Спецпроекты

На страницу обзора
МДМ Банк сокращает «зоопарк» систем и делает ставку на дистанционное банковское обслуживание
Эллиот Гойхман, начальник департамента информационных технологий МДМ Банка, рассказал CNews, что в планах банка на 2014 год – консолидация унаследованных систем ДБО, унификация АБС розницы и создание новых мобильных приложений с множеством нововведений.

Эллиот Гойхман

CNews: Какое место в общей структуре затрат МДМ Банка занимают инвестиции в ИТ?

Эллиот Гойхман: Разделить инвестиции в ИТ и сопровождение существующих систем не всегда представляется возможным. Например, если вы модернизировали имеющуюся систему, сложно сказать, инвестиция ли это или ожидаемые эксплуатационные расходы. Опираясь на данные МСФО, можно сказать, что в общей структуре операционных расходов инвестиции в ИТ составляют около 5%. В 2013 году мы реализовали несколько больших инвестиционных проектов: модернизация парка ПК, закупка СХД, переход на IP-телефонию.

CNews: Назовите, пожалуйста, основные направления в развитии ИТ вашего банка. Изменились ли они?

Эллиот Гойхман: Резких отличий по направлениям ИТ-бюджета в 2013 по сравнению с 2012 годом нет. Основные направления: программное обеспечение (приобретение и текущее содержание, включая лицензионные платежи), услуги связи, серверное оборудование, телекоммуникации и сети.

Нам удалось существенно сэкономить на услугах связи, благодаря централизации договоров телекома. Но одновременно мы значительно увеличили затраты на закупку новых ПК для рабочих мест. Учитывая, что масштабная модернизация парка ПК не производилась с 2006 года, этот вопрос давно назрел. Мы доказали экономическую эффективность закупки новых ПК, как за счет увеличения эффективности сотрудников банка, так и за счет энергосбережения, а также улучшения показателей TCO (total cost of ownership) за счет централизации управления парком ПК.

CNews: Какие проекты 2013 г. являются стратегически важными для банка и почему?

Эллиот Гойхман: Структурные преобразования в ходе объединения МДМ Банка и «Урса Банка» отразились на состоянии ИТ: разнородный ИТ-ландшафт, в том числе множественные АБС и системы дистанционного банковского обслуживания. Стратегические проекты ИТ затронут консолидацию АБС и клиентского пространства, модернизацию единого хранилища данных (ЕХД) и доступа к нему, стандартов отчетности, консолидацию ПО дистанционного банковского обслуживания (ДБО) юридических лиц, модернизацию механизмов и оптимизацию процессов подключения к системам ДБО как физических, так и юридических лиц.

Проекты, проводятся в тесном сотрудничестве ИТ и бизнеса. Они позволят МДМ Банку предоставлять услуги быстрее и качественнее, предлагая релевантные продукты и условия на основе более детальной информации о клиенте. Банк поможет клиентам существенно экономить время, исключив лишние визиты в отделения за счет подключения различных дистанционных услуг.

CNews: Среди сложностей вы упомянули разнородность АБС, систем ДБО и необходимость их интеграции. Почему вы не хотите перейти на единые решения?

Эллиот Гойхман: Практически все большие универсальные банки имеют более одной АБС. Это связано как со спецификой решений АБС, так и с риском зависимости от одного поставщика.

Что касается уменьшения количества АБС в банке, то необходимо учитывать ресурсы, трудозатраты, финансовые вложения, время, и, что немаловажно, риски, которые такое объединение повлечет за собой. И представители бизнеса, и ИТ прекрасно понимают необходимость консолидации клиентских пространств розницы, но при этом бизнес активно развивается, трансформируется и поэтому мы имеем дело со слиянием двух и более постоянно меняющихся систем. Кроме того, в банке, с такой долгой историей, как у МДМ, АБС связана с десятками систем, и даже составление аналитики о том, как нужно перестроить процессы, может занимать месяцы.

Переход на единую систему ДБО для юрлиц осуществляется планомерно, и, при необходимости, сопровождается перевыпуском ключей криптозащиты, переподписанием договоров дистанционного обслуживания и обучением клиентов. Для юридических лиц переход на новую систему ДБО сравним со сменой бухгалтерской программы – другие методы построения отчетов, загрузки реестров платежей, поэтому клиентам нужна помощь и поддержка в этом процессе, а она занимает какое-то время.

Развитие систем дистанционного обслуживания – одно из приоритетных направлений департамента информационных технологий. Новые решения дистанционного обслуживания позволят не только разгрузить сотрудников дополнительных офисов банка, сэкономить клиентам их ценное время, но и привлечь комиссионный доход за совершаемые платежи.

CNews: Какие проекты, реализованные в 2012 году, вы можете отметить? Планирует ли МДМ Банк развивать дистанционное обслеживание?

Эллиот Гойхман: Из проектов, результаты которых видны извне, стоит отметить обновленную версию мобильного приложения с многочисленными улучшениями – существенно расширена функциональность переводов, увеличено количество получателей платежей, возможности мобильного банка практически сравнялись с нашим интернет-банком, исправлены дефекты предыдущей версии. Была существенно увеличена скорость доставки СМС-сообщений по всем операциям, совершаемым по картам банка, улучшена читаемость и наглядность текстов СМС-сообщений. Кроме того, были выведены из эксплуатации две legacy-системы ДБО.

Мы планируем создать новые, а также модернизировать и расширить спектр существующих мобильных приложений банка. Приложения будут предусматривать гибкие методы авторизации и подтверждения платежей, в зависимости от суммы, а через 1–2 версии мобильные приложения смогут считывать QR и баркоды платежных квитанций.

CNews: Какие законодательные нововведения 2012–2013 годов, на ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на процесс информатизации банков?

Эллиот Гойхман: Сейчас уровень информатизации любого банка достаточно высок. Информатизация необходима для выживания в условиях постоянно нарастающей конкуренции и быстро меняющихся требований российских регуляторов.

Законодательные нововведения являются лишь дополнительными катализаторами дальнейшей информатизации и более полной автоматизации процессов. Из таких нововведений стоит отметить требования по отправке уведомлений в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), приему платежей в бюджет и по получению текущих начислений по государственным, муниципальным и коммерческим услугам из ГИС ГМП.

Подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) откроет для банков дополнительные возможности по автоматизации процессов взаимодействия со службой судебных приставов, федерального казначейства и пр. Меньшее влияние на автоматизацию окажут законы, регулирующие процесс уведомления клиентов при использовании электронных средств платежа (федеральный закон «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ).

CNews: Сегодня банки уделяют много внимания консолидации информационных ресурсов. На каком этапе проекта по созданию единого хранилища данных сейчас находится банк?

Эллиот Гойхман: МДМ Банк уделяет большое внимание консолидации информационных ресурсов и сейчас полным ходом идет процесс по созданию ЕХД, которое заменит собой несколько унаследованных систем, используемых банком. Технологическим комитетом банка согласована архитектура решения, в результате конкурса выбран поставщик единого хранилища и определен продукт стандартизации ETL.

CNews: Много говорится о возрастающей актуальности компонентной архитектуры. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Эллиот Гойхман: По-моему, это всего лишь один из buzzwords банковской индустрии, который многие производители ПО трактуют на свое усмотрение и используют в своих маркетинговых материалах. Любой поставщик АБС вам скажет, что у них не монолитное решение, а модульное построение системы, что все внедряемые компоненты независимы, что любой дополнительный модуль у них plug-and-play, и что внедрение одного модуля не затронет функционал другого. А есть ли у каждого банка возможность посмотреть под капот своей АБС? Есть ли у него специалисты такого уровня, который позволит им оценить реальные архитектурные качества АБС.

CNews: Какие потребности банков в информатизации недостаточно закрываются вендорскими решениями?

Эллиот Гойхман: Вендорские решения могут закрыть все потребности банков в автоматизации, но с разной степенью эффективности, в том числе экономической.

CNews: Какие тренды (мировые, локальные) будут определять процесс банковской информатизации в ближайшие пару лет?

Эллиот Гойхман: Динамика развития персональной электроники указывает на то, что уже в 2014 году среди пользователей широкополосного интернета будут доминировать мобильные устройства и планшеты, а не традиционные ПК. Это значит, что фокус будет смещаться на предоставление компактной, мобильной информации, возможности принятия решений и выполнения платежных поручений «на бегу». Будут развиваться мобильные приложения, позволяющие сканировать баркоды платежек, QR кодов счетов, приложения, осуществляющие проведение платежей P2P. Мы увидим стремительный рост мобильных и бесконтактных платежей. Банки будут стараться опередить конкурентов во внедрении таких приложений, будут акцентировать внимание клиентов на удобстве и экономии времени клиента, чтобы избежать традиционной процентной борьбы.

CNews: Какой будет динамика ИТ-бюджета вашего банка в 2014 году? Каковы будут основные направления информатизации?

Эллиот Гойхман: ИТ-бюджет 2014 года находится в стадии формирования и будет соответствовать задачам, поставленным перед департаментом ИТ. Бюджет 2014 отразит расходы планируемых работ по консолидации АБС, объединении систем ДБО юрлиц, модернизации ЦОДов, продолжению создания корпоративного хранилища данных.

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
№  Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее