Спецпроекты

На страницу обзора
Электронное государство – международный опыт в России
Невысокие позиции России в международных ИТ-рейтингах и постоянные упоминания об отставании в области информатизации от развитых стран на 5–10 лет не слишком приятны. Сегодня нашей стране приходится гордиться не высокими результатами, а тем, какие усилия предпринимает правительство для того, чтобы изменить существующее положение к лучшему. И упорство в этом вопросе, несмотря на периодически возникающие коллапсы той или иной системы и скандалы вокруг тех или иных ее создателей, не может не вызывать как минимум уважения.

Анализ опыта реализации сходных по масштабам проектов в других странах наглядно свидетельствует о том, что процесс госинформатизации не может быть простым. «Уровень использования ИТ в вашей стране сейчас находится на начальном уровне. Он существенно отстает от тех высоких требований, которые предъявляются к подобным решениям в странах, давно занимающихся этим вопросом, - комментирует Марк Питтс (Mark Pitts), старший вице-президент SourceHOV. – Тем не менее, у этого есть и свои плюсы: возможность учиться на опыте других стран и применять экспертизу, накопленную крупными мировыми вендорами, которые уже реализовали десятки проектов и чьи решения во многих странах мира де-факто стали стандартом».

Электронное правительство США

Электронное правительство в США начало создаваться в 1993 г. с запуска сайта президента. На первом этапе это был обычный информационный ресурс, на котором публиковались правительственные документы. По образу и подобию этого сайта стали строиться интернет-представительства и других госведомств.

В 2001 г. была создана Рабочая группа по электронному правительству из 80 представителей от 46 правительственных агентств и бюро. Она разработала Стратегию электронного правительства и заявила, что для повышения эффективности работы госаппарата необходимо реализовать 23 инициативы (затем к ним была добавлена 24-я – обработка платежных ведомостей).

Главным препятствием на пути создания электронного правительства были названы избыточность и пересечение функций и видов деятельности в различных правительственных агентствах, ключевыми барьерами – отсутствие доверия со стороны граждан, несовершенство архитектуры, недостаток ресурсов, сопротивление участников процесса и др.

Следом за этим были разработаны две ключевые инициативы: e-Аutentification – создание системы аутентификации, обеспечения безопасности и внедрения электронной цифровой подписи, и E-Government Architecture – создание единой архитектуры.

В 2002 г., потратив на создание электронного правительства $45 млрд, руководство США сообщило, что пока его усилия не привели к желаемому результату. Причины этого узнаваемы – ведомства заинтересованы в первую очередь в автоматизации собственных нужд, а не процесса взаимодействия с гражданами, они противятся внедрению ИТ и не хотят делиться имеющимися данными с другими.

Тем не менее, результаты проведенного в США опроса показали, что к этому времени 76% пользователей интернета и 51% всех граждан Америки посещали сайты госведомств, и при этом большинство из них выразили уверенность, что электронное правительство будет создано.

Дальнейшие усилия правительства США были направлены на организацию электронной торговли в государственном секторе, доступа населения к правительственной информации и данным о деятельности госведомств, внедрение ID-карт, получение юридически значимых документов и оплату госсервисов через интернет. Был усовершенствован сайт FirstGov, с помощью которого граждане могут не только получить доступ к данным всех правительственных учреждений, но и получать от них данные, заверенные ЭЦП, создана система общения государства с американцами Open Meeting.

В 2009 г. администрацией Барака Абамы была выдвинута инициатива «Открытое правительство», основанная на 3 ключевых принципах – прозрачность, участие и сотрудничество. Принцип прозрачности означает раскрытие информации для граждан и общественности, способствует подотчетности государственного управления, контролю. Принцип участия обеспечивает вклад опыта и идей граждан в государственное управление. Принцип сотрудничества повышает эффективность работы правительства в деле решения национальных проблем.

Проведенное в это же время исследование показало, что 46% американцев пользуются электронными государственными услугами; 41% загружали официальные бланки;
35% изучали правительственные документы и статистику; 23% подавали различные заявки или искали информацию на госсайтах.

Таким образом, через 20 лет после открытия сайта президента и начала работ по созданию электронного правительства, США не только стали страной, в которой оно реально существует и широко востребовано, но и первым государством, затеявшим его преобразование в «Открытое правительство».

Электронное здравоохранение Великобритании

Как и в России, в Великобритании медицинское обслуживание является бесплатным для граждан и координируется Национальной службой здравоохранения (National Health Service — NHS). Каждый житель страны прикреплен к врачу общей практики, который в случае необходимости направляет пациента к специалисту. Кроме государственной, существует и коммерческая медицина, услугами которой можно воспользоваться или за наличные, или имея частную страховку, часто предоставляемую работодателем. Можно вызвать врача на дом, но для этого необходимо иметь веские причины. Обращение к врачу происходит по единому телефону, оператор которого сам решает, какого специалиста направить. В отличие от России, в Великобритании существует еще служба Walk in, в которую можно обратиться за консультацией ежедневно с 8 утра до 8 вечера.

В 2002 г. в Великобритании началась реализация программы информатизации здравоохранения стоимостью около 12 млрд фунтов стерлингов. Планировалось, что к марту 2003 г. все учреждения и сотрудники государственной системы здравоохранения будут объединены в общенациональную компьютерную сеть, будет создана единая база данных с результатами биохимических, гематологических и микробиологических анализов пациентов.

