Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Документооборот

Бизнес продолжает работать на бумаге

Сбор данных для СЭД в мобильных и "полевых" сценариях работы по-прежнему осуществляется преимущественно на бумаге. Бизнес-пользователи используют распечатанные формы и анкеты, но понимают ценность электронных документов и соответствующего оборудования. К таким выводам пришли исследователи из компании Anoto и, в основном, с ними солидарны и специалисты, работающие на отечественном рынке.

По данным опроса, проведенного аналитической компанией Anoto, 86% компаний сегодня продолжают пользоваться бумажными формами для ввода информации, относящейся к своей деятельности или деятельности клиентов. В свою очередь, доля тех, кто полностью отказался от подобной практики составляет всего 13.9%. Исследователи выяснили, что 45% опрошенных используют распечатанные анкеты 5 и более лет и их количество не сокращается или в ряде случаев увеличивается. Тем не менее, респонденты проявляют интерес к средствам автоматизации ввода данных в СЭД, в частности, к планшетным ПК (в частности, iPad). Об этом говорят 75% респондентов, а 38% организаций уже запланировали внедрение подобных решений. Отечественные игроки рынка СЭД уверены, что приведенные показатели отображают общемировой уровень информатизации общества и в нашей стране доля приверженцев традиционных бумажных технологий была бы еще выше.

По оценкам Дмитрия Романова, директора по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", в России количество организаций, которые собирают данные, заполняя бумажные формы, составило бы порядка 95%, из них такой механизм сбора данных использует более 5 лет не менее 90%. Интерес к различным решениям, позволяющим собирать данные в формы в электронном виде, эксперт оценивает на уровне 30%, а собирающихся внедрить подобные системы - не более 10%. Он считает, что приведенная в опросе картина характерна для всего западного рынка и, скорее всего, США не являются особым исключением в лучшую или в худшую сторону. Говоря о российском рынке, специалист отмечает, что с недавнего времени в стране наблюдаются некоторые позитивные движения и они связаны с развитием сервисов по предоставлению госуслуг в электронном виде. Для объяснения своей точки зрения Дмитрий Романов предлагает разделить потребителей подобных решений на две группы, в одну из которых входят сотрудники организаций, которым по роду деятельности приходится постоянно заполнять такие формы (страховые агенты, менеджеры по продажам), а в другую – обычные граждане, которые сталкиваются с заполнением форм нерегулярно. "В первом случае вероятность и целесообразность применения подобных технологий гораздо выше, и тем выше, чем больше количество подобных сотрудников присутствует в организации. Надо признать, что подобные решения для сбора данных в электронном виде применяются уже местами, в том числе и в нашей стране, - констатирует господин Романов. - Что касается заполнение форм простыми пользователями, то, скорее всего, они будут продолжать заполнять их в бумажном виде до тех пор, пока не появится возможность простой и надежной аутентификации человека при работе через интернет, а результаты этой аутентификации будут иметь юридическую значимость. Это не означает обязательного введения каких-либо интернет-паспортов, но требует детальной проработки всех организационных и правовых аспектов подобных транзакций".

Более категоричной точки зрения придерживается Павел Плотников, директор департамента продвижения решений и продуктов корпорации "Элар", когда говорит, что в России почти 100 % компаний используют бумажные формы сбора данных. Он связывает это, во-первых, с привычкой пользователей и, во-вторых, с необходимостью проведения консультаций или обучения этих пользователей для работы по новой схеме. В качестве примера эксперт приводит реализацию продаж электронных билетов на вокзале через терминалы. Говоря о результатах опроса, он соглашается с тем, что статистика, полученная Anoto, относится к западному рынку в целом за исключением Японии, где уровень информатизации значительно выше.

Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, оценивает количество компаний, использующих для ввода информации бумажные формы в России, на уровне 100%, а готовых переходить на электронные средства ввода - на уровне 10% или ниже. При этом ситуация на западном рынке, по его словам, неоднозначная. В качестве иллюстрации он приводит два случая: один в Германии, где при получении кредита все заполненные документы заемщика были отсканированы и после этого уничтожены, и в США, где детей специально учат писать не курсивом, а полупечатными буквами именно для того, чтобы они могли заполнять многочисленные анкеты, естественно, с целью их последующей автоматизированной обработки. "Если мы собираем данные клиентов телекоммуникационной компании после заключения ими контракта на обслуживание или, например, сети кофеен в целях выявления профиля нашего клиента и пополнения нашей CRM-системы, скорее всего, такие данные должен предоставлять сам клиент, и использование анкет с логотипом, на хорошей бумаге будет всецело оправданным, - рассуждает господин Бейдер. - Если же гражданин обращается с жалобой на работу чиновника в государственный орган, используя интернет-доступ, то совершенно очевидно, что в таком случае он может заполнить электронную форму на сайте непосредственно в момент обращения. В этом случае нет речи ни об iPad, ни о заполнении бумажных анкет". Он не считает, что в обозримом будущем все коммуникации между компаниями будет осуществляться полностью в безбумажном виде. По этой причине, согласно господину Бейдеру, использование средств массового сканирования и продвинутых систем распознавания еще долго будет оставаться высоко востребованным и экономически оправданным.

Павел Плотников уверен, что стимулировать переход на электронный ввод данных помогут, отработанные стандарты электронных форм и мобильных устройств, что повлечет за собой перераспределение приведенной в опросе доли в 86% - специалист полагает, что ежегодно она будет сокращаться на 5-7 пунктов. "Вместе с совершенствованием технологической базы изменится культура взаимодействия личности с различными институциями. Сначала человечество долго и трудно изобретало письменность, потом переходило от рукописных текстов к печатным, затем от печатных станков и машинок к компьютеру и лазерному принтеру. Скоро и очень быстро мы перейдем на безбумажные технологии. Познав легкость, удобство и выгоду электронных форм, человек уже никогда не вернется к бумаге", - прогнозирует господин Плотников. "Люди по-прежнему предпочитают бумагу всему остальному: она привычная с детства, понятная, ей "верят", - рассуждает Дмитрий Шушкин, руководитель направления корпоративных проектов Abbyy Россия. Разрешить эту проблему может только время – только тогда, когда вырастут дети, чьи навыки письма будут настолько низки из-за постоянного использования компьютерных средств коммуникаций и сбора и хранения информации, что бумага им будет попросту неудобна, только тогда мы перейдём на полностью безбумажные технологии. Эта тенденция, на мой взгляд, едина для всего мира".

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Тем не менее, другие игроки рынка считают, что существующие сейчас устройства не в полной мере подходят для внедрения в качестве замены ручного ввода информации. Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "ИнтерТраст" по развитию бизнеса, полагает, что "полевое" заполнение различных форм в электронном виде является высоко востребованной функциональностью, однако имеющиеся на сегодняшний день технические средства не позволяют пока делать это просто и удобно. "Максимум, что сейчас используется, - это ручное заполнение форм с последующим сканированием и распознаванием полей форм. Если не брать во внимание наиболее характерную задачу массового заполнения форм при проведении опросов и анкетировании, то большие надежды связываются с использованием в целях работы с электронными формами устройств класса iPad как в автономном режиме, так и в режиме реального времени". Стимулами перехода к этим устройствам, по его мнению, будут высокое удобство и предельная простота работы, доступность по цене. "В консалтинге есть такое понятие, как "стоимость проблемы". Если говорить конкретно о бумажном документообороте, то его стоимость складывается из зарплаты сотрудников, которые занимаются заполнением и архивацией бумаг, цен на расходные материалы, помещения для архива и так далее. Пока эта совокупная стоимость ниже стоимости электронного решения, руководитель вряд ли примет решение об автоматизации этого процесса", - объясняет Михаил Крутиков, руководитель направления по работе с корпоративными клиентами департамента Documentum компании "Корус Консалтинг". Он считает, что стимулировать отказ от бумажного документооборота можно только в том случае, если переход на электронные системы приведет к очевидному и быстрому возврату инвестиций и если экономический смысл перехода превысит очевидные организационные трудности. Сравнивая Россию и США, господин Крутиков отмечает, что в нашей стране пока совокупная стоимость использования бумаги гораздо ниже, чем в США, но автоматизация документооборота в Америке находится на совершенно другом уровне и решает уже другие задачи: в России пока проекты по электронному документообороту связаны с задачами организационно-распорядительного документооборота, договорного документооборота и электронных архивов, а все, что находится за рамками этих процессов и относится к автоматизации дополнительных функций, пока не представляет интереса для заказчика.

Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, полагает, что доля компаний, которые намерены внедрить технологии по типу iPad в США, выше, но эта цифра больше значит по отношению к конкретному устройству, а не к безбумажному вводу вообще, поскольку похожие PDA-решения довольно широко распространены повсеместно уже в течение 10 лет. В числе основных стимулов перехода на безбумажный ввод данных эксперт называет повышение уровня компьютерной грамотности пользователей, наличие законодательства и инфраструктуры цифровой подписи, развитость workflow-инфраструктуры у операторов таких документов. Тем не менее, реальное положение дел таково, что не все организации готовы к такой смене практики. Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum, констатирует, что компании, являющиеся заинтересованными в электронном вводе данных, работают с розницей и запрашивают у своих клиентов различные сведения. Госсектор, по его мнению, тоже испытывает потребность в заполнении форм, но эти организации в большинстве своем пока не стремятся к электронной обработке бумажных форм. Интертность заказчиков в ряде случаев эксперт считает объективной - рядовым посетителям банков или торговых салонов проще заполнить документ от руки, чем в электронном виде, или подписать заполненный продавцом лист.

Михаил Демидов