Спецпроекты

На страницу обзора
Михаил Макеев, «Пиклема»: Срок окупаемости ИТ-системы в нашем сегменте составляет порядка года

Создание и внедрение ИТ-решений на горнодобывающих предприятиях имеет ряд специфических моментов. О них мы поговорили с Михаилом Макеевым, управляющим директором компании «Пиклема».

Михаил Макеев«Пиклема»

CNews: Что является мотиватором для заказчиков в вашей сфере, заставляющим внедрять цифровые решения?

Михаил Макеев: Важно понимать, какую цель преследуют заказчики, внедряя очередное цифровое решение. Вариантов может быть несколько.

На первом месте — повышение промышленной безопасности, хотя оно не имеет прямой окупаемости. Снижение вероятности инцидентов — от аварий до катастроф — входит в топ целей, для которых внедряют цифровые решения в добывающей промышленности. Это и вопрос социальной политики, и экономически значимый фактор: штрафы за инциденты на производстве бывают значительными.

Повышение эффективности производства — на втором месте, на мой взгляд, хотя многие предприятия ставят эту цель на первое место. Но с этим направлением не все просто. Наиболее очевидная цель — понижение себестоимости, то есть снижение затрат на единицу продукции: то есть тонны угля, руды или других полезных ископаемых, с которыми работает горнодобывающее предприятие. Но иногда на первое место выходит повышение производительности, что зачастую противоречит задачам снижения себестоимости. Для бизнеса важна прибыль, поэтому иногда бывает важнее больше произвести, чем снизить себестоимость, а если в данный момент цена продукции предприятия высока, то увеличение выработки актуально даже при повышении цены единицы продукции.

В современных условиях важно повышение общей культуры производства, происходящее в ходе цифровизации. Цифровизация меняет условия труда — объем ручной работы становится меньше, что позволяет людям развиваться, получая новые профессии. Это бывает важно для мотивации сотрудников. Напомним также, что сейчас дефицит рабочей силы, а представители молодого поколения привыкли работать с цифровыми инструментами — человек может просто не пойти работать на предприятие, где пишут на бумажках вместо планшетов.

Михаил Макеев, «Пиклема»: Эффективность основных технологических процессов и повышение уровня промышленной безопасности — ключевые цели внедрения «цифровых решений» в горнодобывающей промышленности

CNews: Насколько эффективно применение цифровых инструментов без обновления основных производственных мощностей?

Михаил Макеев: Процессы обновления производственных мощностей идут параллельно с внедрением ИТ-решений. Обновление оборудования на производстве идет постоянно, пока одно обновляют, другое устаревает, и цикл повторяют. Цикл обновления производственных мощностей довольно длительный. Например, карьерный самосвал служит не менее 7-10 лет.

Карьерный самосвал в год сжигает топлива в среднем на 30 млн. рублей. Создавая решение, позволяющее водителю более эффективно управлять этой машиной, мы позволяем экономить порядка 5% топлива при использовании того же самосвала. Как видно, посчитать экономическую выгоду от внедрения создаваемых нами решений довольно легко.

Срок окупаемости ИТ-системы в нашем сегменте составляет порядка года. Однако, по мере внедрения новых современных решений, уже имеющих встроенные датчики, процессы внедрения цифровых решений становится быстрее, проще и дешевле, что в ряде случаев снижает срок окупаемости. В целом срок окупаемости проектов по цифровизации не связан с обновлением основных производственных можностей.

CNews: Насколько, как показывает практика, приходится «доводить» систему сбора данных, добавляя новые датчики?

Михаил Макеев: Базовый комплект датчиков обычно предустановлен на современную технику, причем они присоединены к общей информационной шине. Дополнительные датчики нам нужно бывает ставить все реже и реже. Но даже сейчас в нашей практике нет ни одного проекта, когда установка дополнительных датчиков была бы не нужна. Например, их приходится устанавливать на старой технике, которую нужно включать в единую систему контроля и управления всем комплексом оборудования, работающего на площадке.

CNews: В чем видите основную разницу при создании решений для сбора данных на производствах разного типа?

Михаил Макеев: Задачи различаются в зависимости от типа оборудования, которым мы хотим управлять. Оборудованием может быть стационарным, а может мобильным.

Стационарному оборудованию проще обеспечить стабильный канал для подключения к ИТ-инфраструктуре предприятия. К оборудованию такого типа можно подвести кабель для передачи данных или при беспроводном подключении разместить стационарную приемную антенну так, чтобы она всегда обеспечивала связь.

С мобильным оборудованием сложнее — оно может уехать в зону, где связь в данный момент отсутствует. Коммуникационную инфраструктуру обычно разворачивают несколько медленнее, чем идет выработка, а в подземном забое связи на «последней миле» может не быть вообще. При проектировании решений, в которых задействованы мобильные системы, зачастую требуется продумывать систему EDGE-устройств, которые будут выполнять промежуточную обработку и синхронизацию данных, получаемых с техники.

CNews: Как часто возникает необходимость в предварительной обработке данных EDGE, «вычислений на границе сети» для ваших задач?

Михаил Макеев: В условиях горных работ — практически в ста процентах случаев. Наладить передачу данных с отдаленных карьеров или буровых в общую сеть компании бывает довольно сложно из-за удаленности объектов, но даже при наличии широкополосных каналов связи передавать видеопотоки для обработки на удаленных серверах не стоит — это невыгодно экономически. Поэтому видеоаналитику для ряда распространенных задач наших заказчиков — например, определение наличия зубьев в ковше экскаватора, контроль гранулометрического состава и т.д. — лучше выполнять «по месту», а в сеть уже передавать агрегированную информацию с пакетами данных о событиях.

CNews: Как часто используете видеоаналитику для получения данных с объектов и площадок?

Михаил Макеев: Видеоаналитику используем все активнее. Мы даже создали в компании выделенный отдел, создающий соответствующие решения для горнодобывающей и металлургической промышленности.

Но следует помнить, что ИИ и другие алгоритмы — лишь часть системы, созданной для решения бизнес-задачи бизнеса. Например, мы создали для одного из наших заказчиков решение, позволяющее сокращать потребление извести, причем экономия может доходить до 10%. Оно использует видеоаналитику, но в его состав входят не только решения «компьютерного зрения», анализирующие происходящее на конвейерной ленте, но и весы с другими датчиками, математика, обрабатывающая весь комплекс получаемых данных, система управления конвейером и другие компоненты.

CNews: Используете ли вы уникальную математику или это достаточно традиционные алгоритмы, примененные для прикладных задач в нишах?

Михаил Макеев: Все основные алгоритмы описаны давно. Сейчас их широкое применение стало возможным благодаря росту вычислительных мощностей.

Для применения математики важны наши компетенции, которые наработаны за годы внедрений цифровых решений на предприятиях, они позволяют понимать, какую производственную задачу позволит решать сбор и обработка данных. Датчики и алгоритмы важны, но контроль техники не решает бизнес-задач — он не повышает безопасность и не снижает себестоимость. Сбор данных необходим, но не достаточен — нужна также их первичная обработка, синхронизация с сервером и выдача рекомендаций, позволяющих человеку эффективнее управлять техникой.

Мы решаем задачи заказчика. Например, экономия топлива для карьерных самосвалов для своего решения требует больше, чем обработка данных и выдача рекомендаций водителю. Собираемые данные после анализа в наших системах позволяют сделать практически выводы руководству водителей, смежным департаментам и т.д. Например, в ряде случаев для повышения эффективности нужно не только менять параметры управления самосвалом, а направить грейдер для улучшения некоторых участков дороги. Как видно, для решения практических задач нужна не только математика, но и опыт взаимодействия с реальными задачами.

CNews: Кто и как интерпретирует полученные от ваших систем данные? Или данные анализа выходят в форме, понятной любому специалисту с профильным техническим образованием?

Михаил Макеев: Мы создаем интерфейс для работы с нашей системой на рабочем месте операторов техники — машинистов экскаватора, водителей карьерных самосвалов и т.д. Интерфейс интуитивно понятен и не требует специальных знаний. Наши системы выдают рекомендации в терминах, знакомых оператору: увеличить скорость самосвала перед подъемом, изменить скорость конвейера, добавить воды и т.д.

