе маркировки. В первую очередь это интересно компаниям с длинными логистическими цепочками от производства до розницы,с большим разнообразным ассортиментом. Поэтому я думаю, что RFID-бум в России произойдет именно в этой отрасли.

CNews: В прошлом году компания презентовала собственное ПО для работы с RFID-технологиями. Кому оно будет полезным?

Максим Селиванов: Действительно, мы создали несколько программных продуктов для использования в виде приложения на терминалах сбора данных. Первый из них — «Периметр» — для работы с пломбировочными устройствами, которыми опечатаны объекты на закрытой ограниченной территории. Изначально это ПО создавалось для работы со штриховым кодированием. Но так как мы перешли на RFID-технологию, то сделали новую версию этого продукта, в котором учет и контроль пломбировочных устройств происходит через RFID-интерфейс, то есть бесконтактным способом. Конечно, сотруднику при обходе приходится визуально проверять целостность устройства. А вот идентификацию номера он получает через RFID-составляющую, что многократно увеличивает скорость контроля, точность передачи данных об объекте в диспетчерский пункт. Это решение применимо на любых объектах, находящихся под охраной, в том числе таких, где много входов и выходов. Тем более, если они опечатаны, как, например, пожарные выходы, которые не контролируются персоналом постоянно. Это могут быть торгово-развлекательные центры, стадионы, концертные залы, гипермаркеты, выставочные площадки, офисные и административные здания, образовательные и лечебно-профилактические учреждения.

Второй программный продукт мы разработали для применения в RFID-системе по учету средств индивидуальной защиты и контролю перемещения линейных сотрудников, о чем я говорил в самом начале. В считанные секунды автоматически происходит проверка: все ли составляющие экипировки были надеты и взяты с собой, свое ли взял работник или чужое, не пора ли заменить или проверить детали костюма и так далее. Если в момент идентификации система зафиксирует расхождение с данными по конкретному сотруднику, ему придется перепроверить все детали своего рабочего облачения. У нас появились эти метки, появился проект, и мы уже под него разработали приложение.

Самое последнее по времени решение — это программное сопровождение, которое изначально задумывалось для использования с нашими электронными ушными бирками. По сути, это «электронный паспорт» животного: там зафиксированы все его показатели, местонахождение и так далее. Программа позволяет создавать определенные контрольные события: в животноводстве, например, это могут быть вакцинация или какие-то зоотехнические процедуры. Когда мы стали анализировать потенциал этого продукта, то поняли, что архитектура и логика его построения позволяет применять его к любому объекту.

Скажем, у оборудования также есть стартовые параметры (производительность, местонахождение) и контрольные события, которые можно создавать (сервисное обслуживание, перенастройка, ремонт). А потом это все мониторить. Этот продукт выполнен в виде приложения для профессиональных мобильных RFID-считывателей, которые собирают и обрабатывают информацию с радиометок и передают ее на электронную почту всем заинтересованным лицам. Решение предусматривает установку локальной серверной части на само мобильное устройство. Однако если у нас появятся заказчики, которые захотят интегрировать мобильный контур в свою серверную часть, мы без труда сможем это сделать. В нынешнем виде продукт можно применять для управления оборудованием на производстве, запасами, транспортным парком, складским хозяйством. И мы можем модифицировать решение под любую специфику.

Вообще, мы подходим к задачам бизнеса со всех сторон — оцениваем, что у них уже есть, что внедрено, чего хотелось бы. У нас нет цели продать свои серийные метки, мы готовы реализовать (и даже настаиваем на этом) комплексное решение, чтобы устранить наболевшие проблемы заказчика максимально эффективно. Поэтому наш проектный отдел постоянно загружен работой: создает новые RFID-продукты под отдельные проекты, делает тестовые образцы, испытывает их в разных средах и условиях, экспериментирует с материалами и чипами. И потом, после нескольких итераций ТЗ, мы выходим на конечный продукт. Наша рекордная скорость прохождения пути от идеи до тестовой партии — всего неделя. И, конечно, мы предлагаем свои идеи о том, как совместить RFID-продукты с существующими системами и базами данных, рекомендуем аппаратное обеспечение, следим за проектом после его запуска.

Этот системный подход полностью укладывается в одну из задач стратегического развития группы компаний «Силтэк» — движение в сторону инжинирингового сервиса и предоставления всего спектра услуг на базе RFID-технологий. Мы делаем первые шаги в этом направлении и видим большие перспективы для себя в ближайшие годы.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsFast: Самые быстрорастущие ИТ-компании 2019
Город (расположение центрального офиса) Совокупная выручка компании в 2019 г., c НДС, ₽тыс.
1 Москва 4 484 667
2 Москва 7 341 951
3 Москва 82 231 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие ИТ-разработчики России 2019
Город (расположение центрального офиса) Выручка от продажи продуктов собственной разработки (АО, ПО, в том числе продукты, поставляемые по модели SaaS) в 2019 г., с НДС, ₽тыс.
1 Москва 54 300 000
2 Москва 44 404 740
3 Москва 18 098 099
Подробнее

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2019
№ 2019 Название компании Основные сферы деятельности
1 НКК Группа компаний
2 Ланит Группа компаний
3 EPAM Systems* ИТ-услуги
Подробнее

Рейтинги

Самые эффективные компании CNews100 2019
№ 2020 Название компании Основные сферы деятельности
1 ДиСиЛоджик Дистрибуция АО
2 Марвел КТ (Марвел-Дистрибуция) Дистрибуция АО и ПО, производство АО
3 Тегрус ИТ-услуги
Подробнее