Спецпроекты

На страницу обзора
Мобильность в бизнесе: гормоны роста
Сократить издержки, повысить качество продукции и услуг, увеличить производительность труда сотрудников — чем не олимпийское «быстрее, выше, сильнее»? На пути к этим успехам спутниками бизнеса становятся мобильные информационные технологии, которые подстегивают развитие организации лучше всякого допинга. Несмотря на объективные препятствия, такие, как цена и качество связи, вопреки инертности консерваторов и опасениям руководителей, мобильность стремительно ворвалась в экономическую реальность.

Как демонстрируют результаты исследования Mail.ru Group, 40% офисных работников используют мобильные устройства исключительно в личных целях, однако 38% из них хотели бы пользоваться ими и для работы, а остальные 60% уже стали «мобильными». Также 30% персонала считают, что, помимо прочего, мобильность поможет им укрепить деловые связи, создавать коллаборации внутри коллектива, а руководство станет доступнее. Но главным мотиватором для большинства компаний, внедряющих мобильные ИТ, является потенциальный рост продуктивности сотрудников.

Топ-10 ситуаций выхода в интернет с телефона

mobilnost_gormony1.jpg

Источник: Mail.ru Group, 2013

Именно величина положительного эффекта от «мобилизации», которая, по оценкам экспертов Nielsen, измеряется десятками тысяч рублей ежегодной экономии на каждого «мобилизованного» сотрудника, стала центральным фактором распространения данных технологий. Такая эффективность объясняется в первую очередь сокращением затрат рабочего времени и усилий: одну и ту же задачу с помощью мобильного устройства, «на ходу», зачастую удается решать быстрее и проще. При этом, согласно мнению Павла Деверилина, директора департамента мобильных решений SAP CНГ, принципы расчета экономики систем мобилизации бизнеса ничем не отличаются от многих других проектов. Есть «доходная» часть – так называемые Value drivers – снижение издержек, повышение эффективности работ, снижение запасов и т. д, измеряемые в денежном выражении. В «расходную» часть записываются стандартные затраты на проект, включая постоянные и переменные, аппаратуру, программное обеспечение и услуги. Далее можно сравнивать эти части, оценивая разницу, детализировать и уточнять, а по ходу проекта реализации и эксплуатации четко контролировать фактические цифры и достигнутую экономию.

Расстояния больше не помеха

По словам Александра Василенко, главы представительства VMware в России и СНГ, в любом бизнесе сегодня как никогда важна скорость принятия решений — это, можно сказать, его конкурентное преимущество. Поэтому именно сейчас пользователям необходима гибкость, чтобы работать, где бы они ни находились. Поэтому еще одна причина повышения спроса на мобильность — необходимость работать с внештатными, удаленными сотрудниками, а также с теми, кто находится в командировках. Здесь мобильные гаджеты просто незаменимы и позволяют не только экономить на аренде офисных площадей и организации рабочих мест, но и обеспечивают оперативное взаимодействие всех участников того или иного проекта, преодолевая любые расстояния.

По данным Mail.ru Group, 76% пользователей мобильного интернета выходят в сеть ради коммуникаций. И действительно, необходимость отлаженного взаимодействия с региональными отделениями и представительствами, развитие деловых связей с партнерами, в том числе с зарубежными, общаться с которыми часто приходится в круглосуточном режиме из-за разницы часовых поясов, вносят свой вклад в популярность мобильных технологий в бизнесе.

Аналитики, в частности, Orange Business Services, подтверждают, что с точки зрения бизнеса мобильность имеет огромные преимущества. Мобильные устройства делают возможным полноценные унифицированные коммуникации: общение и коллаборацию между сотрудниками по всему миру вне зависимости от места нахождения, включая моментальные сообщения и видео; интегрированное социальное пространство предприятия; доступ ко всей необходимой для работы информации с мобильного устройства сотрудника.

Мобильность в тренде

Развитие инфраструктуры мобильной связи, расширение масштабов экстенсивного и интенсивного проникновения мобильного интернета во все сферы жизни служат фактором, благоприятствующим распространению как мобильных устройств, так и приложений, включая корпоративное программное обеспечение. Происходит активная «мобилизация» населения развитых и многих развивающихся стран, включая Россию: растут доступность и объемы розничных продаж мобильных компьютеров и смартфонов на фоне снижения спроса на стационарные ПК.

Сам рынок бизнес-приложений также развивается, причем в направлении создания кроссплатформенных решений для мобильных устройств — таких, которые можно запускать практически на любом смартфоне или планшете, поскольку разработаны версии как для AppStore, так и для Google Play, либо потому, что приложение запускается удаленно через мобильный браузер, например, доступ к корпоративному документообороту или CRM.

В то же время, как отмечает Александр Василенко, ИТ-службам необходимо обеспечить безопасную удаленную работу всех сотрудников в соответствии с нормативными требованиями и в удобной среде. Этого можно достичь за счет виртуализации настольных компьютеров и приложений, которые полностью изменяют привычные способы работы. При этом десктопы преобразуются в виртуальные машины и централизованно размешаются в центре обработки данных. Расходы на управление каждым настольным компьютером в таком случае существенно снижаются, а условия работы пользователей становятся лучше: они получают доступ к своим рабочим столам с теми же личными параметрами и данными с любого устройства из любой точки страны, где доступна мобильная связь.

Драйверы и ингибиторы

В целом наиболее сильными сдерживающими факторами, препятствующими активному внедрению мобильных ИТ в бизнес-практику, сегодня являются потенциальные нарушения безопасного ИТ-периметра компании, проблемы с качеством и доступностью связи мобильных операторов, угрозы ИТ-безопасности, связанные с человеческим фактором, а также неизвестные ранее, непредвиденные технические сложности, возникающие в процессе реализации конкретного проекта внедрения, включая неготовность back-end систем к мобилизации. В краткосрочной перспективе (2–3 года) сдерживающим может быть влияние непредвиденных технических сложностей, при этом угрозы ИТ-безопасности, связанные с человеческим фактором станут менее острым фактором, но не утратят своей актуальности.

Факторы-ингибиторы рынка мобильных ИТ

mobilnost_gormony2.jpg

Источник: CNews Analytics, 2014

На диаграмме цифрами обозначены: 1 — слишком большое разнообразие мобильных устройств, затрудняющее стандартизацию; 2 — обострение отношений в трудовом коллективе; саботаж на местах; 3 — неготовность ИТ-службы предприятия; 4 — нарушение безопасного ИТ-периметра; 5 — угрозы ИТ-безопасности, связанные с человеческим фактором; 6 — бессистемность и волюнтаризм при внедрении корпоративной мобильности, теневой BYOD; 7 — падение производительности труда при отказе устройства/сервиса; 8 — непропорциональное возрастание нагрузки на back-end системы, которые сразу станут слабым звеном; 9 — проблемы с качеством и доступностью связи мобильных операторов; 10 — неизвестные ранее технические сложности.

Вместе с тем аналитики отмечают, что многие ранее весомые негативные факторы, сдерживающие распространение мобильности в бизнесе, сегодня теряют актуальность и в ближайшем будущем будут нивелированы. Так, активно развиваются системы информационной безопасности и управления мобильными средствами связи (Mobile Device Management — MDM), телеком-операторы формируют комплексные пакеты услуг по принципу «все включено», корпоративные ЦОДы и точки доступа Wi-Fi не повсеместны, но тоже становятся трендом.

При этом есть целый ряд мощных стимулов, благодаря которым мобилизация в ближайшее время останется заметным трендом ИТ-рынка в целом. Среди них сегодня выделяются вера в положительный и скорый экономический эффект, а также развитие инфраструктуры мобильной связи в стране, расширение масштабов экстенсивного и интенсивного проникновения мобильного интернета.

В краткосрочной перспективе больший вес приобретают возросшая необходимость оперативно работать с внештатными, удаленными сотрудниками, а также с командированными штатными, сокращение затрат за счет привлечения удаленных сотрудников, развитие методов и систем контроля и управления удаленными сотрудниками, развитие инфраструктуры мобильной связи в стране, расширение масштабов экстенсивного и интенсивного проникновения мобильного интернета, «мобилизация» населения — рост доступности и объемов розничных продаж мобильных компьютеров и смартфонов, распространение систем управления корпоративным контентом, включая электронный документооборот.

Факторы-драйверы рынка мобильных ИТ

mobilnost_gormony3.jpg

Источник: CNews Analytics, 2014

На диаграмме цифрами обозначены: 1 — вера в положительный и скорый экономический эффект; 2 — возросшая необходимость оперативно работать с внештатными и/или удаленными сотрудниками, а также с командированными штатными; 3 — развитие деловых связей с зарубежными партнерами, взаимодействие в круглосуточном режиме с учетом разницы часовых поясов; 4 — развитие инфраструктуры мобильной связи в стране, расширение масштабов экстенсивного и интенсивного проникновения мобильного интернета; 5 — мобилизация населения - рост доступности и объемов розничных продаж мобильных компьютеров и смартфонов на фоне снижения спроса на стационарные ПК; 6 — развитие рынка кроссплатформенных решений для мобильных устройств; 7 — распространение систем управления корпоративным контентом, включая электронный документооборот; 8 — желание самих сотрудников быть «мобилизованными»; 9 — мотивирующие мероприятия к мобилизации со стороны руководства предприятия.

Как отметил Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности ГК «АйТи», мобильные устройства уже находятся в руках пользователей. И станут ли они инструментом повышения эффективности или источником проблем, зависит от готовности корпоративных ИТ и ИБ относиться к современным гаджетам не как к игрушкам, а превращать их в полноценные мобильные рабочие места, дополняющие традиционные ПК и удовлетворяющие потребности и сотрудников, и самого бизнеса.

Можно уверенно утверждать, что критическая масса положительных факторов, влияющих на широкое внедрение мобильных технологий в повседневную бизнес-практику, сегодня вполне достигнута. Остается надеяться, что мобильность окажется способной стать стимулом экономического роста, по которому все так соскучились.

Юрий Белов

Короткая ссылка