CNews: Применяете ли ИИ или для ваших задач вполне достаточно традиционной математики?

Михаил Макеев: С ИИ мы, конечно, работаем. Создать ИИ-модель достаточно просто, но она требует «привязки» к производственным процессам, дальнейшего развития и совершенствования. На создание самой модели обычно уходит не более 3% ресурса, а остальное — на ее доводку и на дальнейшее развитие.

CNews: Требуются ли для хранения данных, нужных вашим системам для работы, дополнительные СХД, или там не такие уж гигантские объемы?

Михаил Макеев: Особенность в том, что данные разноплановые, требующие разных подходов для хранения. Телеметрия в горнодобывающей промышленности выдает не такое большое количество данных — десятки терабайт в год. Но есть «3D-данные» — информация с дронов, геологические и т.д. — они тоже относительно небольшие по объему, но их нужно хранить несколько иначе, хотя бы потому, что они меняются с течением времени. Наконец, есть видеопотоки с камер наблюдения и другая медийная информация, к размещению которой нужен третий подход.

Замечу, что ИТ-инфраструктура на предприятиях единая для всех цифровых решений. Размещение данных для наших систем является частью общей стратегии хранения данных на предприятии, поэтому наши заказчики соответствующие задачи решают самостоятельно. За последние пять лет мы ни разу не поставляли заказчикам сервера!

CNews: Насколько глубокая кастомизация требуется для внедрения на разных предприятиях, работающих на одном вертикальном рынке?

Михаил Макеев: Каждое горнодобывающее предприятие уникально. На каждом свой рельеф, карта технологических дорог и своя карта полезных ископаемых, предприятия расположены в разных климатических зонах — где-то жарко, где-то — наоборот, очень холодно.

Однако, техпроцессы, которые мы автоматизируем, практически одинаковые: добываем, грузим, перевозим, складируем и т.д. Есть некоторые отличия в зависимости от типов руды, но они минимальны. В итоге кастомизация охватывает порядка 10% внедряемых решений.

Это позволяет нам создавать решения, которые можно быстро перенести с одного предприятия на другое. Кастомизировать «по месту» их все равно придется, но процессы внедрения будут быстрее и дешевле.

CNews: Кто обычно выполняет внедрение решений: ваши специалисты, инженеры партнеров, технические сотрудники со стороны заказчика?

Михаил Макеев: В основном необходимый монтаж реализуют наши партнеры ИТ-интеграторы, но иногда это делает служба предприятия. Мы контролируем эти процессы, а также дальнейшее обслуживание компонентов системы. Иногда мы привлекаем специалистов одного заказчика для реализации решений у другого заказчика — в нашей практике есть и такие прецеденты.

CNews: Как часто требуется внесение изменений для уже внедренных решений? Или после внедрения они существуют по принципу «работает не трогай»?

Михаил Макеев: Есть различные виды изменений. Например, формы отчетности меняются достаточно часто, их невозможно предусмотреть. Мы создали конструктор отчетов, позволяющий заказчикам создавать нужные формы самостоятельно. Также мы реализовали «витрины данных», которые нужны как для создания отчетов, так и для передачи информации из наших систем в другие решения, работающие на предприятии, например, в ERP.

CNews: Решения для каких новых сегментов планируете выпустить в краткосрочной перспективе год-полтора?

Михаил Макеев: Мы фокусируемся на создании ИТ-решений для горнодобывающей отрасли, а также на смежных задачах, связанных с обогащением твердых полезных ископаемых. Мы считаем, что нельзя быть экспертом во всех отраслях и сегментах, поэтому видя большие потребности отрасли и имея команду экспертов горных инженеров, тесно сотрудничая с наукой (ИПКОН РАН), образовательными организациями (Санкт Петербургский Горный Университет), мы нацелены на развитие как наших текущих решений, так и создание новых. Приоткрою наши планы с точки зрения создания продуктов. Мы планируем делать «цифровые советчики» для процессов бурения, экскавации, процессов обогащения. Только для этих перечисленных процессов в горнодобывающей отрасли требуется десятки отдельных узкоспециализированных решений, позволяющих экономить сотни миллионов рублей для предприятий отрасли.