К 2005 г. все медучреждения страны должны были перейти на высокоскоростной доступ, должна была появиться криптозащита при обмене информацией. К концу 2007 г. в Великобритании должен был появиться сервис онлайн записи на прием к врачу, внедрены электронные истории болезней.

К 2011 г. на информатизацию было потрачено 6,4 млрд фунтов стерлингов. Финансирование было сокращено, потому что правительство решило, что уже вложенные средства не принесли желаемых результатов. В результате проверки Комитета по контролю за расходованием государственных средств (Public Accounts Committee — PAC) выяснилось, что в стране так и не удалось создать централизованную базу данных электронных медицинских карт пациентов, несмотря на то, что выделенные на это 2,7 млрд фунтов были израсходованы. Кроме того, британцы столкнулись в проблемой низкого уровня доверия медицинских работников к ИТ.

В итоге правительство Великобритании решило передать процесс внедрения медицинских информационных систем на региональный уровень, привлечь к процессу информатизации больше поставщиков и создать специальный комитет, который будет следить за обоснованностью инвестиций в медицинские информационные системы. Была запущена программа Wireless Home Сare по предоставлению медицинских услуг на дому, которая позволила сократить еженедельные расходы на медицинские услуги на 85%. А в сентябре 2013 г. Великобритания инвестировала 1 млрд во внедрение безбумажного делопроизводства в сфере здравоохранения, которое должно заработать к марту 2015 г.

Умный учится на чужих ошибках

Отставание России от США и Европы по всем основным направлениям информатизации дает нашей стране одно большое преимущество – мы можем учиться на чужих ошибках и по возможности избежать их повторения. Тем более, что эксперты с мировым именем готовы поделиться с нами своим опытом.

Разбивайте большую задачу на небольшие этапы. «Где бы не осуществлялась крупномасштабные проекты, их шансы на успех тем выше, чем они короче по срокам. Лучше планировать серию из трех проектов длиною в год, чем один трехгодичный. Такое правило хорошо работает и в госсекторе, и в бизнесе, - говорит Пол Грабшайд (Paul Grabscheid), вице-президент по стратегическому планированию компании Intersystems. - Пятилетний госпроект имеет особенно мало шансов на успех хотя бы по той причине, что правительство может смениться в самом его разгаре и все, скорее всего, придется начинать заново. Помимо этого, для госсектора характерны затруднения с выработкой точных проектных требований и своевременным принятием решений, в том числе потому, что разные группы влияния отстаивают свою точку зрения. Подчеркну, что это тоже общее правило, вполне справедливое для самых разных стран».

Не стремитесь решить все задачи на федеральном уровне, передавайте их регионам. «Правительство задает лишь общее направление, рамочные условия. Но решения принимают федеральные земли, вплоть до того, что часть вопросов спускается в порядке саморегулирования на уровень частно-практикующих врачей. Сложно даже представить, чтобы федеральное правительство Германии начало что-то решать, например, за фармацевтов», - советует Йорг Клингер (Jorg Klinger), управляющий директор по Центральной и Восточной Европе компании Intersystems.

Будьте готовы к тому, что пользователи сначала воспримут информатизацию и интеграцию в штыки. «Всякий раз вам предстоит побудить работать вместе людей, которые к этому не привыкли, а иногда и попросту не хотят этого делать. Иными словами, когда речь заходит про connected, технические проблемы меркнут перед лицом оргвопроса», - продолжает Пол Грабшайд.

Крупные государственные ИТ-проекты не должны ограничиваться только сбором данных – активнее используйте возможности аналитики. «Занимаясь вопросами информатизации здравоохранения уже больше 25 лет, по своему опыту могу сказать, что внедрение аналитических решений должно быть одним из приоритетов, - советует Марк Питтс. – Аналитика может помочь на всех уровнях – от постановки правильного диагноза и снижения вероятности врачебной ошибки до управления финансированием и оценки адекватности расходов на лечение того или иного пациента».

Одновременно у нас есть возможность не повторять и собственных просчетов и сделать, например, проект информатизации здравоохранения более успешным, чем создания СМЭВ.

«Создание СМЭВ – первый проект в России такого масштаба как по функционалу, так и по принципу межведомственной работы в одной информационной среде и требующий столь колоссальных ресурсов. И его уроки имеют большую цену. Можно надеяться, что все сложности, которые возникли на пути появления СМЭВ, будут учтены в процессе реализации ЕГИСЗ, – рассказывает Сергей Мартынов, директор по развитию бизнеса с госсектором «Техносерв Консалтинг». – Чтобы ЕГИСЗ удалась, необходимо качественная готовность трех главных компонентов, играющих существенную роль в ее реализации, — кадры, законодательство и вовлеченность первых лиц в процесс. Речь идет о том, чтобы повысить компьютерную грамотность медицинских работников, создать условия, которые бы мотивировали персонал использовать технику в своей будничной деятельности. В области законодательства должны быть разрешены все действующие противоречия между федеральным и региональным уровнем и исключена возможность их возникновений. И, конечно, локомотивом всех изменений остается административный ресурс, который подключается наверху и по принципу цепной реакции вовлекает в процесс руководство на всей вертикали власти».

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее