По итогам 2015 г. Тульская область занимает 34 место по уровню развития информационного общества среди российских регионов. Руководство области уверено, что в ближайшие годы ее позиции в рейтинге существенно улучшатся. Залогом тому является взвешенная политика в области развития ИКТ-инфраструктуры, ориентированная на постоянное повышение уровня и качества сервисов, заявляют в правительстве региона.
Тульская область занимает 34 место в первом Рейтинге субъектов РФ по уровню развития информационного общества, подготовленном Минкомсвязи РФ по итогам 2015 г. Рейтинг формируется на основании 58 показателей по 7 подындексам: человеческий капитал, инфраструктура ИКТ, электронное правительство, использование ИКТ в домохозяйствах и населением, ИКТ в культуре, ИКТ в сфере предпринимательства и торговли, ИКТ в здравоохранении.
Представленная версия рейтинга базируется в основном на информации Росстата. В дальнейшем в число источников планируется включить данные ведомственной статистики, порталов органов исполнительной власти (открытые данные), ГАС «Управление», и информацию, собранную при помощи информационной системы «Электронный регион», говорят в Минкомсвязи. «Мы провели полный анализ методики оценки показателей в рейтинге, а также сравнили себя с остальными регионами ЦФО. Точки роста для нас понятны. Уверен, в следующий раз мы будем на более высокой позиции», – комментирует CNews представленные результаты Ярослав Раков, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.
- 34 место по уровню развития информационного общества
- 1 место по качеству публикации открытых данных
- 6 место по уровню ИКТ-расходов
Согласно данным Рейтинга публикации органами государственной власти информации в формате открытых данных за 2015 г., подготовленного Аналитическим центром при Правительстве РФ, Тульская область занимает 1 место среди регионов России по интегральному показателю. При подготовке рейтинга учитывалась информация об общем количестве опубликованных открытых данных, их качестве и востребованности, а также соответствии требованиям законодательства РФ. Тульская область второй год подряд сохраняет лидерство по количественному показателю – в 2015 г. ее жителям был доступен 831 набор открытых данных, а в 2014 г. – 575. Также регион занимает 4 место по числу скачиваний и входит в тройку лидеров по их актуальности. При этом в открытом доступе размещено 94,12% обязательных наборов данных, предусмотренных законодательством РФ.
Тульская область входит в топ-10 российских регионов по объемам финансирования мероприятий в сфере ИКТ. Так, в подготовленном CNews рейтинге ИКТ-затрат регионов в 2016 г. Тульская область занимает 6 место против 9 места в 2015 г. с показателями ₽1434,7 руб. против ₽1134,6 руб. соответственно. Таким образом, расходы региона на ИКТ в 2016 г. увеличились на 26,4%.
Электронная Тула-2015
В 2015 г. Министерством по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области и подведомственными учреждениями «Центр информационных технологий» и МФЦ было реализовано 22 проекта. Крупнейшими из них стали строительство Единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС), завершение проекта создания сети МФЦ, создание многофункционального миграционного центра (ММЦ), внедрение единой системы учета обучающихся и запуск мобильного приложения «Транспорт 71».
В рамках проекта ЕИКС в 260 населенных пунктах были проведены дополнительные магистральные оптические каналы, что позволило подключить к ним 418 государственных и муниципальных учреждений. Таким образом, общее число учреждений, имеющих ШПД, достигло 1616. Также проект позволил повысить уровень проникновения широкополосного доступа в сеть интернет в домохозяйствах Тульской области с 45% в 2014 г. до 52,7% в 2015 г. при плановом показателе 50%.
В рамках программы устранения цифрового неравенства, первый этап которой завершился в 2015 г., было построено 36 точек коллективного доступа в сельских поселениях Алексинского, Богородицкого, Дубенского, Заокского, Каменского, Кимовского, Киреевского, Куркинского, Одоевского, Плавского, Узловского, Чернского, Щекинского и Ясногорского районов. В 2016 г. запланировано строительство еще 68 точек, а к 2018 г. их общее число достигнет 224.
В 2015 г. в Тульской области существовало 34 отделения МФЦ и 109 территориально обособленных структурных подразделений, общее количество окон в которых составило 396. В МФЦ оказывается 271 услуга, в том числе 55 федеральных, 100 региональных и 116 муниципальных. Всего в 2015 г. жители региона получили в МФЦ 2 378 288 государственных и муниципальных услуг.
В марте 2015 г. в Туле заработал первый многофункциональный миграционный центр (ММЦ). Основная задача центра – помощь в подготовке документов для оформления трудовых патентов иностранцам с правом безвизового въезда в РФ. В течение года ММЦ посетило 19 117 иностранных граждан, из которых 11 756 подали документы на оформление патентов.
К концу 2015 г. 415 427 жителей региона были зарегистрированы в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), что составляет 31,13% населения Тульской области старше 14 лет. Создано 288 центров подтверждения учетных записей. Количество размещенных на региональном портале gosuslugi71.ru услуг достигло 156. В 2015 г. через портал было оказано 79 436 услуг, что почти в пять раз больше, чем в 2014 г. (16 494 услуги).
Единый контактный центр правительства Тульской области организован на базе Центра информационных технологий. В 2015 г. им было принято более 1,2 млн обращений, что в два раза больше, чем в 2014 г. (568 664 обращений). Большая часть – более 1 млн – обращений касалась записи на прием к врачу. Также около 7 тыс. обращений в месяц поступает на «Телефон доверия Губернатора» и более 13 тыс. в месяц – на сервис «Консультации по работе МФЦ». По результатам регулярного исследования, общая оценка удовлетворенности жителей работой единого контактного центра по итогам 2015 г. года составила 4,7 балла из 5.
В 2015 г. Единым контактным центром реализованы новые сервисы. Среди них единый мобильный телефон (переадресация вызовов жителей на глав и заместителей глав администрации), горячая линия по вопросам загрязнения окружающей среды, поддержка антинаркотического месячника «Вместе против наркотиков», горячая линия по вопросам лицензирования управляющих компаний и организация приема звонков по вопросам возникновения пожароопасных ситуаций.
В рамках региональной программы информатизации здравоохранения в настоящий момент проводятся работы по разработке и пилотному внедрению модуля «Скорая помощь». Он автоматизирует бизнес-процессы в части диспетчеризации и отслеживания маршрутов автомобилей скорой помощи.
Ведутся
работы по разработке региональной системы родовспоможения, которая позволит
сократить младенческую смертность с помощью своевременного оповещения о
необходимости проведения той или иной процедуры или дополнительного
обследования, а также определение группы риска роженицы. Также создается система «Диспансеризация», которая позволит автоматизировать
бизнес-процессы диспансеризации и ведения паспорта здоровья.
Количество электронных записей на прием к врачу
Источник: Правительство Тульской области, 2016
Информационное общество: перспективы 2020
В апреле 2016 г. согласно постановлению Правительства Тульской области расходы на реализацию программы «Информационное общество Тульской области» были увеличены с ₽6,2 млрд до ₽7,3 млрд.
Финансирование программы «Информационное общество Тульской области», pмлрд
Источник: Правительство Тульской области, 2016
Среди приоритетных проектов текущего года cтроительство Единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС), развитие системы управления сферой образования, создание системы электронных путевок в санаторно-оздоровительные лагеря и централизованной системы управления архивами региона, а также запуск транспортного портала Тульской области.
- Cтроительство Единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС);
- развитие системы управления сферой образования;
- создание системы электронных путевок в санаторно-оздоровительные лагеря;
- создание централизованной системы управления архивами региона;
- запуск транспортного портала.
Согласно заявленным правительством планам, к 2020 г. на региональном портале должна появиться информация обо всех государственных и муниципальных услугах, при этом не менее 250 из них будут оказываться в электронном виде. К широкополосному доступу в интернет будет подключено не менее 80% домохозяйств, а доля граждан, получающих госуслуги в электронном виде, достигнет 70%. «В рамках работы над повышением качества оказания государственных услуг в Тульской области мы выделяем два основных направления, – рассказывает Ярослав Раков. – Первое: типизация административных регламентов. Второе: исключение необоснованных процедур и документов в процессе оказания государственных и муниципальных услуг».
Единожды отлаженные автоматизированные механизмы работают быстро и без ошибок. Исчезают коррупционная составляющая и предвзятость решения. А следовательно, растет и качество оказания услуги, уверен министр.
- II место в основной номинации в категории «Малый проект»,
- III место в спецноминации Аналитического центра при Правительстве РФ «Лучший проект, реализованный в органах государственной власти»
- III место в номинации «Организация и деятельность проектных офисов в ОИВ субъектов Российской Федерации»,
- диплом финалиста номинации «Система управления комплексным проектом» за проект по развитию широкополосного доступа в сеть интернет в регионе
- профессиональная премия в области информационной безопасности «Серебряный кинжал»
- диплом Минкомсвязи РФ за значительные результаты в области использования технологии PKI в 2015 г.
- I место среди систем по автоматизации процессов информирования граждан
- II место в номинации «Популяризация и продвижение сервисов электронного правительства»
- III место среди систем по автоматизации процессов сбора общественного мнения