CNews: Какие изменения будут внесены в действующие продукты компании в краткосрочной перспективе?

Михаил Макеев: В наших ближайших планах — система адаптивного круиз-контроля для карьерных самосвалов, которая будет самостоятельно управлять газом и тормозом для оптимизации движения, рулевое управление пока не трогаем, оставляя его за человеком-водителем. Также в скором времени мы запустим промышленные испытания системы предотвращения столкновений. При этом системы автономные — они могут работать без внешней телеком-инфраструктуры. Они будут доступны в начале следующего года.

Мы продолжаем развивать интерфейсы визуализации наших систем для водителей, машинистов горной техники. Например, мы создали единый экран (мультимедийную систему) для получения водителем всей информации, что упростит работу: теперь не нужно будет переключать внимание между разными дисплеями, на которых сейчас отображается разнородная информация — давление в шинах, советчик водителю, данные о диспетчеризации, диагностическая информация и т.д. Виджеты и «информеры» нашей системы оптимизированы с точки зрения приоритетности получаемых данных, что также повышает уровень безопасности.

Мы также начали процесс по созданию дополнительного функционала для нашего советчика шинного инженера с компанией Tyreman. Суть доработок заключается в применении тепловизионного контроля шин для поиска повреждений и заблаговременных рекомендаций персоналу о дефектах или порезах шин. Данный тепловизионный контроль — это уникальная для России и в целом для отрасли технология, которая только недавно была апробирована в Австралии.

CNews: Каковы перспективы продуктов компании за пределами рублевой зоны?

Михаил Макеев: Российский рынок для нас был и остается ключевым, тут у нас более 90% заказов. Российским заказчикам доступны все наши продукты, глобальным — пока только один (цифровой советчик водителю). Дело в том, что внедрениями на других континентах и сопровождением там решений заниматься достаточно непросто и прежде чем активно продавать, нужно подготовить региональных партнеров поддерживать и обслуживать системы, минимизировать сложность во внедрении системы.

Мы производим программное обеспечение, которое способно решать профильные задачи для горнодобывающей отрасли в любой точке мира. Наш софт работает с любым стандартным оборудованием, что позволяет решать бизнес-задачи заказчика в разных регионах: у нас есть проекты в Африке, мы сотрудничаем с компаниями из Австралии, Южной Америке и т.д. Но российский рынок остается для нас основным.

Перспективным направлением развития наших технологий — это создание адаптивного круиз-контроля для водителей самосвалов и другой техники. На базе цифрового советчика водителя мы планируем доработать алгоритмы управления «газом» и «тормозом», а это фактически пол шага к автономному движения на горных предприятиях. Мы считаем, что сейчас не время внедрять роботизированные технологи, а как раз нужно сфокусироваться на инкрементальных улучшениях текущих процессов и адаптивный круиз контроль или ADAS как раз может стать такой прорывной технологией для горнодобывающей отрасли.

CNews: Какие вы видите тренды в горнодобывающей отрасли в целом?

Михаил Макеев: Мы видим, что в 2024 году и возможно, в ближайшие 3-4 года будут временем партнерств, где тесная интеграция технологических компаний позволит аккумулировать усилия в узких сегментах и совместно создавать быстрее и более качественные решения. С учетом убыстрения времени разработки, времени внедрений, важно фокусироваться на главном, поэтому качественно создавать продукты, которые полезны отрасли можно только в партнерстве, а лучше в консорциумах партнеров, где каждый занимает свою роль. Кто-то думает над гипотезами, кто-то программирует, кто-то внедряет, кто-то предоставляет преднастроенный стек-технологий, а кто-то только модельки компьютерного зрения.

erid:2SDnjdgyv9EРекламодатель: ООО "Пиклема"ИНН/ОГРН: 9717032820/1167746635374Сайт: https://www.piklema.ru/